Главная » Обучение детей

Программа обучения детей 4 лет

Программа обучения и развития детей 4-5 лет

Возраст 4 – 5 лет – это этап активного формирования всех отделов мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа), а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.

В этом возрасте дети с одной стороны, стремятся активно участвовать во взрослой жизни (что им еще недоступно), с другой стороны – быть самостоятельными. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Влияние игры на личность ребенка огромна - формируется стиль взаимоотношений с другими людьми, проявляются определенные черты характера (активность-робость, склонность к лидерству, конфликтность, последовательность, упорство и т.п.). В игре раскрываются все коммуникативные качества ребенка.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая потом станет ведущей. Ребенок начинает учиться играя, незаметно для себя овладевая элементарными учебными действиями.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление.

Учитывая особенности развития детей с 4 до 5 лет, педагоги и психологи нашего центра разработали «Программу обучения и развития детей среднего дошкольного возраста».

  • На развитие произвольности всех психических процессов: внимания, воображения и представления, мышления и речи, ощущения и восприятия, памяти;
  • На формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления;
  • На подготовку к обучению чтению (знакомство с буквами и звуками);
  • На обогащение знаний детей об окружающем мире;
  • На развитие творческих способностей и познавательной активности;
  • На развитие мелкой, средней моторики, подготовки руки к письму;
  • На формирование умения работать самостоятельно и в группе сверстников.

Комплексные занятия проводятся 2раза в неделю. Продолжительность занятия 50 минут. Количество человек в группе – 5.

При желании Вы можете дополнить комплексную программу другими более узконаправленными программами и составить индивидуальный «маршрут обучения», подходящий именно Вашему ребенку: «Фантазия». «Остров здоровья». Путешествие в сказку. и др.

Ждем Вас на наших занятиях!

Программа дополнительного образования по обучению математике для работы с детьми 4-5 лет в дошкольном образовательном учреждении

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.

Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, нои упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.

За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.

Программа предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

Новизна дополнительной образовательной программы «Занимательная математика» состоит в том, что мы проводим каждое занятие в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр мы помним о том, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Мы внесли новый вид игры – партнерский, где объединяем более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

- более ранним началом систематического обучения в школе,

- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

- развитие мотивационной сферы;

- интеллектуальных творческих сил;

1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.

2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).

4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).

5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)

  • занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность которого 20 минут (1 академический час). В занятия включены подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;
  • беседы;
  • различные виды игр;
  • рисунки и композиции;
  • индивидуальная работа;
  • сюжетно-дидактические игры;
  • викторины;
  • работа с родителями
  • наглядный;
  • исследовательский;
  • проблемно-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • практический.

Содержание дополнительной программы.

1. Количество и счет

• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.

• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.

• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .

• Отрабатывание счетных навыков.

• Согласование числительных с существительными.

• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.

• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).

• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).

• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.

• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.

• Развитие представлений о форме предметов.

• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.

4. Ориентировка в пространстве и времени

• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.

• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.

5. Логические задачи

• Группировка предметов по определенному признаку.

• Исключение предмета из группы по определенному признаку.

• Составление целого из частей.

В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.

(В перспективном планировании указан номер литературного издания после названия упражнения, вторая цифра означает страницу.)

Раннее развитие ребенка.

Методики раннего развития детей - методика Зайцева.

Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является склад.

Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков.

Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит ма , па , ба . На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же играючи малыши знакомятся и с математикой. Зайцев разработал специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучение по методике Зайцева - это не только таблицы слогов и арифметических действий, но и игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, пазлы, строительные наборы и т.д. Ко всему прочему, созданная в детском саду или в школе обучающая среда должна поддерживаться и дома. По квартире должны быть развешаны таблицы, любое бытовое занятие должно сопровождаться определенными методическими инструкциями и многое зависит от духа, который царит в семье.

Кубики Зайцева различаются по 46 признакам. Большие и маленькие, «железные», «деревянные» и «золотые». Кубики по разному весят и звучат.

«Золотые» кубики – звенят, «железные» - гремят, «деревянные» глухо постукивают.
Звуки помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Обучению помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий. Размер букв и знаков в таблицах Зайцева и на кубиках Зайцева достаточен для того, чтобы без всякого напряжения мог восприниматься ребенком с расстояния в несколько метров.

Дети 3,5-4 лет могут научиться читать с первых же занятий. Малыши от года с помощью кубиков Зайцева смогут начать говорить и читать одновременно.

Методика счёта, на основе таблиц Зайцева, предлагается детям с трёх лет. Четырехцветная лента с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов - кружочков и квадратиков. Даже трехлетние дети через весьма непродолжительное время способны находить на ленте любое заказанное число. Четные и нечетные различаются по цвету, каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, 54 закрашенных квадратика в матрице 10*10 клеток и 46 незакрашенных).

Дети 4-5-лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста, первоклассники делают это через несколько уроков, избегая многомесячного знакомства с цифрами и сточасового сидения в десятке.

Переход от числовой ленты к таблице 1 помогает ускорить операции по сложению и вычитанию в пределах ста, довести их до автоматизма и перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.

Шесть кубиков и таблица 2 помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе - количестве сотен, десятков, единиц.

Таблица 3 познакомит учащихся с записью и названием многозначных чисел.
Пособия Зайцева будут интересны и полезны всем детям. Занятия с Кубиками Зайцева основаны на игре и дети учатся, получая удовольствие от занятий.

«Складушки» Воскобовича.

Игра-пособие Складушки предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. Складовая система обучения детей раннему чтению сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта игра - переработанная В.Воскобовичем популярная система обучения чтению детей раннего возраста известного петербургского педагога Н.Зайцева.

Скачать бесплатно

Источники: http://centr-tor.ru/uslugi/10-programma-obucheniya-i-razvitiya-detej-4-5-let, http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/5779-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html, http://www.umnyedetki.ru/metodiki/zajcev.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Формирование активной личности ребенка с дцп

Психологические особенности ребенка с ДЦП В идеале далее...

Занятия для детей 2 лет

Гимнастические упражнения для детей 2-3 лет Гимнастические упражнения для далее...

Болит живот у ребенка на нервной почве

Войдите или зарегистрируйтесь 5 далее...

Планирование детей 1 2 года

Год после родов: когда планировать следующую беременность? Серьезный далее...

Очень светлая моча ребенка

Цвет мочи Цвет мочи является, наверное, одним далее...

Слушать рассказы детей 11 лет

Все аудиокниги на Bibe.ru можно скачать бесплатно Аудиокниги в далее...

Открыть творческий центр детей

Как открыть студию для детей Все родители желают для своих далее...

Популярные статьи

x