Главная » Обучение детей

Программа обучения воспитания умственно отсталых детей

В 1976 году была опубликована первая программа по воспитанию и обучению умственно отсталых детей («Проект. Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» — М. 1976 г.), а также «Методические указания к проекту программы воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта» — М. 1979.

Второй период (1978—1992). В восьмидесятые годы продолжались исследования по совершенствованию содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями интеллекта. Теоретической основой этих исследований явились положения отечественной психологии о деятельностном подходе к развитию личности ребенка. В результате исследований опубликовано ряд научных сборников, а также разработаны программы — «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста», (авторы О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова).

В программах реализуется комплексный подход к воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта. При этом делается акцент на развитие детской деятельности, обеспечение оптимальных условий для ее формирования. Эти программы расчитаны на четырехлетний срок обучения детей в возрасте от 3— 4 до 7—8 лет. В них реализуется принцип деятельностного подхода к развитию психических процессов и коррекции личности ребенка с нарушениями интеллекта. В программах раскрываются условия обучения, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы в следующих разделах: физическое воспитание, труд, игра, изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование), конструирование, развитие речи на основе ознакомления с окружающим, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание.

Третий период (с 1992 г.). За последние годы стремление к раннему началу коррекционного воздействия наблюдается как в отечественной, так и в зарубежной практике и науке. Анализируя современное состояние помощи детям с ограниченными возможностями за рубежом, следует отметить, что в основе такой помощи лежат следующие принципы: установление тесного взаимодействия между детьми, родителями и специалистами; вовлечение родителей в раннее коррекционное обучение детей; использование определенных методов, которые могут применяться в естественных для ребенка условиях; признание того факта, что потребностям ребенка лучше всего отвечает использование семейной системы воздействия. Такой подход, на наш взгляд, к проблеме помощи аномальным детям является весьма положительным.

Программа обучения умственно отсталых детей

Для того, чтобы обеспечить воспитание и образование детям с разной степенью умственно отсталостью в нашей стране разрабатываются специальные планы и программы. Они направлены на то, чтобы помочь таким детям сформировать необходимые навыки и приобрести нужные знания для дальнейшей адаптации в современном обществе. Главными задачами обучения детей с глубокой степенью умственной отсталости являются: формирование представлений о себе и окружающем мире, приобрести навыки самообслуживания, научиться способам межличностного общения, получиться знания по общеобразовательным предметам, а также приобрести трудовые навыки. Таким образом, программа обучения умственно отсталых детей строится с учетом всех этих особенностей и требования.

Программа обучения умственно отсталых детей

Обучение проводится в специальных школах с 1-го по 10-й класс. Начальная школа дает знания об окружающем мире, также лети обучаются счету и грамоте, упор идет на развитие речи, ручного труда и навыков самообслуживания. С 5-го по 10-й класс продолжается обучение по общеобразовательной программе с упором на трудовое воспитание. Если психофизическое здоровье ребенка ухудшается, то ему может быть предоставлен один дополнительный день в неделю свободный от занятий.

Программа обязана строиться с учетом динамики развития детей с умственной отсталостью. Она включает адекватную среду обучения, оптимальную продолжительность урока, чередование видов учебной и активной деятельности, сбалансированное и рациональное питание детей, физкультуру направленную на развитие различных групп мышц и улучшения кровообращения в мозгу. Важно также учитывать склонности, способности и потребности каждого ребенка.

Коррекция умственно отсталых детей заключается в том, что они посещают занятия по психомоторному развитию, логопеда, занимаются лечебной физкультурой и ритмикой. Такая работа в школе ведется непрерывно на протяжении всего учебного года. Школа располагает всем необходимым техническим обеспечением, кадрами, методическими материалами. Также существует распорядок, согласно которому контролируется утомляемость и низкая продуктивность учащихся.

Для детей с умеренной степенью умственной отсталости в классах есть большое количество наглядных пособий. Обучение происходит благодаря практической деятельности с настоящими предметами. Что касается только вербального способа обучения, то он для таких детей не эффективен.

Организация развития речи

Развитие речи умственно отсталых детей позволяет расширять их социальные связи. Корректируются проблемы развития речи благодаря регулярным логопедическим занятиям, а также правильно организованным урокам. На уроке ребенок расширяет свой словарный запас, осваивает грамматику, учиться правильно общаться с окружающими. Работая над развитием речи дети повторяют за учителем слова и предложения, отвечают на вопросы учителя, описывают сюжеты по картинкам, пересказывают тексты и так далее.

Библиотека произведений отечественной научной школы
коррекционной педагогики и специальной психологии

В чем преимущества использования данного каталога произведений? Впервые Вы имеете возможность искать и подбирать произведения, ориентируясь не только на традиционные параметры (фамилию автора, название работы, жанр), но и на собственно профессиональные параметры: область коррекционной педагогики/специальной психологии; направление исследований; вид нарушения развития; степень нарушения; возраст ребенка; время создания и публикации работы; адресат.

По какому принципу отбираются произведения для данного каталога? В каталог включаются исследования, выполненные в традициях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, включая все ее области.

Насколько актуально исследование для современной практики помощи детям с ОВЗ? Впервые каждое произведение соотнесено исследователями с этапами развития практики специального образования по периодизации Н.Н.Малофеева:
  1. этап – становление системы специального образования;
  2. этап – развитие и дифференциация системы помощи;
  3. этап - современный.
Вы увидите, что в каталоге есть произведения, созданные в начале прошлого века, но сохранившие актуальность до настоящего времени и, напротив - исследования, выполненные в «наше» время, но относящиеся по своей сути к
предшествующим этапам развития практики.

Зачем нужны столь развернутые описания каждого произведения? Благодаря им, Вы сможете составить первое представление о содержании произведения еще до того, как ознакомитесь с текстом, поскольку описание содержит «профессиональные» ключи к пониманию работы.

Почему именно три подкаталога? Отечественная научная школа так понимает сферы применения результатов исследований специальных психологов и педагогов:
  • вклад в понимание закономерностей нормального развития ребенка и поддержку нормального развития специальными методами;
  • вклад в понимание и предупреждение рисков отклонений, нарушений и искажений развития ребенка;
  • вклад в понимание и коррекцию нарушений развития ребенка посредством специального обучения и воспитания.

Почему одна и та же работа может встречаться в разных каталогах? Мы хотели представить все сферы применения исследования, показав их актуальность для целого ряда областей психологического и педагогического знания.

Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью.

Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью [Текст] / Под общей ред. д.м.н. проф. Дементьевой Н.Ф. - М. 1993. - 68 с.

В программе раскрывается содержание коррекционно-педагогической работы с глубоко умственно отсталыми детьми. Структура программы состоит из нескольких разделов: развитие движений, формирование навыков самообслуживания, ознакомление с окружающим и развитие речи, обучение игре, рисование, музыкально-ритмические занятия. Для периода 90-годов данная программа являлась весьма прогрессивной. Современные тенденции специального образования (после 2000 г.), ориентированные на всестороннее развитие детей и удовлетворение их специфических образовательных потребностей требуют разработки содержания в направлении социального развития детей; формирования познавательной активности, включающей сенсорное воспитание, элементы наглядно-действенного мышления и т.д.; формирование интереса к разным видам продуктивной деятельности, в том числе лепке и конструированию. В связи с этим данная программа недостаточно отвечает потребностям современной системы специального образования.

Упоминаемые в работе нарушения

НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:
Умственная отсталость
Умеренная умственная отсталость
Тяжелая умственная отсталость
Глубокая умственная отсталость
Неуточненная умственная отсталость
Имбецильность
Олигофрения

Систематизация по направлению исследования

Научно-методическое обеспечение системы дошкольного воспитания детей с различными нарушениями развития

Актуальность для практики специального образования

2 этап - Дифференциация

Источники: http://pedlib.ru/Books/5/0169/5_0169-4.shtml, http://razvitiedetei.info/zdorove-rebenka/zabolevanie-detei/programma-obucheniya-umstvenno-otstalyx-detej.html, http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/programma-obuchenija-i-vospitanija-detej-2834

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Занятия детей 3 лет распечатать

Материалы для скачивания На этой далее...

Бледно розовые пятна ребенка

Розовый лишай -симптомы и лечение Розовый лишай (лишай Жибера, далее...

Новогодние стихи для детей 3 4 лет

Обсуждения Новогодние стихи для детей далее...

Игры детей 2 лет девочек

Игры для девочек 2 лет Самый замечательный далее...

Развивающее видео для детей до года

Развивающее видео от рождения до далее...

Задание математике детям 6 лет распечатать

Задания для детей 6 лет Дополнительные материалы далее...

Поделки аппликации детей 4 лет

Урок аппликации для детей 4 лет У вас есть далее...

Популярные статьи

x