Главная » Обучение детей

Психологические особенности ребенка школьному обучению

Глава 7. ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

В периодизации психического развития ребенка, которой мы следуем, дошкольный возраст имеет определенные границы -от 3 до 7 лет. Кризис 7 лет служит переходным периодом и как бы отделяет младший школьный возраст от дошкольного детства. Тем не менее, сейчас многие дети поступают в школу и включаются в учебную деятельность не с 7, а с 6 лет. В связи с этим возникает много вопросов, требующих специального обсуждения. Если 6-летний ребенок начинает учиться в школе, значит ли это, что он развивается быстрее и перестает быть дошкольником, поднимаясь на следующую возрастную ступень? Полезно ли в этом возрасте включаться в школьное обучение и каким это обучение должно быть? Все ли дети могут учиться с 6 лет? Что такое психологическая готовность к школе?

§ 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С 6 ЛЕТ

Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативны, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя. Завышенная самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в Целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», -это воспринимается, как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть учеников становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.

Вы пользуетесь устаревшим браузером, подвергая Ваш компьютер повышенной опасности.
Устаревший браузер может содержать ошибки и проблемы безопасности, которые позволят вирусным программам легко проникнуть на Ваш компьютер.
Чтобы использовать все возможности этого сайта и обезопасить свой компьютер, обновите браузер.
Воспользуйтесь одной из ссылок справа для обновления своего браузера.

Внимание! В Вашем браузере отключен JavaScript. Необходимо задействовать JavaScript для того, чтобы использовать все функции этого сайта. Внимание!

Детский сад №1

05 сентября 2016

Уважаемые родители! 18 сентября-выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга!

01 сентября 2016

Поздравляем вас, ребята,
Вы идете в детский сад,
Ждут вас новые игрушки,
Воспитатель вам так рад!

Коллектив
нашего детского сада

Лаврова Вера Викторовна

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Горбунова Инга Александровна - Педагог - психолог

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Когда мы говорим о готовности ребенка к школьному обучению, то наравне с физиологической готовностью и психологической готовностью ребенка к обучению в школе рассматривают социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Под ней подразумевают готовность ребенка к новым формам обучения, к новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленную ситуацией школьного обучения.

Чтобы понять механизмы формирования социальной готовности необходимо рассмотреть кризис семи лет. Данный кризис рассматривается Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным.

Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, революционный характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

Старший дошкольный возраст- это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более “взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок “выпадает” из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности, стать помощником в семье.

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение. По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об “утрате детской непосредственности”. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний в поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой “захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и “внутри”. Его поведение понятно и легко “читается” окружающими.
Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: “захотел – осознал – сделал”.
Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности.

Готовность к школьному обучению это:

Готовность к школьному обучению

— определённый уровень морфофункционального и психического развития ребёнка, при котором систематическое школьное обучение не приведёт к ухудшению состояния здоровья, срыву социально-психологической адаптации. От готовности к школе зависит успешность и эффективность обучения. Готовность к школе - интегральная характеристика, включающая определённый уровень состояния здоровья и физического развития, личностное развитие (самосознание. самооценка. мотивация ), интеллектуальное и речевое развитие, развитие моторных функций и зрительного восприятия, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др. Для определения уровня готовности к школе используются методики, оценивающие уровень развития комплекса познавательных функций, психологического развития, состояния здоровья и функциональное развитие. Готовность к обучению не является абсолютным показателем и зависит от требований школы, объёма и интенсивности учебной нагрузки, направленности и дифференцированности обучения и других условий.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М. 2002. С. 56-57)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006 .

Смотреть что такое Готовность к школьному обучению в других словарях:

ГОТОВНОСТЬ к школьному обучению — совокупность морфофизиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью … Российская педагогическая энциклопедия

Готовность к школьному обучению — Совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, предполагающая его готовность к систематическому школьному обучению. При тестировании готовности определяется биологический возраст, … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

готовность к школьному обучению психологическая — см. психологическая готовность к школьному обучению Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

психологическая готовность к школьному обучению — обучение школьное: готовность психологическая (психологическая готовность к школьному обучению) сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются: 1) … Большая психологическая энциклопедия

Психологическая готовность к школьному обучению — Совокупность психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное начало обучения в школе. Различают 2 вида П. г. к ш. о. – специальную и общую. В первом случае определяются индивидуальные показатели преимущественно интеллектуального и … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Психологическая Готовность К Школьному — обучению сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и … Психологический словарь

ГОТОВНОСТЬ — к школьному обучению, совокупность морфофи зиол. и психол. особенностей ребёнка ст. дошк. возраста, обеспечивающая успешный переход к систематич. организованному шк. обучению. Обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной … Российская педагогическая энциклопедия

Готовность детей к обучению в школе — совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению … Словарь-справочник по педагогической психологии

Готовность детей к обучению в школе — совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению … Словарь по педагогической психологии

обучение школьное: готовность психологическая — (психологическая готовность к школьному обучению) сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. Здесь выделяются: 1) … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Речицкая Е.Г. В пособии рассматривается актуальная проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей Подробнее Купить за 350 руб
  • Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. Бабкина Наталья Викторовна. Пособие направлено на методическое обеспечение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В пособии предложен комплекс методик, позволяющих Подробнее Купить за 346 руб
  • Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие для вузов. Кулакова, Елена Владимировна, Речицкая, Екатерина Григорьевна. В пособии рассматриваются актуальные вопросы психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанные с формированием важнейших качеств личности, способствующих успешному Подробнее Купить за 275 руб
Другие книги по запросу Готовность к школьному обучению

Источники: http://pedlib.ru/Books/6/0349/6_0349-87.shtml, http://www.ds1spb.ru/parents/podgotovka_k_shkole/psikhologicheskie-osobennosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/, http://pedagogical_dictionary.academic.ru/825/%25D0%2593%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C_%25D0%25BA_%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D1%2583_%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258E

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Физическое развитие детей 6-7 далее...

Меню ребенка в 1 5 года рецепты

Фото рецептыДля ребенка от 1 далее...

Обучение детей системе дополнительного образования

Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования далее...

У ребенка 7 дней держится высокая температура

Журнал → высокая температура далее...

Обучение коммуникативным навыкам детей

«Обучение коммуникативным навыкам далее...

Поделки листьев руками детей

Поделки из листьев: мастер-класс, далее...

Появились красные пятна ладони ребенка

Поражает ли ветрянка ладони и как отличить болезнь далее...

Популярные статьи