Главная » Обучение детей

Технологии обучения детей ограниченными возможностями здоровья

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе Remote training of children with the limited possibilities of health as the innovative form of formation in region Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Авторы
  • Скворцов Вячеслав Николаевич
  • Никитина Маргарита Ивановна
  • Кобрина Лариса Михайловна
  • Логинова Екатерина Тофиковна

Выпуск № 3 / том 3 / 2010

Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: УДК: 37:316.4.063.3
  • ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ,
  • СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ,
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ,
  • CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH ,
  • VOCATIONAL EDUCATION ,
  • CONTINUOUS FORMATION ,
  • THE RESOURCE CENTER ,
  • REMOTE TRAINING AND EDUCATION

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Скворцов Вячеслав Николаевич, Никитина Маргарита Ивановна, Кобрина Лариса Михайловна, Логинова Екатерина Тофиковна

В статье рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего с одной стороны, дифференцированный подход к обучению и воспитанию, а с другой -систематизировать процесс

Abstract 2010 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Skvortsov Vyacheslav Nikolaevich, Nikitina Margarita Ivanovna, Kobrina Larisa Mihaylovna, Loginova Ekaterina Tofikovna

In article questions of the organization of remote training of children with the limited possibilities of the health allowing on the one hand, the differentiated approach to training and education are considered, and with another to systematize process

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина , Скворцов Вячеслав Николаевич, Никитина Маргарита Ивановна, Кобрина Лариса Михайловна, Логинова Екатерина Тофиковна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Скворцов Вячеслав Николаевич, Никитина Маргарита Ивановна, Кобрина Лариса Михайловна, Логинова Екатерина Тофиковна Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-innovatsionnaya-forma-obrazovaniya-v-regione (дата обращения: 18.09).

Скворцов Вячеслав Николаевич et al. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 3 (2010). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-innovatsionnaya-forma-obrazovaniya-v-regione (дата обращения: 18.09).

Скворцов Вячеслав Николаевич, Никитина Маргарита Ивановна, Кобрина Лариса Михайловна Логинова Екатерина Тофиковна (2010). Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина URL: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-innovatsionnaya-forma-obrazovaniya-v-regione (дата обращения: 18.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Скворцов Вячеслав Николаевич, Никитина Маргарита Ивановна, Кобрина Лариса Михайловна, Логинова Екатерина Тофиковна Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №3 С.43-50.

Скворцов Вячеслав Николаевич et al. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 3 (2010).

Скворцов Вячеслав Николаевич, Никитина Маргарита Ивановна, Кобрина Лариса Михайловна Логинова Екатерина Тофиковна (2010). Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

9 августа 2016 года в рамках Республиканского августовского совещания по образованию «Система образования - ядро социализации личности» в ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата работала дискуссионная площадка по вопросам коррекционного образования «Технология индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций».

Были рассмотрены следующие вопросы: переход образовательных организаций Республики Башкортостан на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): состояние, проблемы, перспективы; жизненные компетенции как ключевая особенность ФГОС ОВЗ обучающихся с ОВЗ; профессиональная ориентация обучающихся данной категории и трудоустройство выпускников, предпринимательская деятельность в коррекционном учреждении, организация работы по индивидуальному обучению обучающихся с ОВЗ, вопросы сетевого взаимодействия, роль родительской общественности в повышении качества знаний обучающихся с ОВЗ и др.

Координатор площадки - Еремеева Любовь Ивановна, главный специалист-эксперт отдела специального образования Министерства образования Республики Башкортостан. Модератор - Абуталипова Эльза Насибулловна, заведующий кафедрой коррекционной педагогики Института развития образования Республики Башкортостан, к.пс.н. доцент.

Жизненные компетенции как ключевая особенность ФГОС обучающихся с ОВЗ стали темой выступления Денискиной Венеры Закировны, доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАУ ДПО Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, к.п.н. (г. Москва).

В работе дискуссионной площадки приняли участие Аслаева Рахима Гильметдиновна. д.п.н. профессор, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы, Латыпова Гульфия Рахматулловна. главный специалист психологической службы ФГБОУ ВО УГНТУ, Ураев Раиль Рауфович. доцент кафедры среднего профессионального образования ГАУ ДПО ИРО РБ, Дубровин Дмитрий Александрович. начальник управления развития социальной инфраструктуры и интеграции инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Чернецкая Татьяна Александровна, к.п.н. ведущий методист отдела образовательных программ компании 1С (г. Москва), представители отдела образования Кировского района Администрации городского округа г. Уфа, Городского центра дистанционного обучения, педагоги, выпускники, родители и т.д.

Украшением площадки стали выступления победителей конкурса «Коррекционный педагог - 2015» Юрьевой Натальи Леонидовны. учителя ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, Суфияровой Эльзы Мавлихановны. воспитателя ГБОУ Янаульская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы саморазвития и самореализации стали темой выступленния Юнусова Рустама Мирсаитовича. выпускника Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов на дому, структурного подразделения ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который в 2015-2016 учебном году, обучаясь по индивидуальному плану, за один учебный год освоил учебные программы 11-12 классов.

В рамках дискуссионной площадки 6 коррекционных образовательных организаций и Северная ПМПК совместно с детскими садами г. Уфы, функционирующими на территории г. Уфа, представили презентации своих достижений, объединенные единой темой: «Управленческие решения для создания специальных образовательных условий обучающимся с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС с учётом возможностей сетевого взаимодействия». Были представлены 8 разнообразных мастер-классов по теме «Роль руководителя образовательной организации в работе по созданию условий для совершенствования направлений деятельности по формированию жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС».

В работе дискуссионной площадки приняли участие 80 руководителей общеобразовательных коррекционных учреждений, психолого-медико-педагогических комиссий.

Впервые в Республике Башкортостан в работе дискуссионной площадки одновременно смогли принять он-лайн участие 879 педагогических работников из всех городов и районов республики. Вебинар организован совместно Центром электронного образования ГАУ ДПО ИРО РБ (директор - к.т.н. доцент Габдулхаков Р.Т.) и структурным подразделением Республиканский дистанционный центр ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с применением видеосервиса программы компании Мираполис (Mirapolis KnowledgeCenter (МКС) ) российского производителя.

Технология сопровождения индивидуального обучения детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья часто лишены возможности получать качественное образование. Эти дети в силу своих ограничений не могут посещать школу и вынуждены получать образование в надомной форме. Качество получаемого образования не отвечает ожиданиям родителей, самих детей и общества в целом. По анализу удовлетворённости качеством надомного обучения среди родителей можно сделать вывод о несовершенстве организации индивидуального обучения на дому.

В систему работы по сопровождению, которая проводится школьными психологами и специалистами ППМС-центров, необходимо вводить технологии по сопровождению индивидуального обучения ребёнка-надомника.

Комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося и мониторингом его учебных успехов и достижений. Помощь по коррекционно-развивающей работе синхронизируется со всем остальным объемом учебной нагрузки ребенка.

Психолого-медико-педагогический консилиум остаётся основной организационной формой для обсуждения стратегии сопровождения индивидуального обучения. Целью Психолого-медико-педагогического консилиума является создание условий для построения индивидуальной образовательной программы ученика и программы сопровождения обучения посредством комплексной диагностики и составления рекомендаций по организации учебного процесса. Один раз в полгода необходимо проводить психолого-медико-педагогический консилиум по динамике обучения и развития ученика.

Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с особыми потребностями - это особенная проблема. Без родителей учебного процесса не происходит. Они выступают и тьюторами и лицами, сопровождающими своего ребенка. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, опираясь не их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации.

Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к обучению. Не имея возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников, ребёнок теряет стремление к достижению. Необходимо найти такие формы учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.

Отдельным направлением сопровождения процесса надомного обучения является работа с учителями. Основная задача заключается в том, чтобы оказать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказывается больным детям на дому. Учителя находят и накапливают свой персональный опыт. Этот опыт требует обсуждения и верификации в профессиональном коллективе, поскольку индивидуальная работа в диаде ученик - учитель , тем более с нездоровыми детьми не может быть проверена только в категориях формальной академической успешности, но включает в себя категории качества жизни, развития творческого потенциала, психотерапевтический характер образования и т.д. Кроме того, сама форма обучения гораздо более диалогична (или несет в себе большой потенциал диалогичности), нежели обучение в классе. Помимо этого необходима постоянная методическая работа по специальной психологии и коррекционной педагогике, профессиональный диалог между специалистами, владеющими специальными знаниями и педагогами, работающими с детьми с особыми потребностями. Трудности педагогов, работающих в формах индивидуального обучения - это привычка работать с учебной программой, а не с конкретным ребёнком. Качественное обучение на дому затрудняется представлениями учителя о ребёнке как о больном, вследствие чего снижается уровень требований как к самому процессу работы, так и к результату учебной деятельности. Необходима постоянная поддержка психологов по раскрытию интеллектуальных возможностей ученика и получение обратной связи об удовлетворении образовательной потребности.

Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей ребенка. Но в целом имеет некоторую технологическую последовательность в реализации.

Модель сопровождения индивидуального обучения

Этапы организации учебного процесса

Действия специалистов сопровождения

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-innovatsionnaya-forma-obrazovaniya-v-regione, http://www.irorb.ru/index.php/845-diskussionnaya-ploshchadka-tekhnologiya-individualnogo-obucheniya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyakh-setevogo-vzaimodejstviya-obrazovatelnykh-organizatsij, http://fpo.ru/pp/aleh8.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Родимые пятна детей форум

19 ноя 2008, 22:42 Здравствуйте, недавно после купания обнаружила далее...

Симптомы обезвоживания ребенка рвоте

Советы опытных мам Обезвоживание у ребенка: причины далее...

Лабиринт игры для детей 5 6 лет

Игра-лабиринт «Покорми жучка» для детей 4–5 далее...

У грудничка сыпь на щеках и шее

Высыпания (сыпь) на лице у далее...

Таблица кормления ребенка 5 месяцев

Форум родителей: ПИТАНИЕ РЕБЕНКА В 5 МЕСЯЦЕВ Питание на далее...

Болит голова у ребенка 7

Таблетки от головной боли для детей Частота далее...

Игры презентации детей 8 лет

Презентация занятия для интерактивной доски (средняя далее...

Популярные статьи