Главная » Обучение детей

Возрастные особенности детей младшего возраста

Главная Наши группы Веселые ребята для вас, родители Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Возрастные особенности развития детей

младшего дошкольного возраста (3 - 4 года)

На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится Я сам! . Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами ( можно , нужно , нельзя ).

В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

У развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.

В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).

Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно- бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных с взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли.

Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к 4 годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.

В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по- прежнему вызывают интерес.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.).

Младший школьный возраст не всегда являлся особым этапом развития ребенка. Было время, когда дети не посеща­ли школы и развивались в существенно других условиях жиз­ни. Вспомним некрасовского «Мужичка с ноготок». Ребенок в возрасте, когда «шестой миновал», везет дрова из леса, уве­ренно управляя лошадью.

В наше время подавляющее большинство детей в возрасте шести лет становятся школьниками.

Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии че­ловека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятель­ность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.

Включение в учебную деятельность связано с новым ти­пом отношений ребенка как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважитель­ное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо - это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада. Первое время учитель для ребенка - чужой человек, и ма­лыш невольно испытывает страх, робость перед ним. Отно­шения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. В садике ученики первого класса были старшими, а в школе стали малышами. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первокласс­ники чувствуют себя скованно; другие - наоборот, бывают перевозбуждены, трудно управляемы.

Главная задача учителя - завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости. При правильном отношении учителя через полтора-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекомендации, его пожела­ния не подлежат сомнению; даже отношение к другим учени­кам опосредуется отношением к ним учителя.

Естественно встает вопрос о том, а имеем ли мы право предъявлять эти требования ребенку шести лет, готов ли он к выполнению новых требований, по силам ли они ему. Мы рассмотрим кратко два основных аспекта готовности ребенка к школе: физическую и психическую.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. стереотип. - М. Издатель­ский центр «Академия», 2003. 288 с. – С. 27-28.

Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Приобретая статус школьника, дети ступают на порог одного из самых важных этапов в свой жизни. Этот период связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением социальных границ малыша и адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным и ответственным человеком. Главной задачей родителей в это время является определение степени готовности крохи к новой жизни. Иногда по разным причинам принимается решение немного повременить с поступлением в школу, что бывает вполне оправданно и связано с психологической неготовностью ребёнка к повышенным нагрузкам.

Выбирая школу, секции или кружки для своего чада, важно понимать, в чём состоят особенности развития детей младшего школьного возраста. Опираясь на эти знания, родителям будет легче достичь взаимопонимания с ребёнком и подобрать для него наиболее подходящие занятия.

Так, в это время младший школьник ещё не вполне способен контролировать своё внимание, а понятие волевого усилия ему ещё не совсем знакомы. Ребёнка затягивает процесс, а не будущий результат, поэтому важно постепенно мотивировать малыша с помощью похвалы и различных поощрений. Поведению деток этого возраста характерна некоторая импульсивность, упрямство и стремление отстаивать свою точку зрения. Важно не подавлять мнение малыша и давать ему возможность высказаться. Это поможет снять напряжение и лучше понять, что происходит с ребёнком в данный момент, и чем родители могут ему помочь. Сохраняется стремление к подражанию, к которому добавляется желание занять определённое положение в детском социуме. И, что самое главное, коренным образом меняется деятельность крохи - в период раннего детства основным способом познания мира была игра. Теперь же развитие ребёнка переходит на качественно новый уровень, и основным видом его деятельности становится учёба.

Если говорить о психическом развитии младшего школьника, стоит упомянуть следующие моменты:

  • постепенно меняется соотношение процессов возбуждения и торможения в сторону усиления последнего;
  • внимательность ещё не достаточно хорошо развита, однако ребёнок может довольно долго сохранять концентрацию на одном занятии, даже если оно не вызывает у него бурного интереса;
  • восприятие новых знаний приобретает анализирующий и дифференцирующий характер и становится более организованным;
  • активно прогрессирует память - детки тренируют произвольное запоминание, оно становится более осмысленным;
  • развивается долговременная, краткосрочная и оперативная память, тесно связанная с наглядно-образным мышлением, которое, в свою очередь, переходит к словесно-логической форме;
  • воображение малышей становится более обузданным и опирается на отражение реальных ситуаций;
  • речь уже очень разнообразна и богата, словарный запас достигает порядка 7 тысяч слов.

К психологическим особенностям детей младшего школьного возраста можно отнести формирование силы воли, расширение круга общения, появление новых авторитетов вне семьи, осознание собственного я с точки зрения своего места в социуме, приобщение к труду, сокращение времени на игровую деятельность, становление самооценки через мнение о себе окружающих людей, обретение уверенности, развитие самостоятельности и ответственности.

Если в семье возникают трудности при общении с ребёнком 8-10 лет, возможно, целесообразно изучить психологию детей этого возраста или обратиться за консультацией к специалисту. Случается, что во время переходного периода взрослым очень трудно поладить с разбушевавшимися детьми, и продолжать общение старыми методами нерезультативно. Именно тогда имеет смысл пересмотреть свои требования к малышу, оценить правильность подхода и внести коррективы в воспитательные приёмы. В этот период детям важно чувствовать уважение, доверие и понимание со стороны взрослых. Замечательно, если ребёнок готов делиться своей жизнью с мамой и папой как с друзьями.

Возрастные особенности младших школьников

Период поступления в школу тесно связан с кризисом 7 лет , когда ребёнок сочетает в себе черты дошкольника и начинающего первоклассника. Новый статус и важная социальная роль, в которую ещё только предстоит вжиться, влияет на перемены в поведении малыша: он может стать более капризным, несговорчивым и упрямым. Не спешите обвинять кроху в непослушании - спокойный разговор по душам поможет восстановить хрупкое взаимопонимание и спокойствие в отношениях с родителями.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста таковы, что ребята очень чувствительны к критике и чутко реагируют на любое неравенство по отношению к себе и другим детям в классе. Некоторые малыши стремятся заполучить максимум внимания учителя, но со временем это проходит. Появляются новые идеалы и приоритеты, школьные друзья начинают оказывать сильное влияние на поведение ребёнка. Родителям важно интересоваться жизнью малыша, знакомиться с его друзьями, помогать с домашними уроками и всячески поддерживать на новом сложном пути.

Мы привыкли к тому, что витамины играют одну из важных ролей в росте и развитии организма. Но у некоторых детей приём витаминных комплексов может вызывать некоторые осложнения. В этой статье вы узнаете, какие витамины чаще всего вызывают аллергию у детей, как вовремя распознать аллергическую реакцию, а также может ли у грудничков возникнуть аллергия на витамин Д..

Поддержание здоровья организма и его невосприимчивости по отношению к инфекционным заболеваниям – задачи, которые актуальны для любого возраста, но особенно важны для детей. Правильное и сбалансированное питание, регулярные физические нагрузки и детские витамины помогают нормальному формированию скелета и способствуют ростовым процессам. Обо всем этом вы можете прочесть в данной статье..

Источники: http://petuschok.uoirbitmo.ru/nashi_gruppyi/veselyie_rebyata_/dlya_vas_roditeli_/vozrastnyie_osobennosti_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta, http://psixologiya.org/vozrastnaya/vospriyatie/1676-vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-mladshix-shkolnikov.html, http://detstrana.ru/article/deti-7-12/razvitie/psihologicheskie-i-vozrastnye-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Видео для 2 летнего ребенка

Скрепы: В России коллектор поджег 2-летнего далее...

Вопросы 6 летнего ребенка

Тест: Уровень развития ребенка далее...

Рисунки карандашом для срисовки животных для детей

Поэтапное рисование животных для детей Самые далее...

Рисование детей 1 3 лет

Рисование для детей далее...

Моча месячного ребенка норма

Расшифровка анализа мочи у детей Анализ мочи, наряду с общим далее...

Ребенка после кормления болит живот

22 мар 2010, 18:04 Мамочки, может, кто далее...

Игры веселые детей 4 лет

Марусин день рождения (4 года): веселые идеи любящей далее...

Популярные статьи