Главная » Обучение детей

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст

Возраст от 11—12 до 15 лет — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н. К. Крупская характеризовала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год прирост на 6—10 см, у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (за два года прибавляют в росте 20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Внутренние органы развиваются неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 куб. см. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Презентация к уроку по теме:
Возрастные особенности школьника

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Возрастные особенности детей школьного возраста Худякова В.И. МБОУ Солонецкая СОШ

Слайд 2
Младший школьный возраст

Слайд 3
Ведущий вид деятельности - учебный Происходит анатомо-физиологическое созревание организма: нервные процессы становятся более подвижны и уравновешены, тем не менее возбуждение преобладает над торможением. Возрастает физиологическая выносливость, работоспособность.

Слайд 4
Трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Резкое изменение режима дня. Трудность, которая проистекает из характера взаимоотношений с учителем и с товарищами по классу. Учитель – тот человек, который постоянно оценивает ребенка. Функциональные отклонения: нарушения сна, аппетита, дети капризны, возрастает интерес к игрушкам, увеличивается количество заболеваний.

Слайд 5
Факторы, которые благоприятно влияют на процесс адаптации. Полная семья. Высокий уровень образованности родителей. Правильные методы воспитания. Положительный стиль общения с учителями. Отношения со сверстниками.

Слайд 6
Трудности, которые связаны с отрицательным отношением к школе и нежеланием учится. У ребенка сформирована установка на отказ от усилий. Дома заранее сформировали страх перед школой. Когда рисуют школьную жизнь и успехи ребенка в радужных тонах, а реальность оказывается совершенно другой.

Слайд 7
Потребности детей младшего школьного возраста Потребность в свободных действиях и движениях. Потребность познания действительности в новых впечатлениях. Потребность в игре.

Слайд 8
Динамика мотивов у младших школьников. Сначала у ребенка проявляется интерес к внешней стороне пребывания в школе. Возникает интерес к первым результатам учебной деятельности. Возникает интерес к процессу и содержанию учения. Интерес к способам добывания знаний.

Слайд 9
Особенности познавательной сферы. Внимание: преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание неустойчиво очень узкое по объему. Уровень распределения внимания невысокий (не справляются с написанием диктанта ). Трудности с переключением внимания (переход от одного урока к другому ).

Слайд 10
Память носит наглядно-образный характер. Более развито непроизвольное запоминание. Преобладают приемы механического запоминания. Воспроизведение чаще всего дословно. Преобладает наглядно-образное мышление.

Слайд 11
Основные новообразования детей младшего школьного возраста. Формирование произвольности: произвольность психических процессов и произвольность поведения. Формирование внутреннего плана действия и рефлексии. Это способность выполнять действия в уме.

Слайд 12
Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Учитель является ключевой фигурой. Это центр всей его жизни. На учителе завязано эмоциональное самочувствие ребенка. На отношения со сверстниками оказывает влияние учитель.

Слайд 13
Факторы, которые оказывают влияние на формирование самооценки Оценка взрослыми учебной деятельности и самого ученика. Уровень притязаний ребенка должен. соответствовать уровню его возможностей. Если у ребенка низкая самооценка, то формируется мотив избегания неудач.

Слайд 14
Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Слайд 15
Объективные сложности этого возраста Изменяется социальная ситуация развития, ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, выполняет новые функции Подростковый возраст это период бурного полового созревания. Дефекты воспитания становятся заметными Появляется интерес к противоположному полу и к самому себе

Слайд 16
Ведущий вид деятельности – интимно-личностное общение. Учение отходит на второй план, но остается главным видом деятельности.

Слайд 17
Основные потребности детей этого возраста Потребность в самоутверждении ( в определенном социометрическом статусе). Потребность в общении со сверстниками.

Слайд 18
Динамика мотивов общения подростков со сверстниками 4 класс – главное просто желание быть среди сверстников, вместе что-то делать, играть. 5-6 класс – появляется мотив занять определенное место в коллективе. 7-8 класс – стремление к автономии в коллективе сверстников, желание быть значимым в глазах сверстников.

Слайд 19
Противоречия подросткового возраста Социализация с одной стороны, врастание в мир человеческой культуры, а с другой стороны индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я».

Слайд 20
Основные интересы детей подросткового возраста Интерес к своей внешности. Интерес к противоположному полу. Познавательный интерес.

Слайд 21
Особенности познавательной сферы Готовность ко всем видам учебной деятельности. Привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный материал, необычные формы работы. Развивается познавательный мотив. Избирательное отношение к предмету (интерес к предмету связан с личностью учителя). Вызывают интерес те предметы, где можно высказать свою точку зрения.

Слайд 22
Основные новообразования возраста Развитие самосознания. Формирование самооценки. Формирование внутренней психологической среды. Переживания, связанные с отношением к собственной личности (как правило отрицательные). Подростки находят у себя все новые недостатки. Важно давать положительную обратную связь. Самооценка крайне неустойчива. Появляется чувство «взрослости». Надо уважать это чувство и перестраивать свои отношения с детьми. Формируются нравственные понятия, суждения.

Слайд 23
Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Более значимо общение со сверстниками. Мнение родителей менее значимо. Ощущение того, что ребенок «уходит». Между подростками складываются различные по степени близости отношения: просто товарищ, близкий товарищ, личный друг. Очень ревностно относятся к изменам.

Слайд 24
Особенности эмоциональной сферы Подростки обличаются большой страстностью и вспыльчивостью. Характерны упрямство, своеволие, немотивированные поступки При столкновении с трудностями могут бросать начатое дело. Поэтому важно давать посильные задания и вооружать способами их выполнения.

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

Детей от одиннадцати до пятнадцати лет относят к среднему школьному возрасту. Психологи отмечают, что возрастные особенности детей среднего школьного возраста — это переходный период к юности. Этот этап роста характеризуется как «трудный » и «критический». Для подросткового возраста характерно начало полового созревания и развитие эмоциональной сферы.

Особенности физического развития подростков

У подростков среднего школьного возраста интенсивно увеличивается рост и масса тела. В год увеличение роста составляет до 6–10 см, а массы тела до 4–9 кг. При этом девочки опережают мальчиков в темпах прироста приблизительно на один или два года. В этот период у подростков изменяется структура мышечных волокон, преображаются пропорции тела. После тринадцатилетнего возрастного рубежа мальчики начинают опережать девочек, особенно в наращивании мышечной массы.

Так как наступает усиленный рост организма, идет нагрузка на сердце. В связи с этим может повышаться давление, особенно на фоне перегрузок. По причине быстрого роста нарушается работа сердечной деятельности. Многие подростки жалуются на утомление, отдышку, чувство сдавленности в районе сердца.

Начинает активно развиваться грудная клетка, совершенствуется дыхательная система. По причине роста легких изменяется характер дыхания. У мальчиков формируется брюшной тип дыхания, а у девочек — грудной.

Нервная система в этот период подвержена сильному влиянию желез внутренней секреции. Из-за этого подростки склонны к раздражительности, расстройству сна. Многие дети остро реагируют на замечания, несправедливую критику, ограничение свободы. Настроение переменчиво и обидчиво.

Для оптимального физического развития детей среднего школьного возраста следует учитывать несколько правил:

1. Необходимо закреплять навыки правильной осанки. Учить подростка не ссутулиться при движении и в статических позициях.

2. Для развития подвижности в суставах нужно развивать двигательные качества. А именно быстроту, мышечную силу, выносливость.

3. Для нормального физического развития подростку подходят игровые виды спорта, а именно — волейбол, футбол, баскетбол. Для формирования красивого тела полезно осваивать упражнения из гимнастики и заниматься плаванием.

Особенности развития эмоциональной сферы подростков

Возрастные особенности детей среднего школьного возраста значительно связаны с развитием эмоций. Преобладающим моментом в эмоциональной сфере этого возраста является сосредоточенность на мнении окружающих и собственном «я». Подростки ранимо реагируют на высказывания о себе, при этом часто присутствует грубость по отношению к другим людям. Оценка их личности в среде сверстников имеет огромное значение, подростку нужно показать себя смелой и состоятельной натурой в кругу авторитетных для них лиц.

Еще одна особенность возраста — резкие перепады эмоций. Разные по силе эмоции меняются без веских причин. Это отчасти связано с тем, что подросток уже не чувствует себя ребенком, но и к миру взрослых его еще рано отнести. Находясь в противоречивом состоянии, подросток может быть сентиментальным и черствым, застенчивым и наглым, независимым в суждениях и ведомым. В разных ситуациях эмоции выражаются по-разному.

Нередко подростка сопровождает сниженное настроение и депрессия. Когда нет поддержки от значимых взрослых, учителей и сверстников, то присутствует низкая самооценка и особая форма депрессии. Она носит разрушительный характер вплоть до попыток суицида. Депрессия может проявляться у благополучных с виду детей. Спокойный и послушный ребенок может начать грубить взрослым, искать знакомств в сомнительных компаниях, совершать странные поступки.

Подростков среднего школьного возраста отличает повышенная критика к себе и окружающим. Изменение во внешности вследствие полового созревания подростки воспринимают болезненно, занижая свою самооценку. Некоторые дети стесняются угловатости, подростковых прыщей и других физиологических изменений тела. Любая критика внешности в этот период может вызвать переживания. Реакция на критику может проявляться слезами, дерзостью или апатией с последующей закрытостью. Одновременно с высокой критичностью к себе, подросток нетерпим к поступкам взрослых. Подросток замечает любые промахи и неправильность действий членов семьи или учителей. Такое проявление связано с незрелостью, которая присуща подростковому периоду.

Рекомендации по развитию эмоциональной зрелости подростка:

1. Нужно принимать попытки ребенка к самостоятельным поступкам и решениям, поддерживать инициативу в действиях.

2. Переизбыток опеки и контроля формирует зависимую личность без собственного мнения. Любой контроль должен быть в разумных пределах, без отсутствия авторитарных приемов воспитания.

3. Отсутствие интереса к личности ребенка и безразличие к его переживаниям порождает стремление подростка искать эмоциональную поддержку на стороне. Многие совершают противоправные поступки, это своеобразный способ подростка обратить на себя внимание.

Вступая в средний школьный возраст, подросток начинает свой путь к взрослению. Ребенок учится новым ролям в обществе, развивается физически и нравственно. Возрастные особенности тесно связаны с внешним миром и формированием себя, как взрослой личности. Чуткое сопровождение взрослых помогает подростку на этапе взросления.

обязательно прочитайте и эти статьи

Психологические особенности старшеклассников

Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-67.shtml, http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/01/02/vozrastnye-osobennosti-shkolnika, http://womanweek.net/materinstvo/vozrastnie-osobennosti-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Полный ребенок 2 года

Полный ребенок 2 лет: как далее...

Уход за новорожденным ленивый вариант

Рецепты ленивых вареников с картошкой, творогом далее...

У ребенка болит живот в районе пупка

Боль вокруг пупка Это нарушение функций тонкого кишечника (в далее...

У ребенка 11 лет поднялось давление

Все о гипертонии Когда далее...

Поделки из фольги своими руками для детей

Поделки из фольги своими руками Поделки из фольги далее...

Игры для детей 3 года найди пару

Дидактическая игра «Найди далее...

Лицей интернат для одаренных детей пенза

Губернский лицей-интернат для одаренных детей объявляет конкурс далее...

Популярные статьи