Главная » Обучение детей

Возрастные особенности музыкального развития детей

Консультация для воспитателей

Возрастные особенности музыкального развития детей 3-4 лет

Во второй младшей группе дети имеют определенный круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определенными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность, самостоятельность. Это сказывается, прежде всего, в характере движений, которые становятся довольно разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. Например, дети овладевают не только обычной ходьбой, но и на носках, высоко поднимая колени, со сменой направления, врассыпную.

Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Все это позволяет значительно расширить объем музыкального воспитания трехлетнего дошкольника.

Дети уже обладают определенным объемом навыков восприятия музыки, пения, ритмического движения. Исполнительская деятельность их в ее простейших формах начинает играть все большую роль.

Слушая песни, небольшие пьесы, ребята обнаруживают отзывчивость на музыку различного, достаточно ярко выраженного характера. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и пьесы. Восприятие становится эмоциональнее, дифференцированнее.

В процессе дидактических игр продолжается работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры уже имеют определенное содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например, показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котенок ( Чей домик?” Е. Тиличеевой,); звенят колокольчиками или ударяют по барабану ( Угадай, на чем играю” Е. Тиличеевой). Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр.

В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный диапазон (ре1 - ля1 ). Интонации проявляются всестороннее, со всеми признаками, пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.

В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая гимнастические, танцевальные образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска), изменять движения в соответствии с частями произведения, различать силу звучания, изменения темпа.

В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. Дети замечают особенности произведений изобразительного характера, у них формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.

Дети учатся понимать настроение произведения, внимательно дослушивая его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы, называют, о чем рассказала музыка; проявляя звуковысотный слух, различают высоту двух звуков в пределах октавы – сексты, различают тихое и громкое звучание, узнают некоторые инструменты (бубен, барабан, металлофон), их звучание, характерный ритм, связанный с игровыми образами ( медведь идет”, зайчик прыгает”).

Разучивая песни, дети должны петь естественным звуком, без напряжения и крика, протяжно, внятно произнося слова; не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках, песнях, петь с помощью воспитателя, с сопровождением и без.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога и родителей. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте ,то ребёнок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием. которое легко выполняет более младший.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

- слуховое ощущение, музыкальный слух;

- качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

- простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Отметим общие тенденции возрастного развития.

Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность, у малыша на 10-12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребёнок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки.

В 4-5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребёнок начинает реагировать на источник. откуда раздаются звуки, прислушиваясь к интонациям певческого голоса.

С первых месяцев, нормально развивающийся ребёнок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.

К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску(играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвёртый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно - образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно играть и плясать.

Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).Ребёнку понятны требования: как двигаться в спокойном хороводе, как надо спеть песню и как в подвижной пляске.

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков - даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведённые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка».Ребёнок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определённым образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6-7 лет ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Vivat, academia!

Каталог статей

Балакина Н.Н. О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Музыкальное восприятие лежит в основе всех форм приобщения детей к миру музыкального искусства. Это сложный многоуровневый процесс, включающий в себя «физическое слышание музыки, ее понимание, переживание и оценку» (А.Н. Сохор). Успешное педагогическое руководство развитием музыкального восприятия у детей предполагает педагогическое взаимодействие учителя и ученика. Он является таким же активным участником познания музыки как и учитель.

Развитие школьника зависит от неповторимого сочетания способностей и качеств личности у каждого ребенка. Вместе с тем при коллективной работе на уроках музыки в общеобразовательной школе учителю необходимо учитывать в первую очередь возрастные особенности музыкального восприятия школьников. В научной и методической литературе недостаточно внимания уделяется изучению данных особенностей. Это негативно влияет на разработку методики развития музыкального восприятия младших школьников.

В разное время данному вопросу уделялось внимание в работах В. К. Белобородовой, Т. В. Нагорной, С. X. Шаломович. Они отмечали, что у младших школьников преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия и склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации с персонажами музыкальных произведений. По мнению В. К. Белобородовой, дети семилетнего возраста слабо ориентируются в различении некоторых средств музыкальной выразительности и в большей степени реагируют на динамику звучания, темп, регистр, тембровую окраску.

Проведенное нами исследование в целом подтверждает, что при определении содержания музыкальных произведений дети семи лет в первую очередь реагируют на динамику и темп: музыка быстрая и громкая, по их мнению, чаще всего веселая, а медленная и тихая -грустная. Но при целенаправленной работе по выявлению интонационного развития в музыкальных произведениях дети уже замечают регистровые изменения, исполнительские штрихи, звуковысотную линию мелодии, метроритмические изменения в их неразрывном единстве.

Таким образом, ситуация изменяется, если выразительные элементы музыкальной речи рассматриваются в контексте интонации и не разрушается характерная для младших школьников целостность, непосредственность и эмоциональность восприятия. Интонационная выразительность музыки понимается и переживается младшими школьниками более успешно, чем выявление выразительности отдельных искусственно выделенных элементов музыкальной речи.

Младшим школьникам близка музыка об окружающей природе, о мире сказок, игрушек, животных и реже интересна музыка о переживаниях другого человека. Это связано с ситуативностью и неустойчивостью проявления у них эмоциональной отзывчивости на музыку, с #92; недостаточным музыкальным и жизненным опытом.

Для изучения некоторых особенностей музыкального восприятия детей нами было проведено исследование в многочисленных школах г. Минска (охвачено более 600 учащихся). Без дополнительной информации и эмоциональной настройки дети письменно выполняли задания по определению содержания музыкальных произведений, смысловой выразительности интонационных мотивов и музыкальных средств, создающих данную выразительность. В качестве музыкального материала детям предъявлялись «В пещере горного короля» из сюиты Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» и два разнохарактерных фрагмента из пьесы Ф. Листа «Лорелея».

Приведем данные, полученные в результате анализа работ детей по фрагменту из пьесы Ф. Листа «Лорелея»(33—65 тт.). Младшие школьники дали следущие определения: грустная — 66%, спокойная — 36%, задумчивая — 15%, танцевальная — 17%, ласковая, нежная — 15%, мягкая — 11%, приятная, красивая — 10% детей. В 15% работ отсутствовали соответствующие содержанию определения.

В высказываниях детей семи-восьми лет на первом месте нередко оказывались внемузыкальные представления и ассоциации: телесно-моторные, пространственные и звукоречевые. Чаще всего (в 70% работ) наблюдалась предметно-зрительная направленность ассоциаций, подробно описывались образы мерного покачивания волн, плывущих по ним корабля, лодочки, лебедя и т.п. В 75 % работ ассоциации со зри¬тельными образами дополняли описание эмоциональных впечатлений детей и в основном соответствовали выразительной интонационной сущности данного музыкального фрагмента.

В результате предъявления одного и того же музыкального произведения в семь и девять лет мы получили данные, свидетельствующие о том, что у детей девятилетнего возраста (в 80 % работ) описание конкретных зрительных образов и событий уходит на второй план. Больше внимания уделяется собственной эмоциональной реакции детей, рассказу о переживаниях, связанных с музыкальным произведением.

Мы также пришли к выводу, что младшие школьники при условии полноценных музыкальных занятий способны давать довольно точные характеристики образного содержания музыки, интуитивно и достаточно верно воспринимать смысловую выразительность интонационных мотивов. Если музыкальное произведение доступно и соответствует их жизненному и музыкальному опыту, дети не уступают взрослым по богатству и яркости музыкальных впечатлений.

Учет возрастных особенностей создает дополнительные возможности для активизации музыкального восприятия младших школьников.

Источники: http://www.doumarx.ru/load/muzykalnomu_rukovoditelju/vozrastnye_osobennosti_muzykalnogo_razvitija_detej_3_4_let/4-1-0-83, http://docs.google.com/document/d/1DolqxkKOcOBLUvjAwG9XwsDDE1iO9WBoMme5js0CKAY/edit, http://academicon.ru/publ/psihologic/balakina_n_n_o_nekotorykh_osobennostjakh_muzykalnogo_vosprijatija_mladshikh_shkolnikov/1-1-0-329

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенка 4 года болит пися

3 июл 2011, 22:12 Добрый далее...

Шершавая сыпь ребенка лице

Журнал → что за шершавая красная сыпь появляется далее...

Загадки животных детей 1 класса

Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. Не далее...

Шершавые пятна ногах ребенка фото

Шершавые пятна на ногах у ребенка далее...

Кормление сон ребенка 3 месяца

Распорядок дня 3 далее...

Ребенка сопли неделю делать

Заболевания у ребенка на 2-ой неделе далее...

Мутная моча ребенка лечить

Мутная моча Нормальная моча прозрачная, далее...

Популярные статьи