Главная » Обучение детей

Закономерности воспитания и обучения детей педагогики

Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:
во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;
во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;
в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:
содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);
организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);
принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ это:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности, а также зависимость уровня развития личности от целей, принципов, методов, содержания, форм и средств воспитания.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999 .

Смотреть что такое ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ в других словарях:

Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания). (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М. 2005. С. 416) … Педагогический терминологический словарь

Воспитания осужденных психологический аспект — Воспитание осужденных подсистема всей системы воспитания в обществе, специфический процесс в исправительных учреждениях, в котором своеобразно преломляются закономерности и принципы воспитания, как то: соблюдение законности, гуманное и … Энциклопедия современной юридической психологии

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях … Педагогический словарь

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ — ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Раздел педагогической психологии, исследующий закономерности формирования личности в процессе ее воспитания. Особое внимание П. в. уделяет психологическим закономерностям формирования нравственной сферы человека – … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М. 2005. С. 147) Ч313 … Педагогический терминологический словарь

Теория воспитания — раздел общей педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его основныеструктурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности. (2) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику … Педагогический словарь

Дошкольная педагогика — отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Д. п. тесно связана с детской психологией (См. Детская психология), возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а … Большая советская энциклопедия

Психология образования — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. … Википедия

Психология обучения — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. … Википедия

Книги

1. Основные педагогические понятия;

2. Система педагогических наук;

3. Связь педагогики с другими науками.

Основные педагогические понятия:

К основным педагогическим понятиям относятся: воспитание, обучение, самовоспитание, самообучение, образование, развитие и формирование.

Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога с учащимися с целью передачи накопленного опыта и формирование качеств личности направленных для решения задач в целостном педагогическом процессе.

Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.

Воспитание в широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Опыт – известные людям ЗУНы, способы мышления, нормы поведения – т.е. все то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития.

Воспитание в узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений нравственных ценностей, подготовка к жизни.

Воспитание в широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у него заданных качеств.

Воспитание в узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Самовоспитание – самосовершенствование личности.

Обучение – целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей. В основе обучения лежат ЗУНы.

Знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения.

Умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.

Навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия).

Образование – результат обучения, объем систематизированных ЗУНов, развитие творческого мышления, которым овладел учащийся.

Самообразование – самостоятельное овладение ЗУНами, в совершенствовании уровня своего образования.

Развитие – процесс качественных и количественных изменений в свойствах и качествах личности.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономического, экологического, социального, психологического.

Система педагогических наук

1)Педагогика вычленилась из философии, поэтому философия является фундаментом науки, ее методологической основы.

2)Из философии зарождается история педагогики – она изучает развитие педагогических идей в различные исторические эпохи.

3) Сама педагогика - наука об общих закономерностях, путях, методах и формах обучения и воспитания.

4) Структура педагогической науки включает в себя следующие отрасли:

а) дефектология – наука о нарушениях. Она включает в себя:

- cурдопедагогика – изучение детей с нарушением слуха;

- тифлопедагогика – изучает детей с нарушением зрения;

- логопедия – изучает детей с нарушением речи;

- олигофрения – изучает умственно отсталых детей.

б) производственная педагогика – изучает технологию образования и обучения человека, общение внутри коллектива;

в) частные методики – изучает закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин;

г) педагогика взрослая – изучает межличностные отношения в коллективе и повышения уровня своей квалификации;

д) общая педагогика – исследует закономерности воспитания и обучения детей и включает в себя 4 больших раздела:

• дидактика (процесс или теория обучения);

е) сравнительная педагогика – изучает практику обучения за рубежом и отечественный опыт, делает сравнительный анализ;

ж) социальная педагогика – изучает особенности воспитания и обучения детей с различным социальным статусом и раскрывает влияние социума на ребенка;

з) семейная педагогика (выделяется из социальной) – взаимоотношения, воспитание и обучение в семье и изучает формы взаимодействия семьи и школы;

и) возрастная педагогика – изучает особенности обучения и воспитания на различных возрастных этапах:

- дошкольная педагогика – детский сад;

- педагогика средней школы – в школе;

- педагогика высшей школы – ВУЗы;

- педагогика взрослой школы – переподготовка.

Связь педагогики с другими науками:

Педагогика тесно связана с другими науками.

1) с психологией. Она вооружает знанием условий и механизмов протекания внутренних процессов человека, раскрывает характер и темперамент ребенка, закономерности и развитие его психики, рассматривает формирование черт и качеств личности;

2) с анатомией и физиологией. Она опирается на развитие высшей нервной деятельности, рассматривает особенности нервной системы, строение человеческого организма, взаимодействие организма и высшей нервной деятельности. Без знаний физиологии нельзя правильно определить средства и методы воспитания детей, которые соответствуют их возрасту;

3) с социологией. Исследует влияние социальной среды на человека, рассматривает закономерности взаимодействия человека с семьей, коллективом и обществом, а также помогает педагогу понять социальное развитие ребенка; 4) с эстетикой. Служит научной основой эстетического воспитания и выражает отношение человека к миру, искусству, музыке и т.д. т.е. наука о прекрасном;

5) с этикой. Дает теоретическое обоснование морали, а мораль – основа нравственности. Она разрабатывает вопросы понимания нравственного воспитания (человек – гуманный человек, мы развиваем у него общечеловеческие ценности);

6) с экономикой. Ее данные нужны для выплаты зарплаты, строительства общеобразовательных учреждений, для улучшения материально-технической базы, для обучения педагогических кадров, для строительства жилья для педагогов;

7) с кибернетикой. Использование компьютеров в обучении, разработка новых программ и внедрение новых технологий.

Источники: http://psyera.ru/4335/zakonomernosti-i-principy-vospitaniya, http://professional_education.academic.ru/2932/%25D0%2597%25D0%2590%25D0%259A%25D0%259E%25D0%259D%25D0%259E%25D0%259C%25D0%2595%25D0%25A0%25D0%259D%25D0%259E%25D0%25A1%25D0%25A2%25D0%2598_%25D0%2592%25D0%259E%25D0%25A1%25D0%259F%25D0%2598%25D0%25A2%25D0%2590%25D0%259D%25D0%2598%25D0%25AF, http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/6.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

У ребенка начались зеленые сопли

Зеленые сопли Сразу, сотая тема конечно. Проблема далее...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольников

Роль развития чувства ритма у детей старшего далее...

Поделки осенние в детский сад

Осенние поделки в далее...

Музыка детей 4 лет видео

Музыка для детей от 1 года до 4 далее...

Рисовая каша для ребенка 1 год

Детские каши - лучшие рецепты. Как далее...

Кормить ребенка после рвоты год

Чем кормить ребенка после рвоты чтобы не далее...

Ребенка вылезли красные пятна

Обсуждения Прорезывание первых зубов у малыша далее...

Популярные статьи