Главная » Обучение детей

Закономерности воспитания и обучения детей педагогики

Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:
во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;
во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;
в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:
содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);
организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);
принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ это:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности, а также зависимость уровня развития личности от целей, принципов, методов, содержания, форм и средств воспитания.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999 .

Смотреть что такое ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ в других словарях:

Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания). (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М. 2005. С. 416) … Педагогический терминологический словарь

Воспитания осужденных психологический аспект — Воспитание осужденных подсистема всей системы воспитания в обществе, специфический процесс в исправительных учреждениях, в котором своеобразно преломляются закономерности и принципы воспитания, как то: соблюдение законности, гуманное и … Энциклопедия современной юридической психологии

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях … Педагогический словарь

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ — ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ. Раздел педагогической психологии, исследующий закономерности формирования личности в процессе ее воспитания. Особое внимание П. в. уделяет психологическим закономерностям формирования нравственной сферы человека – … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Теория воспитания — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М. 2005. С. 147) Ч313 … Педагогический терминологический словарь

Теория воспитания — раздел общей педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его основныеструктурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности. (2) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ — раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику … Педагогический словарь

Дошкольная педагогика — отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Д. п. тесно связана с детской психологией (См. Детская психология), возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а … Большая советская энциклопедия

Психология образования — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. … Википедия

Психология обучения — Педагогическая психология или психология образования раздел психологии, изучающий методы человеческого обучения, эффективность выполнения ими образовательных задач, эффективность педагогических мер, психологические аспекты преподавания и т. д. … Википедия

Книги

1. Основные педагогические понятия;

2. Система педагогических наук;

3. Связь педагогики с другими науками.

Основные педагогические понятия:

К основным педагогическим понятиям относятся: воспитание, обучение, самовоспитание, самообучение, образование, развитие и формирование.

Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагога с учащимися с целью передачи накопленного опыта и формирование качеств личности направленных для решения задач в целостном педагогическом процессе.

Воспитание – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.

Воспитание в широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

Опыт – известные людям ЗУНы, способы мышления, нормы поведения – т.е. все то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития.

Воспитание в узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений нравственных ценностей, подготовка к жизни.

Воспитание в широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у него заданных качеств.

Воспитание в узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Самовоспитание – самосовершенствование личности.

Обучение – целенаправленный специально организованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся направленный на усвоение ЗУНов и развитие творческих способностей. В основе обучения лежат ЗУНы.

Знания – понимание, сохранения в памяти и умение воспроизвести основные факты науки и вытекающие их них теоретические обобщения.

Умения – овладение способами применения знаний на практике, которая проявляется в деятельности.

Навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия).

Образование – результат обучения, объем систематизированных ЗУНов, развитие творческого мышления, которым овладел учащийся.

Самообразование – самостоятельное овладение ЗУНами, в совершенствовании уровня своего образования.

Развитие – процесс качественных и количественных изменений в свойствах и качествах личности.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономического, экологического, социального, психологического.

Система педагогических наук

1)Педагогика вычленилась из философии, поэтому философия является фундаментом науки, ее методологической основы.

2)Из философии зарождается история педагогики – она изучает развитие педагогических идей в различные исторические эпохи.

3) Сама педагогика - наука об общих закономерностях, путях, методах и формах обучения и воспитания.

4) Структура педагогической науки включает в себя следующие отрасли:

а) дефектология – наука о нарушениях. Она включает в себя:

- cурдопедагогика – изучение детей с нарушением слуха;

- тифлопедагогика – изучает детей с нарушением зрения;

- логопедия – изучает детей с нарушением речи;

- олигофрения – изучает умственно отсталых детей.

б) производственная педагогика – изучает технологию образования и обучения человека, общение внутри коллектива;

в) частные методики – изучает закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин;

г) педагогика взрослая – изучает межличностные отношения в коллективе и повышения уровня своей квалификации;

д) общая педагогика – исследует закономерности воспитания и обучения детей и включает в себя 4 больших раздела:

• дидактика (процесс или теория обучения);

е) сравнительная педагогика – изучает практику обучения за рубежом и отечественный опыт, делает сравнительный анализ;

ж) социальная педагогика – изучает особенности воспитания и обучения детей с различным социальным статусом и раскрывает влияние социума на ребенка;

з) семейная педагогика (выделяется из социальной) – взаимоотношения, воспитание и обучение в семье и изучает формы взаимодействия семьи и школы;

и) возрастная педагогика – изучает особенности обучения и воспитания на различных возрастных этапах:

- дошкольная педагогика – детский сад;

- педагогика средней школы – в школе;

- педагогика высшей школы – ВУЗы;

- педагогика взрослой школы – переподготовка.

Связь педагогики с другими науками:

Педагогика тесно связана с другими науками.

1) с психологией. Она вооружает знанием условий и механизмов протекания внутренних процессов человека, раскрывает характер и темперамент ребенка, закономерности и развитие его психики, рассматривает формирование черт и качеств личности;

2) с анатомией и физиологией. Она опирается на развитие высшей нервной деятельности, рассматривает особенности нервной системы, строение человеческого организма, взаимодействие организма и высшей нервной деятельности. Без знаний физиологии нельзя правильно определить средства и методы воспитания детей, которые соответствуют их возрасту;

3) с социологией. Исследует влияние социальной среды на человека, рассматривает закономерности взаимодействия человека с семьей, коллективом и обществом, а также помогает педагогу понять социальное развитие ребенка; 4) с эстетикой. Служит научной основой эстетического воспитания и выражает отношение человека к миру, искусству, музыке и т.д. т.е. наука о прекрасном;

5) с этикой. Дает теоретическое обоснование морали, а мораль – основа нравственности. Она разрабатывает вопросы понимания нравственного воспитания (человек – гуманный человек, мы развиваем у него общечеловеческие ценности);

6) с экономикой. Ее данные нужны для выплаты зарплаты, строительства общеобразовательных учреждений, для улучшения материально-технической базы, для обучения педагогических кадров, для строительства жилья для педагогов;

7) с кибернетикой. Использование компьютеров в обучении, разработка новых программ и внедрение новых технологий.

Источники: http://psyera.ru/4335/zakonomernosti-i-principy-vospitaniya, http://professional_education.academic.ru/2932/%25D0%2597%25D0%2590%25D0%259A%25D0%259E%25D0%259D%25D0%259E%25D0%259C%25D0%2595%25D0%25A0%25D0%259D%25D0%259E%25D0%25A1%25D0%25A2%25D0%2598_%25D0%2592%25D0%259E%25D0%25A1%25D0%259F%25D0%2598%25D0%25A2%25D0%2590%25D0%259D%25D0%2598%25D0%25AF, http://mazahaker-ncux.narod.ru/lekcii/pedagogika/6.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Карнавальные шапочки животных для детей

Наш магазин предлагает далее...

Пазлы животных для детей 3 лет

ПазлРысь Продолжаем знакомить тебя с удивительными животными нашей планеты. далее...

Белок в моче месячного ребенка

О чем говорит далее...

Как проявляется аллергия на глютен у ребенка

Аллергия на глютен у далее...

Поиграть ребенком 11 лет

Игры для ребенка 11, 12 месяцев Скоро Ваш малыш далее...

Грамота за творческие успехи текст детям

Тексты грамот, благодарственных далее...

Возрастные особенности детей 13 лет

Кризис подросткового периода детей 13-14 лет Учитывая особенности и сложности далее...

Популярные статьи