Главная » Обучение детей

Знание возрастных особенностей детей

Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Чернецов Петр Иванович Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания // Вестник ЧелГУ. 2009. №14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vozrastnyh-i-individualnyh-osobennostey-detey-v-protsesse-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 18.09).

Чернецов Петр Иванович Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания Вестник Челябинского государственного университета (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vozrastnyh-i-individualnyh-osobennostey-detey-v-protsesse-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 18.09).

Чернецов Петр Иванович (2009). Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания. Вестник Челябинского государственного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vozrastnyh-i-individualnyh-osobennostey-detey-v-protsesse-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 18.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Чернецов Петр Иванович Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания // Вестник ЧелГУ. 2009. №14 С.91-94.

Чернецов Петр Иванович Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания Вестник Челябинского государственного университета (2009).

Чернецов Петр Иванович (2009). Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания. Вестник Челябинского государственного университета

Растем здоровыми

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста скачать

На этой страничке будут освещаться вопросы, связанные с физическим здоровьем наших детей. Будут представлены как теоретические знания, которыми мы никак не можем пренебрегать, так и очень много практического материала по воспитанию у наших детей здорового образа жизни.

Анатомо-физиологические особенности

детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития. Это предъявляет большие требования к педагогическому процессу как в домашних условиях, так и в условиях детского дошкольного учреждения, особенно к деятельности воспитателя (руководителя) по физической культуре в дошкольных учреждениях.

Для изучения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют знания о возрастных особенностях развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменениях мышечной системы.

В раннем дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, на основе уже имеющихся образуются новые, более сложные условные рефлексы.

Следует учитывать способность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания. Причем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

Развитие опорно-двигательной системы у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми костная система ребенка богаче хрящевой тканью, содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника).

Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитие скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазание, прыжки – стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.

Мышечная система у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мускулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20-22% по отношению к массе тела, что в 2 раза меньше, чем у взрослого.

Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон, и могут образоваться грыжи (пупочные). У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому возможно образование паховых грыж.

У детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка. Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти; поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребенка.

Хотя уже к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастают сила и работоспособность мышц, дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам. Учитывая быструю утомляемость детей этого возраста, надо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений.

Ощущение увеличения мышечной массы нередко приводит к переоценке детьми своих возможностей, в связи с чем возникает необходимость особого контроля за правильным проведением физических упражнений. Чтобы препятствовать задержке роста костей длин, в процессе физического воспитания следует избегать упражнений, которые способствуют чрезмерному развитию мышечной силы. Чтобы помешать преимущественному росту каких-либо определенных мышечных групп, при распределении программного материала надо стремиться использовать физические упражнения, направленные на развитие всех групп мышц.

§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей

Понятие возраста. Согласно диалектическому пониманию развитие не есть процесс только чисто количественных изменений, увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется качественно новое, так называемые новообразования. К таким новообразованиям относится, например, субъективная готовность к школьному обучению детей семилетнего возраста или чувство взрослости у подростков.

В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенным своеобразием. В современной возрастной психологии принято выделять следующие основные периоды развития ребенка и школьника: младенческий возраст (до 1 года), ранний детский возраст (от I года до 3 лет), преддошколъный возраст (от 3 до 5 лет), дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет). В основу этой периодизации положены понятия о ведущей для каждого возраста деятельности, возрастных противоречиях и существенных новообразованиях. Каждый возрастной период отличается особой характеристикой, он подготавливается предыдущим периодом, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для наступления следующего периода. Возрастную характеристику определяют такие факторы, как изменение положения ребенка в семье и школе, новые формы его деятельности, изменение форм воспитания и, наконец, некоторые особенности созревания его организма. Таким образом, возраст не столько биологическая, сколько социальная категория.

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Они являются следствием, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, различий в типологических свойствах нервной системы). Бесконечно разнообразны конкретные условия жизни, деятельности и воспитания — бесконечно разнообразие и индивидуальных особенностей личности. Поэтому возраст не имеет точных и определенных характеристик и не является абсолютной и неизменной категорией. Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Но при этом имеют в виду, что каждый школьник обладает и индивидуальными качествами — только ему присущими особенностями- познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, поведения.

Сензитивные периоды. Необходимо отметить отличающую человека неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, в том числе самых благоприятных, условиях обучения и воспитания у ребенка, школьника различные психические проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики.

Некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными, называют сензитивными периодами (т. е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям, обучению и воспитанию). Например, для развития речи сензитивен период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков — младший школьный возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развиваются с трудом и не достигают совершенства.

Сензитивность зависит и от закономерностей органического созревания мозга, и от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств (так, математическое мышление может развиваться лишь на основе достаточно сформировавшейся способности к абстрактному мышлению).

Акселерация физического и психического развития. В последние десятилетия повсеместно на нашей планете наблюдается пиление прогрессирующего ускорения физического и психического развития детей и подростков. Это явление названо акселерацией (от латинского слова «ускорение»). Дети и подростки в последнее время растут и развиваются в физическом и психическом отношении быстрее и достигают более высокого уровня развития, чем несколько десятилетий назад. Все показатели физического развития (рост, вес, объем грудной клетки, начало полового созревания, степень окостенения скелета) сдвигаются в более ранний возраст. Например, если взять мальчиков 15 лет, жителей средней полосы нашей страны, то с начала XX в. средний рост их увеличился на 20—22 см, вес — на 15—16 кг, а половое созревание начинается на 2,5 года ранее. И в интеллектуальном отношении дети стали значительно более развитыми, больше знают и понимают.

Ученые считают, что акселерация зависит от целого комплекса причин, как биологических (влияние радиоволн, слабых доз ионизирующих излучений, резкое увеличение применения в сельском хозяйстве и медицине биологически активных веществ — стимуляторов роста и развития, повышение в рационе человека удельного веса животно-белковой пищи и т. д.), так и социальных (убыстрение темпа жизни, что повышает жизненный тонус, влияние огромного потока информации, который через телевидение, радио, кино с раннего возраста обрушивается на ребенка и подростка и т. д.). Акселерация существенным образом изменяет наши представления о возрастных особенностях детей и требует соответствующей перестройки всей учебно-воспитательной работы.

Учителю, воспитателю совершенно необходимо хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Оно открывает возможность применения такого рода педагогических форм, методов и средств, которые соответствовали бы особенностям, интересам, запросам и возможностям данного возраста и данной индивидуальности.

Вопроси для повторения

1. В чем заключается ошибочность буржуазных концепций психического развития?

2. Каковы движущие силы развития детей?

3. В чем сущность психологического понятия возраста и возрастных особенностей?

4. Что такое сензитивные периоды?

5. Что такое акселерация?

§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vozrastnyh-i-individualnyh-osobennostey-detey-v-protsesse-semeynogo-vospitaniya, http://nikolachud-nsk.prihod.ru/detskaja_prikhodskaja_shkola_razdel/view/id/21196, http://texts.news/psihologiya-teoriya-obschaya/ponyatie-vozrasta-vozrastnyih-33936.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Планшет для ребенка 8 лет

Дети 8-10 лет очень подвержены влиянию далее...

Почему новорожденные плачут мочеиспускании

Почему новорожденный плачет перед мочеиспусканием Здоровье далее...

Веселые игры для детей 5 6 лет

Весёлые конкурсы для детей Один далее...

Пожелания ребенку 9 лет

Поздравления с днем рождения мальчику в прозе Отважного и далее...

Зубная паста ребенка 8 лет

Детская зубная паста LACALUT kids 4-8 Выбрать ближайший магазинс продукцией далее...

Лафренье п эмоциональное развитие детей и подростков

Список литературы 1. Анохин далее...

Питание ребенка 11 12 лет

Рацион ребенка в далее...

Популярные статьи