Главная » Одаренные дети

Игры и упражнения одаренными детьми

Обучающий практический тренинг для педагогов. «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся».

Данное занятие проводится педагогом-психологом на обучающем практическом семинаре-тренинге по проблемам одаренных детей. После презентации теоретического материала по выявлению, психолого-педагогическому сопровождению, личным особенностям одаренных детей педагог-психолог предлагает педагогам поучаствовать в небольшом тренинге и побывать на нем в роли одаренного ребенка.

Обучающий практический тренинг для педагогов.

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся».

«Если в современном обществе мы не будем иметь одаренных людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, то мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатим за отсутствие творческости»

Данное занятие проводится педагогом-психологом на обучающем практическом тренинге по проблемам одаренных детей. После презентации теоретического материала по выявлению, психолого-педагогическому сопровождению, личным особенностям одаренных детей педагог-психолог предлагает педагогам поучаствовать в небольшом тренинге и побывать на нем в роли одаренного ребенка.

Цель: использовать на практике полученные теоретические знания, всем участникам практикума «примерить» роль одаренного ребенка.

- познакомить участников практикума с особенностями одаренных детей, используя тренинговые упражнения, элементы ролевых игр, элементы сказкотерапии;

- «проработать» систему взаимоотношений «одаренный ребенок-родитель-педагог-психолог».

Категория участников: педагоги школы.

Форма проведения: работа в малых группах; тренинговые упражнения; элементы сюжетно-ролевых игр.

Психолог раздает участникам белые бумажные салфетки (каждому по одной) и предлагает выполнить одно интересное задание. Не подсматривая на соседей, внимательно слушать и четко выполнять инструкцию ведущего. Затем он просит сложить лист пополам и оторвать сверху справа уголок. После этого получившийся лист снова сложить пополам и оторвать еще раз там же сверху.

Продолжать эти действия, пока возможно будет складывать салфетку пополам. Затем ведущий просит развернуть свою красивую снежинку и просит посмотреть на соседние работы и найти совершенно идентичную. После того, как участники говорят, что не нашли, начинается обсуждение, почему это произошло, ведь инструкция для выполнения была у всех одинаковая. Постепенно по мере поступления вариантов, почему это произошло все приходят к выводу, что не существует одинаковых людей, и все выполняли это упражнение по-разному. В конце психолог резюмирует и начинает разговор о том, что каждый человек, каждый ребенок, как и эта снежинка-индивидуальность, на этой планете он один такой, точно такого же, нет и не будет. Каждый со своими способностями, возможностями и личностными качествами. И это нужно обязательно учитывать при нашей работе с детьми.

2.Упражнение «Определение круга проблем».

Участникам предлагается разделить на четыре группы (по принципу «цветопредпочтений», «фруктовый салат», «времена года» и т.д.). Члены микрогрупп обсуждают проблематику существования одаренных детей в системе образования (не больше 3-4 проблем или трудностей). По завершению работы, представитель от каждой группы озвучивает список трудностей, имеющих место в работе школы. Ведущий фиксирует «проблемный список» каждой группы на доске (флип-чарте), осуществляет рейтинг озвученных трудностей, существующих в работе педагогов с одаренными детьми.

Ведущий просит участников группы представить, что каждый из них является членом редакции журнала «Мурзилка». Каждому участнику группы присваивается порядковый номер (например: 1, 2, 3 и т.д.). После чего ведущий начинает сказку:

«Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля. »

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: ”Продолжение следует в номере «. ” журнала. Участник, чей номер был озвучен, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Член группы должен сказать: ”Продолжение следует в номере «. ” журнала. Прервать сказку может ведущий словами: ”Окончание в номере «. ” журнала. По завершению работы осуществляется рефлексия.

В чем была сложность выполнения данного задания? Какие чувства и эмоции испытывали при выполнении? Как и для чего можно использовать упражнение в работе с детьми?

Участникам микрогрупп предлагается используя подручный материал (сумочка, косметичка, сотовый телефон, губная помада и т.д.), составить «композицию» на любую тему и придумать ей название. По завершению работы представитель от каждой группы обнародует «плод» совместной работы; рефлексия.

5.Упражнение «Рассказ из заголовков».

Участникам микрогрупп предлагается с помощью подручного материала (газеты, ножницы, клей, лист ватмана), составить смысловой рассказ, используя только заголовки газетных статей. Время совместного творчества – 5 минут. По завершению работы, представителями групп зачитываются полученные рассказы; рефлексия.

Ведущий озвучивает любую фразу, состоящую из трех слов (например: «Петя посадил кактус», «Мама варила кашу», «Аня играет с куклой» и т.д.). Задача участников групп придумать наибольшее количество фраз, в которых бы сохранялся смысл первоначального предложения, но слова были бы использованы другие (например: «Петя посадил кактус» - «Мальчик выращивает растение», «Ребенок посеял семя колючего растения» и т.д.); рефлексия.

7.Упражнение «Письмо от имени одаренного ребенка».

Участники работают в четырех группах. Каждая группа олицетворяет одного из субъектов образовательного процесса: «одаренного ребенка»; «педагога»; «родителя одаренного ребенка»; «психолога». Задача участников написать письмо обществу, социуму с позиции роли выбранного субъекта. В письме необходимо отобразить информацию в виде советов, рекомендаций об особенностях взаимоотношений с одаренным ребенком. По завершению работы, представитель от каждой группы зачитывает групповое «послание», рефлексия.

В конце тренинга психолог обсудив полученные советы, раздает рекомендации педагогам в виде памяток.

КГУ « Гимназия №2»акимата города Рудного Казахстан

§ Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?

§ Как вы работали в своей команде?

§ Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

§ Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?

ИГРА 7 (с 6 лет) СКУЛЬПТУРЫ

Цели: Эта игра хороша для кинестетически и визуально одаренных детей, поскольку в ней практически не нужно говорить. Своими телами дети выкладывают на полу скульптуру, включаю-щую в себя всех учеников. Эта скульптура станет в конце игры прекрасным символом сплоченности класса.

Для игры требуется большое свободное пространство.

Игра может послужить для Вас хорошим диагностическим средством, поскольку она выявляет социальную структуру класса (СНОСКА: Информация анализируется по принципам социометрии Морено, применяемым в психодраме. Как правило, дети будут стараться ложиться рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Тот, кто окажется окруженным большим количеством детей, скорее всего будет своего рода неформальным лидером в классе. — Примеч. пер.). Игру можно повторять через некоторые промежутки времени. При этом, если Вы будете просить детей изображать конкретные объекты (например: Расположитесь так, чтобы из вас получился дом. , . чтобы из вас получился велосипед. , . чтобы вы были самоле-том. ), то тем самым Вы будете развивать еще и их пространственное восприятие.

Материалы: Каждому ребенку нужно по одной спичке.

Инструкция. Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать вам, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый по спичке. Один из вас начинает игру: он кладет спичку посреди класса на пол. Второй кладет свою спичку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья спичка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все спич-ки. Может быть, вам захочется расположить спички так, чтобы из них получилась какая-нибудь картина, скульптура и т.д.

§ 2. Игры и упражнения с целью психодиагностики и психокоррекции

Приведем примеры некоторых игр и упражнений с детьми в возрасте от семи до одиннадцати лет. Занятия проходили в специальных группах по 10—14 человек во внеурочное время. Часть упражнений и игр проводилась непосредственно на уроках литературы, рисования и психологии (мы вели такой курс) со всем классом. Система игр и упражнений подбирается в зависимости от индивидуальных особенностей детей, а также от конкретных целей диагностики, коррекции, развития и обучения. Здесь мы приводим лишь некоторые из этих игр и упражнений, имеющие непосредственное отношение к выявлению «скрытой» одаренности.

С упражнения «Знакомство» обычно начинается работа с группой детей. Психолог просит каждого из членов группы сделать для себя «визитку» — карточку, на которой не только написано его имя, но и нарисован автопортрет. В том случае, если члены группы не знакомы друг с другом, эта просьба вполне естественна и вопросов не вызывает. Если же участники тренинга друг друга хорошо знают, то психолог просит сделать листки и приколоть их для него, чтобы он не ошибался и быстрее запомнил имена. Рекомендуется, чтобы перед групповым занятием психолог или педагог провел тестовую рисуночную методику «Автопортрет», в которой ребенку пред лагается изобразить себя таким, каков он есть на самом деле, и таким, каким он хотел бы быть.

Расскажем о тех детях, у которых в конечном счете обнаружилась Одаренность.

Таня (семь лет) при тестировании на IQ даст низкие результаты, уровень креативности согласно результатам, полученным с помощью теста Торранса, также невысок, самооценка занижена, учится неровно, болезненно переживает плохие отметки. По мнению учителей, девочка старательна, добросовестна, но не обладает выдающимися способностями. Из беседы с мамой удалось выяснить, что девочка пишет стихи, сказки, однако ее очень трудно уговорить показать плоды своего творчества кому-нибудь кроме родителей. В рисуночной методике девочка изображает себя в обоих заданиях скромно, в строгом черно-белом варианте. В рисунке для «визитки» ее портрет многокрасочен, вместо скромной косы, которую она действительно носит, — пышные распущенные волосы, роскошный кокетливый бант.

Источники: http://pedsovet.org/publikatsii/option, com_mtree/task, viewlink/link_id, 166675/Itemid, 118, http://pedlib.ru/Books/3/0467/3_0467-19.shtml, http://pedlib.ru/Books/6/0074/6_0074-154.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Какие лекарства от рвоты для детей

Лекарство от рвоты у далее...

Игра про пистолеты для детей 5 лет

Игра Стрелялка для детей 5-6-7 лет с оружием далее...

Настольные игры для детей 11 12 лет

Конец учебного года. Что далее...

Основные показатели физического развития ребенка

Основные показатели физического развития далее...

Ребенок 7 10 лет

Методика закаливания детей 7-10 лет О пользе закаливания далее...

Аденоиды у ребенка 2 года

Аденоиды у детей, симптомы и лечение аденоидов Аденоидами называют лимфоидную далее...

Новый год ребенком 5 лет

Дети 3-7 лет Что подарить ребенку на Новый далее...

Популярные статьи