Главная » Одаренные дети

Игры и упражнения одаренными детьми

Обучающий практический тренинг для педагогов. «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся».

Данное занятие проводится педагогом-психологом на обучающем практическом семинаре-тренинге по проблемам одаренных детей. После презентации теоретического материала по выявлению, психолого-педагогическому сопровождению, личным особенностям одаренных детей педагог-психолог предлагает педагогам поучаствовать в небольшом тренинге и побывать на нем в роли одаренного ребенка.

Обучающий практический тренинг для педагогов.

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся».

«Если в современном обществе мы не будем иметь одаренных людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, то мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатим за отсутствие творческости»

Данное занятие проводится педагогом-психологом на обучающем практическом тренинге по проблемам одаренных детей. После презентации теоретического материала по выявлению, психолого-педагогическому сопровождению, личным особенностям одаренных детей педагог-психолог предлагает педагогам поучаствовать в небольшом тренинге и побывать на нем в роли одаренного ребенка.

Цель: использовать на практике полученные теоретические знания, всем участникам практикума «примерить» роль одаренного ребенка.

- познакомить участников практикума с особенностями одаренных детей, используя тренинговые упражнения, элементы ролевых игр, элементы сказкотерапии;

- «проработать» систему взаимоотношений «одаренный ребенок-родитель-педагог-психолог».

Категория участников: педагоги школы.

Форма проведения: работа в малых группах; тренинговые упражнения; элементы сюжетно-ролевых игр.

Психолог раздает участникам белые бумажные салфетки (каждому по одной) и предлагает выполнить одно интересное задание. Не подсматривая на соседей, внимательно слушать и четко выполнять инструкцию ведущего. Затем он просит сложить лист пополам и оторвать сверху справа уголок. После этого получившийся лист снова сложить пополам и оторвать еще раз там же сверху.

Продолжать эти действия, пока возможно будет складывать салфетку пополам. Затем ведущий просит развернуть свою красивую снежинку и просит посмотреть на соседние работы и найти совершенно идентичную. После того, как участники говорят, что не нашли, начинается обсуждение, почему это произошло, ведь инструкция для выполнения была у всех одинаковая. Постепенно по мере поступления вариантов, почему это произошло все приходят к выводу, что не существует одинаковых людей, и все выполняли это упражнение по-разному. В конце психолог резюмирует и начинает разговор о том, что каждый человек, каждый ребенок, как и эта снежинка-индивидуальность, на этой планете он один такой, точно такого же, нет и не будет. Каждый со своими способностями, возможностями и личностными качествами. И это нужно обязательно учитывать при нашей работе с детьми.

2.Упражнение «Определение круга проблем».

Участникам предлагается разделить на четыре группы (по принципу «цветопредпочтений», «фруктовый салат», «времена года» и т.д.). Члены микрогрупп обсуждают проблематику существования одаренных детей в системе образования (не больше 3-4 проблем или трудностей). По завершению работы, представитель от каждой группы озвучивает список трудностей, имеющих место в работе школы. Ведущий фиксирует «проблемный список» каждой группы на доске (флип-чарте), осуществляет рейтинг озвученных трудностей, существующих в работе педагогов с одаренными детьми.

Ведущий просит участников группы представить, что каждый из них является членом редакции журнала «Мурзилка». Каждому участнику группы присваивается порядковый номер (например: 1, 2, 3 и т.д.). После чего ведущий начинает сказку:

«Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля. »

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: ”Продолжение следует в номере «. ” журнала. Участник, чей номер был озвучен, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Член группы должен сказать: ”Продолжение следует в номере «. ” журнала. Прервать сказку может ведущий словами: ”Окончание в номере «. ” журнала. По завершению работы осуществляется рефлексия.

В чем была сложность выполнения данного задания? Какие чувства и эмоции испытывали при выполнении? Как и для чего можно использовать упражнение в работе с детьми?

Участникам микрогрупп предлагается используя подручный материал (сумочка, косметичка, сотовый телефон, губная помада и т.д.), составить «композицию» на любую тему и придумать ей название. По завершению работы представитель от каждой группы обнародует «плод» совместной работы; рефлексия.

5.Упражнение «Рассказ из заголовков».

Участникам микрогрупп предлагается с помощью подручного материала (газеты, ножницы, клей, лист ватмана), составить смысловой рассказ, используя только заголовки газетных статей. Время совместного творчества – 5 минут. По завершению работы, представителями групп зачитываются полученные рассказы; рефлексия.

Ведущий озвучивает любую фразу, состоящую из трех слов (например: «Петя посадил кактус», «Мама варила кашу», «Аня играет с куклой» и т.д.). Задача участников групп придумать наибольшее количество фраз, в которых бы сохранялся смысл первоначального предложения, но слова были бы использованы другие (например: «Петя посадил кактус» - «Мальчик выращивает растение», «Ребенок посеял семя колючего растения» и т.д.); рефлексия.

7.Упражнение «Письмо от имени одаренного ребенка».

Участники работают в четырех группах. Каждая группа олицетворяет одного из субъектов образовательного процесса: «одаренного ребенка»; «педагога»; «родителя одаренного ребенка»; «психолога». Задача участников написать письмо обществу, социуму с позиции роли выбранного субъекта. В письме необходимо отобразить информацию в виде советов, рекомендаций об особенностях взаимоотношений с одаренным ребенком. По завершению работы, представитель от каждой группы зачитывает групповое «послание», рефлексия.

В конце тренинга психолог обсудив полученные советы, раздает рекомендации педагогам в виде памяток.

КГУ « Гимназия №2»акимата города Рудного Казахстан

§ Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?

§ Как вы работали в своей команде?

§ Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

§ Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими?

ИГРА 7 (с 6 лет) СКУЛЬПТУРЫ

Цели: Эта игра хороша для кинестетически и визуально одаренных детей, поскольку в ней практически не нужно говорить. Своими телами дети выкладывают на полу скульптуру, включаю-щую в себя всех учеников. Эта скульптура станет в конце игры прекрасным символом сплоченности класса.

Для игры требуется большое свободное пространство.

Игра может послужить для Вас хорошим диагностическим средством, поскольку она выявляет социальную структуру класса (СНОСКА: Информация анализируется по принципам социометрии Морено, применяемым в психодраме. Как правило, дети будут стараться ложиться рядом с теми, с кем им приятнее общаться. Тот, кто окажется окруженным большим количеством детей, скорее всего будет своего рода неформальным лидером в классе. — Примеч. пер.). Игру можно повторять через некоторые промежутки времени. При этом, если Вы будете просить детей изображать конкретные объекты (например: Расположитесь так, чтобы из вас получился дом. , . чтобы из вас получился велосипед. , . чтобы вы были самоле-том. ), то тем самым Вы будете развивать еще и их пространственное восприятие.

Материалы: Каждому ребенку нужно по одной спичке.

Инструкция. Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать вам, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый по спичке. Один из вас начинает игру: он кладет спичку посреди класса на пол. Второй кладет свою спичку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья спичка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все спич-ки. Может быть, вам захочется расположить спички так, чтобы из них получилась какая-нибудь картина, скульптура и т.д.

§ 2. Игры и упражнения с целью психодиагностики и психокоррекции

Приведем примеры некоторых игр и упражнений с детьми в возрасте от семи до одиннадцати лет. Занятия проходили в специальных группах по 10—14 человек во внеурочное время. Часть упражнений и игр проводилась непосредственно на уроках литературы, рисования и психологии (мы вели такой курс) со всем классом. Система игр и упражнений подбирается в зависимости от индивидуальных особенностей детей, а также от конкретных целей диагностики, коррекции, развития и обучения. Здесь мы приводим лишь некоторые из этих игр и упражнений, имеющие непосредственное отношение к выявлению «скрытой» одаренности.

С упражнения «Знакомство» обычно начинается работа с группой детей. Психолог просит каждого из членов группы сделать для себя «визитку» — карточку, на которой не только написано его имя, но и нарисован автопортрет. В том случае, если члены группы не знакомы друг с другом, эта просьба вполне естественна и вопросов не вызывает. Если же участники тренинга друг друга хорошо знают, то психолог просит сделать листки и приколоть их для него, чтобы он не ошибался и быстрее запомнил имена. Рекомендуется, чтобы перед групповым занятием психолог или педагог провел тестовую рисуночную методику «Автопортрет», в которой ребенку пред лагается изобразить себя таким, каков он есть на самом деле, и таким, каким он хотел бы быть.

Расскажем о тех детях, у которых в конечном счете обнаружилась Одаренность.

Таня (семь лет) при тестировании на IQ даст низкие результаты, уровень креативности согласно результатам, полученным с помощью теста Торранса, также невысок, самооценка занижена, учится неровно, болезненно переживает плохие отметки. По мнению учителей, девочка старательна, добросовестна, но не обладает выдающимися способностями. Из беседы с мамой удалось выяснить, что девочка пишет стихи, сказки, однако ее очень трудно уговорить показать плоды своего творчества кому-нибудь кроме родителей. В рисуночной методике девочка изображает себя в обоих заданиях скромно, в строгом черно-белом варианте. В рисунке для «визитки» ее портрет многокрасочен, вместо скромной косы, которую она действительно носит, — пышные распущенные волосы, роскошный кокетливый бант.

Источники: http://pedsovet.org/publikatsii/option, com_mtree/task, viewlink/link_id, 166675/Itemid, 118, http://pedlib.ru/Books/3/0467/3_0467-19.shtml, http://pedlib.ru/Books/6/0074/6_0074-154.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Игры поезда ребенка 2 года

Путешествие на поезде Железная дорога далее...

Играть в игры для маленьких мальчиков

Спасение ягуара Восьмилетний мальчик Диего, кузен знаменитой Даши-путешественницы, продолжает исследовать далее...

Правильно развивать ребенка 1 год

Развиваем ребенка: от шести месяцев до далее...

У ребенка сопли и чихает чем вылечить

Как правильно лечить далее...

Игры страшилки для детей 9 лет

Мультфильмы для детей далее...

Пальчиковые игры старших детей

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста» Очень важной частью далее...

Картотека подвижных игр для детей овз

Картотека подвижных игр по далее...

Популярные статьи