Главная » Одаренные дети

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка в доу

Индивидуальный маршрут сопровождения одарённого ребёнка в художественном творчестве

УТВЕРЖДЕНО

Индивидуальная программа сопровождения

Вид одарённости: художественная одарённость

Наименование учреждения МБДОУ Центр развития ребёнка - Детский сад № 18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области

Адрес Россия, 157510, Микрорайон Победы, дом 8, посёлок Ветлужский, город Шарья, Костромская область.

· Эссе на ребёнка (Краткая характеристика ребёнка)Развитие ребёнкасоответствует норме. Девочка очень активна, любознательна. По наблюдениям, часто ставить перед собой сверх трудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.

Девочка достаточно сложного и протеворичивого характера, она очень ранима и не уверена в себе, часто нуждается в похвале и одобрении взрослых, ревностно относится, когда хвалят другого ребёнка. Она обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, предает содержание мультфильмов и кинофильмов.

Любимым занятием девочки является рисование. Девочка с удовольствием рисует животных, любимым её персонажем является – конь. Очень нравится ей рисовать по содержанию литературных произведений и мультфильмов. Рисуя, она использует различные техники и материалы. Ещё привлекают её внимание абстрактные рисунки, перетекание цветовых пятен из одного в другое. Наблюдая за ней можно сделать вывод, что она не столько рисует, сколько экспериментирует, ищет что то новое.

Рисование помогает девочке сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.

· Степень участия в воспитании:большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы и бабушки

· Условия проживания, условия быта - семья из четырёх человек проживает в отдельной квартире. Есть отдельная комната на двоих с сестрой. Созданы все условия для полноценного развития ребёнка.

Художественно-эстетическое развитие ребёнка. Дополнительные занятия в кружках «Студия живописи», «Пластилинография», «Бисеринка»

Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

· Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей девочки и поддержки её сильных сторон личности.

· Развивать творческие способности ребёнка в изобразительной деятельности.

· Повысить самооценку, уверенность в себе.

Высокая загруженность ребёнка в кружках

Педагоги: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по изо, педагог по дополнительному образованию, воспитатели в группе.

Воспитатель по изобразительной деятельности

7.Организация работы (примерный перечень содержания работы с указанием конкретных сроков и распределением обязанностей)

· Получение образования (программа обучения) Основнаяобразовательнаяпрограммадошкольного образованияМуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения Центр развития ребенка-Детский сад № 18 «Родничок», сучетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией В.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

План психолого – педагогического сопровождения:

Работа воспитателя с одаренными детьми

Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми

1. Диагностическая - осуществление психодиагностической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

2. Информационная - просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

3. Коррекционная - организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

4. Развивающая - участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программы индивидуального развития одаренного ребенка).

1. Организационная - осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одаренного ребенка. Совместно с руководителем ДОУ формирует сообщество воспитывающих взрослых: родителей, педагогов, психолога, помощника воспитателя с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

2. Информационная - консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их одаренных детей.

3. Контролирующая - разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одаренного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.

4. Методическая - организует методическое оснащение процесса сопровождения одаренного ребенка (пособия, литература, игрушки и другое оборудование). Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.

1. Информационная - сотрудничество с родителями (лицами их замещающими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

2. Развивающая - определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

3. Координирующая - осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.

Другие субъекты педагогической деятельности:

1. Диагностическая - выявление группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика одаренного ребенка с целью определения его зоны ближайшего развития.

2. Развивающая - -осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных дошкольников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.

Развивающий этап: участие в организации и проведении мероприятий ДОУ, посещение совместно с детьми концертов, праздников, художественных выставок и музеев. Участие в деятельности клуба для родителей. Участие в организации и проведении выставки детских работ.

Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М.Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

· теоретические знания по вопросу одарённости;

· наличие практического опыта;

· целеустремлённость и настойчивость;

· зрелость (чёткое знание своих целей и задач);

Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными детьми.

Цель - работа над осознанием, оценкой и развитием личностных качеств, необходимых для работы с одарёнными детьми.

Для достижения данной цели используются различные формы работы:

1. консультация, семинар, семинар-практикум, деловая игра.

· понятие одарённости, её признаки и виды;

· характеристика одарённых детей дошкольного возраста;

· особенности наблюдения за детьми с целью выявления у них признаков одарённости;

· специфика взаимоотношений в группе одарённых детей;

· особенности организации образовательной работы с одарёнными дошкольниками;

· особенности подготовки к школе одарённого ребёнка.

2. тренинговые занятия.

Работа с родителями:

Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А.М.Матюшкин, Ю.С.Багимов и другие). Однако, даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье.

Цель - помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.

Формы работы с родителями одарённых детей:

1. беседы и семинары.

Основная тематика: особенности одарённого ребёнка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одарённости, ступени становления детской одарённости и др.

2.деловые игры, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.

Итогом этой работы можно считать следующие положительные результаты: наши дети неоднократно участвуют в различных конкурсах городского, регионального уровня, завоевывают призовые места, имеют высокий творческий потенциал, хорошие коммуникативные способности.При отслеживании дальнейшего жизненного пути наших выпускников, можно отметить, что они хорошо адаптируются в новых социальных условиях, родители поддерживают и продолжают развивать выявленные способности своих детей.

Главное в работе с одаренным или другими словами талантливым ребенком не акцентрировать внимание других детей на их различия в плане способностей, а создавать все необходимые условия для реализации имеющихся возможностей каждого ребенка.

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school.msk.ort.ru

2. Выготский, Л.С. Психология. [Текст]/ Л.С. Выготский. - М: Издательство «ЭКСМО - Пресс», 2000. - 1008 с.

3. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - 6-е изд. стер. - М. Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.

4. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/А.Г. Маклаков. - СПб. Питер, 2002. - 592 с.

5. Общая психология [Текст]: курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е. И. Рогов. - М. ВЛАДОС, 1995. - 448 с.

6. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева. Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под общ. ред. Н.С. Лейтеса. - 2-е изд. переаб. и доп. - М. Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.

7. Словарь психолога - практика [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд. перераб. и доп. - Мн. Харвест, 2001. - 976 с.

8. Ученые записки ГНИИ психологии [Электронный ресурс] / Теплов Б.М. Способностти и одаренность. - М. Ученые записки ГНИИ психологии, т. 2, 1941. - Режим доступа: http://www.medobozrenie.ru.

9. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77-80.
10. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69-75.
11. Бурменская Г.В. Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М. Прогресс, 1991.
12. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.

13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М. Просвещение, 1991.\
14. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971.

Размещено на Allbest.ru

автор Admin в Пн Апр 27, 2015 3:52 pm

Считаем, что применительно к дошкольному возрасту можно говорить о развитии способностей. Так Дробот Т.Е. воспитателя МБДОУ № 5 заинтересовала проблема развития творческих способностей детей в рисовании. Захотелось найти такие стимулы к творчеству, которые рождали бы у детей подлинное желание создавать необычное в обычном. Анализ методической литературы позволил прийти к выводу, что именно рисование с использованием нетрадиционных изобразительных материалов и нестандартных техник дают уникальную возможность развить творческие способности дошкольников.
Так сформировалась тема самообразования: «Развитие детского изобразительного творчества в процессе использования классических и неклассических художественных техник». Целью работы стало создание условий для развития детского изобразительного творчества.
Совершенствованию творческого процесса в ДОУ и повышению развивающего эффекта в изобразительной деятельности способствовало обучение Дробот Т.Е. на авторском семинаре Т.В. Калининой в г. Москва в июне 2013 года в школе искусств имени Святослава Рихтера. Необычность образов, общение с молодыми художниками и с Т.В.Калининой погрузили в атмосферу прекрасного, обогатили знания новыми приемами в работе, заставили иначе ощутить красоту окружающей действительности, дали эмоциональный и творческий потенциал для дальнейшей работы.
В дальнейшем помощниками в работе стала технология Т.В. Калининой «Первые успехи в рисовании» и ее книги «Цветы и травы», «Птицы, звери, комары и мухи», «Башня, растущая в небо».
Таким образом, элементы внедряемой технологии «Первые успехи в рисовании» дали свои результаты. Малыши открыли для себя возможности чуда на листе бумаги. Рисунки стали наполняться собственными переживаниями. Для этого дети широко использовали цвет и форму. Они свободно оперировали изобразительными средствами, рассматривая картины известных художников, определяли жанровую принадлежность, проявляли интерес к экспериментированию с изобразительными материалами.
В целом можно констатировать, что весь комплекс педагогических мероприятий способствовал развитию детского изобразительного творчества воспитанников группы. Это подтвердили и данные диагностики по методике Т. С. Комаровой, используемой в работе.
Анализ продуктов деятельности показал, что высокого уровня достигли 8 детей (от 24 до 18 баллов); среднего – 10 детей (от 18 до 12 баллов). Низкий уровень у 1 ребенка (12 баллов). Результат порадовал, и одновременно позволил выявить педагогические упущения по таким критериям, как пропорция, композиция (величина), цвет (разнообразие цветовой гаммы).
Анализ процесса деятельности свидетельствовал о том, что высокий уровень у 10 детей (52%), средний уровень у 8 детей (42%), низкий уровень у 1 ребенка (6%). По результатам был сделан вывод о необходимости продолжить работу по формированию ручной умелости и мелкой моторики рук.
Анализ художественно – творческих способностей детей по методике «Дорисуй круги» позволил сделать вывод о том, что высокий уровень развития творчества у 10 воспитанников (52%), средний уровень у 8 детей (42%), низкий уровень у 1 ребенка (6%).

Ранговый ряд, построенный на основе полученных в сумме баллов, позволил выявить детей с явными художественными способностями в рисовании. У 5 детей сумма баллов была приближена к максимальной (48 баллов). Особенно раскрылись индивидуальные и творческие способности Науменко Сони. Родителям девочки было рекомендовано продолжить ее обучение в школе искусств.


Диаграмма результатов диагностики художественно-творческих способностей детей подготовительной группы МБДОУ № 5

В результате:
 Налажена работа выставочного центра: в группе и ДОУ. Были организованы персональные выставки рисунков всех членов семьи Науменко, выполненных сангиной; Е.В.Спичка, выполненные углем; серия работ Е.Павленко пастелью. В материалах ограничений не было, и вскоре была собрана целая коллекция творческих работ.
 Приобретен опыт участия детей в выставках детского творчества на уровне района, организованных МБУК «Районный Дом Культуры» Советско – Гаванского муниципального района. До этого воспитанники ДОУ не принимали участие в таких мероприятиях в связи с удаленностью поселка.
 Можно добавить, что в течение учебного года по рекомендациям педагога 7 детей посещали занятия в школе искусств поселка Майский.
 В настоящее время 11 воспитанников группы продолжают заниматься в
« Детской школе искусств № 3» поселка Майский.
Таким образом, взрослые сыграли не разрушительную, а созидательную роль в развитии творческих способностей детей.

старший воспитатель МБДОУ № 5 Шапорова Е.Н.

Источники: http://pedsovet.org/publikatsii/option, com_mtree/task, viewlink/link_id, 171246/Itemid, 118, http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00337601_0.html, http://internet-pedsovet.forum2x2.ru/t4-topic

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Воспитание ребенка 4 года психология

Воспитание ребенка 4 года психология, советы Опубликовано 26.09 | далее...

Повышенное содержание лейкоцитов в моче у ребенка

Норма лейкоцитов у ребенка Лейкоциты (белые кровяные тельца) становятся далее...

Мультфильмы для детей 8 лет

Интерактивные спектакли для детей от 8 до далее...

Ребенку 2 года держится температура 38

Сильный кашель у ребенка, температура: далее...

Ребенок жалуется на боли в писюле

девушки, всем добрый день. дочке 5,5 лет, последнее время далее...

Мини игры детей 5 6 лет

бесплатные игры online Подписаться на новости Игры для далее...

Обучение ребенка сочинению сказок

Методы работы по обучению детей старшего далее...

Популярные статьи