Главная » Одаренные дети

Информация о одаренном ребенке

Одаренный ребенок

Однажды я посмотрел фильм об одном юном музыканте. После очередного прослушивания известный педагог подошел к нему и сказал: Молодой человек, хочу вас огорчить. Вы талантливы! Что же такое дар? Высокая способность к творческому мышлению, неустанный, кропотливый труд, правильное воспитание. Похоже, точный ответ человеку знать не дано. Однако известно, что можно создать условия, которые будут способствовать развитию таланта.

Согласно представлениям современной психологии одаренность включает в себя: способность порождать модели объективного мира, максимально приближающиеся к реальности; высокую познавательную активность, которая не обязательно порождена решением сиюминутных проблем; способность к активному воображению, то есть возможность в уме создавать, удерживать и работать с различными образами.

Не важно, насколько ярко выражена каждая из этих составляющих одаренности, опосредующая высокие результаты творческих достижений. Способность к творческому мышлению - не набор психических способностей, а единый, не разложимый на составные части талант. Но этот дар - всего лишь некая возможность, которая не обязательно осуществится. А вот его развитие зависит от системы воспитания.

К сожалению, среди родителей и педагогов часто можно встретить мнение, что отлично успевающим по большинству предметов ученикам не нужна какая-либо специальная подготовка для развития творческого мышления. Они и без нее станут прекрасными мыслителями. Заранее предполагается, что у отличников и так высокие способности к творческому мышлению. А вот плохо успевающим ученикам вряд ли что-то поможет - они не смогут совершенно мыслить. Однако мы забываем или не знаем, что связь мышления со скоростными способностями анализировать и синтезировать информацию, обобщать полученные данные - такая же, как между компьютером и его пользователем. Можно неумело работать на мощной машине, а можно великолепно программировать и на скромном компьютере. Конечно же, эта способность помогает успешному усвоению школьной программы. Но знания ради знаний никогда не приводили человека к прогрессу. Наверное, всем известны печальные примеры круглых отличников, которые становились полными банкротами в послешкольной жизни. Недаром известный китайский философ Лао Цзе говорил, что надо меньше читать и меньше знать, а больше думать. Так что потенциал ума, так же как мощность компьютера, нужно умело использовать.

К сожалению, результатом большинства учащихся на сегодня чаще всего являются заученные знания. А вот осмыслением, адекватным пониманием окружающей нас реальности могут похвастаться единицы.

Более того, большинство далеко неглупых людей, выработав однажды свою точку зрения, используют всю мощь своего интеллекта на ее защиту. И обычно это им неплохо удается. У них просто не возникает потребности глубже разобраться в предмете. Это и есть образец негативного мышления - школьная ловушка интеллекта .

В связи с этим хотелось бы вспомнить Россию девятнадцатого века. Ни до, ни (увы!) после не было такого всплеска выдающихся творческих личностей буквально во всех областях науки и культуры. Более того, таланты века двадцатого либо родом из девятнадцатого, либо связаны с ним через своих наставников.

Считаю, что подобный феномен связан со следующими факторами:

  • Семейное воспитание девятнадцатого века в России - образец психолого-педагогического сопровождения развития способности к творческому мышлению.
  • Наличие в девятнадцатом веке уникальной культурно-образовательной семейной среды, в которой выделю лишь одно - доступность даже для средних слоев общества общения с выдающимися образцами цивилизации.
  • Уважение и социальная защищенность талантливых педагогов (коих было немало).
  • Социальный заказ и протекция творческой личности со стороны государства.

Итак, связь появления талантливых, творчески мыслящих молодых людей с семейным воспитанием налицо. А поэтому попробую предложить вашему вниманию необходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие и реализацию в человеке его интеллектуальной одаренности:

  • С раннего возраста создание условий поиска ребенком своей успешности для поиска среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, изучение языков, танцы, спорт и т.п.
  • Раннее знакомство одаренного ребенка с шедеврами человеческой культуры. Не забывайте о важности стимуляции активного воображения - путешествия, экскурсии, частая смена впечатлений. Потрясение от созданного подлинным талантом породит потребность создать свое чудо.
  • Организация своевременной встречи с наставником - талантливым педагогом.

Так, если я не глух, не ослеплен
И творческий огонь во мне бушует -
Повинен тот, кем сердце зажжено.

  • Воспитание бережного отношения к научному знанию. Вовлекайте одаренного ребенка в организацию и проведение традиционных семейных капустников, клубов и т.д. Потому что любое знание приобретает ценность для человека, только если он сам принял активное участие в его создании.
  • Важно научить ребенка ценить непознаваемость мира. Пусть он стремится разгадать его тайны, учится оценивать и себя в этом огромном и загадочном мире. Незнание является уникальной для одаренного ребенка научно-педагогической лабораторией . Именно стремление к осознанию своего незнания должно быть воспитано в талантливом человеке-мыслителе.
  • Каков же вклад школьного образования в процесс развития талантливой личности? Ведь без стройной системы знаний о мире попытки создать нечто новое бесплодны. Поэтому роль школы в воспитании одаренной личности огромна.

    Только творческий диалог, личностная заинтересованность участников воспитательного процесса создадут благоприятные условия для воспитания творческой личности.

    Важно направить одаренного ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Сотрудничество преподавателей и семьи, полноценный диалог ученика и педагога, ребенка и родителей обеспечат необходимый рост личности, понимание реальности, а следовательно, и творческое мышление.

    Статья на тему:
    Эссе «Одаренный ребёнок. Какой он?»

    Предварительный просмотр:

    Эссе «Одаренный ребёнок. Какой он?»

    Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? На мой взгляд, ответ не так прост, как кажется. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Но одаренность можно рассматривать и как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.

    Одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

    Я заметила, что одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

    Я убеждена в том, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

    В последнее время в практике работы с детьми младшего школьного возраста в плане развития мышления ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений используется также метод проектов или проектирование. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу. Таким детям необходима педагогическая поддержка. Я стараюсь в селить в них уверенность в их способность жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию. Вырабатываю у одаренных детей умение правильно себя оценивать и ставить реальные цели.

    Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их, и просто мечтать. Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.

    ГУНЧЕНКО ЛАРИСА ВИТАЛЬЕВНА

    Учитель начальных классов

    МОУ СОШ №1. город Малоярославец

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья.Развитие пространственных представлений у ребёнка как важный этап подготовки к школе.

    В статье рассматриваются: пространственные представления как базис, над которым надстраиваются письмо,чтение, счёт; закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе;зависимость.

    Данный материал будет полезен как учителям начального звена, так и родителям младших школьников, поскольку содержит подробную информации о памяти детей данного возраста, её особенностях. а также реко.

    Презентация- сопровождение к материалам доклада Плохая память ребёнка. Как её развивать .

    Активные методы обучения и воспитания ребёнка как залог успешной реализации программ модернизации образования

    Статья об использовании активных методов обучения.

    25 СПОСОБОВ УЗНАТЬ У РЕБЁНКА, КАК У НЕГО ДЕЛА В ШКОЛЕ, не спрашивая, как у него дела в школе,

    25 СПОСОБОВ УЗНАТЬ У РЕБЁНКА, КАК У НЕГО ДЕЛА В ШКОЛЕ.

    Советы психологов и педагогов родителям о воспитании ребёнка, как правильно делать домашнее задание, о привитии ребёнку любви к чтению. (из моей копилки)

    Как воспитать личность. как выучить стихотворение, как решать задачу, как научить ребёнка делать уроки за отведённое время самостоятельно, как привить любовь к чтению с малолетства. Ответы на эти воп.

    Родительское собрание Роль микроклимата в семье для успешного обучения ребёнка. Как помочь стать ребёнку внимательным

    Знакомство родителей с факторами, влияющими на успешность обучения, значимостью проблемы развития детского внимания. Методы и приёмы развития внимания.

    Мечтаете об одаренном ребенке? Не надейтесь на школу

    Каждые родители мечтают, чтобы их ребенок блистал талантами, удивляя близких родственников и вызывая тайную зависть других мамочек. Поэтому многие, помимо школы, записывают детей на всевозможные кружки, отправляют в спортивные секции и художественные студии, надеясь, что в будущем ребенок все-таки проявит ту или иную способность. Так что нужно знать, чтобы вырастить одаренного ребенка?

    Что известно про одаренность сегодня?

    Во второй половине прошлого века в мировой психологии и педагогике лидирующее место по количеству исследований занимает именно детская одаренность. Способным можно назвать ребенка, обладающего выдающимися талантами, либо демонстрирующего высокие показатели в учебе. Однако, некоторые исследователи акцентируют внимание на том, что этот малыш не всегда может быть отличником, а высокие оценки по всем предметам – это не всегда показатель одаренности.

    Считается, что абсолютно каждый ребенок, появляясь на свет, уже обладает высоким потенциалом, поэтому при грамотном подходе вырастить в семье гения не представляет большой сложности. Важно, чтобы детям создавалась атмосфера, в которой они смогут развивать свой потенциал.

    В конце прошлого века семья советских педагогов Никитиных проводила ряд экспериментов, создавая для собственных детей условия, разительно отличающиеся от общепринятых устоев воспитания детей. Наряду с физическим развитием они уделяли немаловажное значение взращиванию одаренности. Согласно их наблюдениям, основы детских способностей закладываются в период до шести лет. То есть в школу малыш уже отправляется с готовым набором талантов, поэтому родителям важно вовремя рассмотреть и развить их.

    Изучая тему детской одаренности, нельзя не упомянуть и о наблюдениях других психологов и педагогов, которые отмечают, что малыш в дошкольном возрасте прекрасно впитывает в себя различные умения. Поэтому родителям важно в это время заложить в ребенка основы тех умений, которые они хотели бы видеть в своем чаде. Например, мечтаете вырастить певца – не стесняйтесь петь с малышом песенки прямо с пеленок, ведь подобные занятия понемногу развивают у крохи слух. Будущим спортсменам важно заниматься гимнастикой, а полиглотам прививайте любовь к иностранным языкам. Считается, что подобные знания откладываются у малыша в подсознании, а затем при обучении всплывают, облегчая общий учебный процесс.

    Считается, что одаренность бывает нескольких видов:

    1. Художественная. Представляет собой ярко-выраженный талант в области художественного творчества: изобразительного искусства, музыки, лепки, актерского мастерства, декоративно-прикладного искусства. Ребенок любит рисовать, ему нравится подолгу раскрашивать картинки, что-то лепить из пластилина, делать аппликации, музицировать или мастерить что-то своими руками. Развивать такие способности всегда получается на внеклассных занятиях: в кружках, художественной или музыкальной школе. Как правило, дети, обладающие художественной одаренностью, редко бывают отличниками, поскольку академические занятия для них скучны, либо на них просто не хватает времени.
    2. Академическая или интеллектуальная. Дети с общей интеллектуальной одаренностью – бесспорные отличники, поскольку они хорошо запоминают информацию, прекрасно осваивают понятия и умеют их использовать на практике. Дети же с академической одаренностью, наоборот, реже встречаются среди круглых отличников. Это связанно с их избирательностью в способностях. Так, ребенок, пишущий гениальные сочинения, от которых дух захватывает даже у опытных учителей, может совершенно не понимать химию или физику и быть среди отстающих по этим предметам.
    3. Социальная. Касательно этого вида психологи еще не пришли к единому мнению, поэтому кто-то признает социальную одаренность, а кто-то – нет. Однако говорят, что дети, обладающие этим видом талантов, демонстрируют прекрасные организаторские способности. Они умеют ладить с другими людьми и часто считаются лидерами.

    Если вы мечтаете об одаренном ребенке, следует придерживаться некоторых простых правил, позволяющих развить у вашего чада любознательность, интерес к учебе и искусству, умение формировать свою точку зрения.

    • Терпеливо отвечайте не все вопросы вашего малыша. Ведь кто, кроме вас, расскажет ему правдивые сведения о том или ином предмете.
    • Принимайте активное участие в играх ребенка, придумывайте новые совместные игры.
    • Развивайте кругозор крохи, читая ему книги, просматривая познавательные фильмы и передачи, посещая музеи и выставки.
    • Гордитесь достижениями своего чада. Пусть он знает, что развитие определенных способностей поддерживается родителями.
    • Не ругайте за шалости. Обговаривайте с ним все ситуации, учите высказывать свое мнение.
    • Всегда показывайте любовь к своему малышу, даже если его постигла неудача.

    Читайте также:

    • Философия родительства
    • 3 основные причины детского обмана
    • Как развить коммуникабельность у ребенка
    • Как помочь своему ребенку оставаться активным?
    • Привыкаем к хорошему

    Источники: http://www.7ya.ru/article/Odarennyj-rebenok/, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/01/06/esse-odarennyy-rebyonok-kakoy-on, http://butuziki.in.ua/archives/7121

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    Творческую деятельность детей взрослых

    Ученые, педагоги и психологи рассматривают творчество далее...

    Эмоциональная сфера детей 3 4 лет

    Презентация к занятию (средняя группа) на далее...

    Белок моче 0 033 ребенка

    Анализ мочи Бесцветная моча бывает при обильном далее...

    Лечим зеленые сопли ребенка народными средствами

    Лечим насморк народными средствами Насморк в домашних условиях с помощью далее...

    Поделки развития детей руками

    Развитие творческих способностей ребенка с помощью поделок Все дети далее...

    Кормление ребенка 8 9 месяцев

    Форум родителей: ПИТАНИЕ РЕБЕНКА В 8-9 МЕСЯЦЕВ Питание далее...

    Что должен делать ребенок в 1 год

    Что должен уметь годовалый далее...

    Популярные статьи