Главная » Одаренные дети

Матюшкин одаренный ребенок глазами

Рекомендуемая литература

  • Олимпиада школьников «Ломоносов». Учебно-методическое пособие. // Коллектив авторов под редакцией В. А. Садовничего. М. МГУ имени М. В. Ломоносова, 2014
  • Асмолов А. Г.Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М. Смысл, 2007.
  • Берн Э.Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. ЭКСМО, 2012.
  • Богоявленская Д. Б.Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
  • Гиппенрейтер Ю. Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. М. АСТ, 2008.
  • Гиппенрейтер Ю. Б.Общаться с ребенком. Как? М. АСТ, Астрель, 2011.
  • Годфруа Ж.Что такое психология / в 2-х т. Т. 1 – 1992, Т. 2 – 1996. М. Мир, 1992, 1996.
  • Лапп Д.Улучшаем память в любом возрасте. М. Мир, 1993.
  • Лурия А. Р.Этапы пройденного пути. Научная автобиография. / под ред. Е. Д. Хомской. М. Издательство Моск. ун-та, 1982.
  • Лурия А. Р.Маленькая книжка о большой памяти. М. Издательство Моск. ун-та, 1968.
  • Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М. Прогресс, 1991.
  • Ю. П. Зинченко, И. А. Володарская, А. А. Матюшкина, Р. С. Шилко. Олимпиада школьников Ломоносов по психологии: методические рекомендации — М. КДУ, 2013.
  • Соколова Е. Е.Тринадцать диалогов о психологии. М. Смысл, 2008.
  • Фромм Э.Искусство любить. СПб. Азбука-классика, 2008.
  • Матюшкин А.М.Одаренный ребенок глазами воспитателей и родителей // В сб. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М.Матюшкина, А.А.Матюшкиной. М. ЧеРо, изд-во Омега , МПСИ, 2008. С. 113-125.

Олимпиада школьников Ломоносов по психологии, 2005 - 2016.

Анастасия Владимировна Захарова

Аннотация

Основная цель исследования - оценить роль ведущего радикала (социального или биологического) в процессе формирования способностей и склонностей у детей с нарушениями развития, показать специфику их проявления.

Методология: работа выполнена в рамках концепции культурно-исторического анализа развития «феномена одаренности».

Результаты: показана зависимость формирования одаренности от возможностей применения в деятельности социально-культурных приемов и операций.

Область применения: специальная психология и педагогика.

Выводы: Специфика проявлений способностей и склонностей у детей с нарушениями развития обусловлена снижением мотивации и неумением использовать «культурные приемы» для улучшения конечного результата деятельности.

Ключевые слова

способности; склонности; одаренность; дети с нарушениями развития; деятельность; социокультурные операции

Полный текст:
Литература

Бине А. Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Киев. ГИЗ Украины, 1923. 179 с.

Боскис Р.М. Левина Р.Е. Основы компенсации дефектов у аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей. М. Просвещение. 1965. С.101-122.

Выготский Л.С. Лурия А.Р. Оценка одаренности и проблема культурного развития // Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М. Педагогика – Пресс. 1993. С. 219 – 222.

Выготский Л.С. Собрание соч. в 6-ти т. Т.5. Основные проблемы дефектологии. М. Педагогика, 1983. С.6 - 82.

Заззо Р. Групповое исследование умственной отсталости // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т / Под редакцией В.В.Лебединского и М.К.Бардышевской. Т.II.М. ЧеРо: Высш.шк. Изд-во МГУ, 2002. С. 333 – 360.

Захарова А.В. К вопросу о специфике психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Выпуск 3(5), 2012. С.76-81.

Захарова А.В. Предотвращение школьной неуспешности у детей с задержкой психического развития // Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М. Гуманитарный изд. Центр «ВЛАДОС», 2011. С.10 – 21.

Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб. пособие для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; Акад.пед. и соц.наук, Московский психолого-социальный ин-т. Москва - Воронеж: Ин-т практической психологии МОДЭК, 1998. C.70-79.

Лейтес Н.С.Возрастные основы умственного роста // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. М. Изд. Центр ''Академия'', 1996. С.14 - 28.

Малер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. Издательский центр «Академия», 2003. 208 с.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М. Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003. 720 с.

Матюшкин А.М. Одаренный ребенок глазами воспитателей и родителей // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. М. ЧеРо, издательство «Омега-Л», МПСИ, 2008. С.113 – 123.

Ревеш Г. Ранее проявление одаренности и ее узнавание // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. М. 2008. М. ЧеРо, издательство «Омега-Л», МПСИ, 2008. С.5 – 40.

Рожкова А.А. Оперативное решение творческих мыслительных задач в структуре познавательных способностей школьников. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2005. 282 с.

Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960, №3. С.3 – 15.

Рубинштейн С.Л. Cпособности. Общая одаренность и специальные способности // Основы общей психологии: В 2 т. Т.II. М. Педагогика, 1989. С. 122 – 139.

Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. СПб, 1903. С.XXXVII – XXYIII.

Теплов Б.М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М. Изд-во АПН РСФСР, 1961. C. 9 – 20.

Трошин П.Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т. II. СПб, Пг. 1916. С.683 – 688.

Толстопятова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования. Автореф. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 25 с.

Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб: Союз, 1997. 128 с.

ISSN 2218-7405 (online)

Научные интересы, практика

  • Психология развития;
  • Психология одаренности;
  • Психология мышления и творчества;
  • Обучение и развитие одаренных детей;
  • Исследование психологических и социокультурных факторов реализации творческого потенциала во взрослой жизни.

Публикации:

Монографии, учебные пособия:

  1. Возраст вопросов. М. Знание. 1990. - 80 с.
  2. Обучение и развитие одаренных детей. М. Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК . 2004. - 336 с.
  3. Психология одаренности: обучение младших школьников. Выпуск 3. М.:МИОО. 2005. - 160 с.
  4. Одаренный ребенок: особенности обучения/ под. ред. Шумаковой Н.Б.// М. Просвещение. 2006.


Основные научные статьи, главы в монографиях и учебных пособиях:
  1. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды.//Вопросы психологии. 1986. №1. С.53-59.
  2. Диалог и развитие творческой активности у детей/ Развитие творческой активности школьников/ под ред. А.М.Матюшкина// М.:Педагогика.1991. С.10-34.
  3. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте в условиях экспериментального обучения// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.1991. №1. С.44-49.
  4. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Е.Торренса у младших школьников// Шумакова Н.Б. Щебланова Е.И. Щербо Н.П. Вопросы психологии,1991. №1. С.27-32.
  5. Study of student's curiosity. A Journal on Gifted Education Vol.14,N4,May,1992. P.197.
  6. Learning side-by-side: The International Curriculum Project// Kaplan, S.N. Shoumakova N. A Journal on Gifted Education. Vol.14, N4, May, 1992. P.193-196.
  7. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей// Вопросы психологии. 1996. №3. С.34-43.
  8. Что нужно знать для того, чтобы правильно построить обучение одаренных учащихся// Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться. 1998.М. С.68-83.
  9. Identification for Gifted Education Programs in Russia// Scheblanova E. Shoumakova N. Communicator. California Association for the Gifted. 2000. Vol.31,N2. P.32-34.
  10. Как можно учить одаренных детей младшего школьного возраста// Начальная школа: плюс - минус. 2000. №3.С.42-46.
  11. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников. (Из опыта работы школы №1624 Созвездие по междисциплинарной программе Одаренный ребенок М.:ЮОУО. 2002. С.5-11.
  12. Шумакова Н.Б. Проблема обучения детей с общей одаренностью.// Одаренность: Рабочая концепция. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж. 2002. С.84-92
  13. Шумакова Н.Б. Актуальные проблемы обучения и развития детей с общей (умственной) одаренностью.// Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М. 2003. С.82-90.
  14. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей// Вопросы психологии. 2004. №2. С.119-127.
  15. Шумакова Н.Б. Лонгитюдное исследование развития одаренности школьников// Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т./ под ред. В.В.Рубцова. Т.I, Кн.2. М.:ПИ РАО, МГППУ. 2004. С.132-140.
  16. Шумакова Н.Б. Почему так трудно быть пятиклассником.// Модернизация московского образования: механизмы развития и обновления. Выпуск 2. М. Центр Школьная книга . 2004. С.81-86.
  17. Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей младшего школьного возраста// Одаренный ребенок. 2004, №5. С.98-103; 106-109.
  18. Шумакова Н.Б. Принципы построения и реализации программы обучения для одаренных детей// Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей/ под ред. А.М.Матюшкина. М. Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК .2004.С.127-148.
  19. Шумакова Н.Б. Обучение одаренных детей и проблема возраста// Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей/ под ред. А.М.Матюшкина. М. Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК . 2004. С.149-167.
  20. Шумакова Н.Б. Развитие познавательных процессов в технологии творческого междисциплинарного обучения.// Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях. Современное образование: стратегия управления, №3. М. Издательский Дом ГЕНЖЕР , 2006. С.62-68.
  21. Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности.// Начальная школа плюс До и После. 2006, №10. С.3-9.
  22. Шумакова Н.Б. Психолого-педагогические условия развития общей одаренности детей школьного возраста.// Психология обучения. 2007, №2. С. 4-19.
  23. Развитие идей А.М.Матюшкина в теории и практике обучения одаренных детей / Психология и школа, 2008, №1. С.11-17.
  24. От вопроса чему учить одаренного ребенка к вопросу как учить/ Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика//Под ред.Л.И.Ларионовой, Иркутск, 2009. С.585-595.
  25. Развитие познавательных интересов и исследовательских способностей младших школьников в системе творческого междисциплинарного обучения/ Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах//Под общей ред. А.С.Обухова. Т.1.:Теория и методика. -М.:Общероссийское общественное Движение творческих педагогов Исследователь , 2009. С.71-74.
  26. Развитие одаренного ребенка как психологическая и педагогическая проблема./ Другое детство. Сборник научных статей. М. МГППУ, 2009. С.26-38.

Статьи автора

Шумакова Н. Б.

Источники: http://psy-lomonosov.ru/about/literature.php, http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/4201343, http://psyparents.ru/people/authors/10529/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Дидактические принципы обучения связной речи детей

Мультимедийные обучающие программы как эффективное далее...

Консультация дидактическая игра средство развития речи

Консультация для родителей далее...

Пк детей 4 лет

Официальный сайт Приморского Краевого Института Развития Образования Руководителям далее...

Самокат для ребенка 11 лет

Детские самокаты Что может быть далее...

Как определить у ребенка заторможенное психическое развитие

Как узнать, есть ли у ребенка далее...

Сценарий детей 3 4 лет

Вечер смеха для детей 3–4 далее...

Родимое пятно с волосами у ребенка

Родимые пятна: знаки, требующие далее...

Популярные статьи