Главная » Одаренные дети

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна

Статья посвящена проблеме развития одаренности ребенка в условиях массовой общеобразовательной школы. Авторы показывают пути выявления одаренных детей, их сопровождения и создания условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов. Предложенные мероприятия позволяют добиться успеха в создании системы выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в школе.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Эксперимент и инновации в школе , Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-odarennyh-detey-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 17.09).

Кочурова Ольга Ивановна et al. Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы Эксперимент и инновации в школе (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-odarennyh-detey-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 17.09).

Кочурова Ольга Ивановна Синюк Оксана Александровна (2012). Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Эксперимент и инновации в школе URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-odarennyh-detey-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №3 С.19-24.

Кочурова Ольга Ивановна et al. Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы Эксперимент и инновации в школе (2012).

Кочурова Ольга Ивановна Синюк Оксана Александровна (2012). Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Эксперимент и инновации в школе

Общие особенности работы с одаренными детьми в средней школе

М.А. Анцупова (Пермь)

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так, исследования, выполненные в разных странах, показали, что около 20–30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Один из аспектов этой проблемы – развитие детей с общей интеллектуальной одаренностью в условиях общеобразовательной школы.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и других видах деятельности (подростковый возраст).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Основными составляющими компонентами одаренности детей служат:

1. Высокий уровень познавательной активности.

С детьми, обладающими таким видом одаренности, педагогу необходимо организовывать знакомство с дополнительным материалом, который не включается в стандарт; поощрять глубокую проработку темы; предъявлять высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач; давать задания, требующие новых подходов к решению учебной задачи.

2. Высокий практический и теоретический интеллект.

Доминантной основой в обучении и воспитании таких детей целесообразно выбрать виды работ, связанные с проектной деятельностью. К ним отнесем: проекты для практико-ориентированных учащихся (разработка таблиц, конспектов, схем по темам, подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования, ролевой обучающей игры); проекты для учащихся с теоретической интеллектом (творческая работа, созданная на основе сопоставления нескольких научных источников, и на основе этого создание собственной трактовки поставленной проблемы; исследовательская работа, имеющая собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы; проект по подготовке и проведению урока – конференции).

3. Креативность – совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы. Для развития этого вида мышления используют следующие учебные задания:

  • на гибкость мышления (задания на установление взаимосвязей. причинно-следственных связей, а также на установление сходства и различия; объяснение смысла явления с подтверждением закономерностей собственными примерами);
  • на оригинальность мышления (в задачах такого вида учащимся предлагается следующая схема рассуждений: определить «правильность» условия задачи; придумать свою, необычную задачу; предложить совершенно иной способ решения данной задачи);
  • на беглость мышления (нахождение нескольких возможных решений; выбор лучшего способа решения; формулирование своих вопросов; определение противоречий, высказывание своих критических замечаний; самостоятельное оценивание ответов одноклассников; исправление ошибок);
  • на развитие логического мышления (логические и нестандартные задачи).

В последние годы проблема создания условий для развития детской одаренности становится очевидной. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны быть учтены в процессе их обучения.

К общим особенностям можно отнести:

  • способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения;
  • потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;
  • способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Для обучения одаренных детей используют технологии развивающего обучения, проблемно-поисковую, технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм), технологию исследовательского обучения коммуникативно-диалоговая технология,технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения и информационные технологии.

Говоря сегодня об одаренных детях, следует обратиться и к проблеме подготовки кадров для работы с такими детьми. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе, который уйдет от тактики количественного увеличения заданий, а обратится к качественно новому подходу в обучении одаренного ребенка.

По мнению исследователей, учитель для одаренных детей должен быть личностью, продуктивно реагирующей на вызов, не страдающий от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам, строящий взаимодействие с одаренным учеником на педагогической поддержке, а не директиве, готовый нести ответственность за принимаемые решения. Одаренный ребенок ждет учителя, который разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, который создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, использует различные стратегии, обучения, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня и проявляет уважение к яркой индивидуальности.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.

Психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей и подростков

Психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей и подростков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы и среднего профессионального образования.

​Происходящие в стране процессы модернизации образования, осуществляемые программой Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года требует педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения развития спортивной одаренности детей и подростков, в связи с этим возрастает роль образовательного учреждения в улучшении физического воспитания подрастающего поколения. Для реализации поставленных задач была разработана программа Психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей и подростков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы и среднего профессионального образования

72 академических часа

Скотникова Анна Вячеславовна – к.п.н. Проректор по учебно-методической работе ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ

Субочева Марина Львовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор РАЕ, отличник просвещения кафедры Профессионального Обучения Московского Института Открытого Образования ГАОУ ВПО г. Москвы.

Неверкович Сергей Дмитриевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ , член-корреспондент РАО.

Учебно-тематический план программы:

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-odarennyh-detey-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly, http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-4/152-obshchie-osobennosti-raboty-s-odarennymi-detmi-v-srednej-shkole, http://ipk.sportedu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sportivno-odarennykh-detei-i-pod

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

План работы одаренными детьми 7 класса

Организация работы с одаренными детьми далее...

Сколько нужно кормить новорожденного грудным

Как правильно кормить новорожденного ребенка? Здравствуйте, дорогие мамы! Обращаемся далее...

Консультация дидактическая игра средство развития речи

Консультация для родителей далее...

Интересные летние поделки детьми

Летние поделки с детьми Летом далее...

Необходимые условия развития ребенка

10. Условия развития личности Развитие человека – очень сложный, длительный далее...

Зеленый кал у ребенка 2 года

Почему кал зеленый? У младенцев зеленый далее...

Детские сайты для детей 8 лет

После рождения ребенка перед молодыми родителями почти далее...

Популярные статьи