Главная » Одаренные дети

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна

Статья посвящена проблеме развития одаренности ребенка в условиях массовой общеобразовательной школы. Авторы показывают пути выявления одаренных детей, их сопровождения и создания условий для достижения каждым школьником своих собственных успехов. Предложенные мероприятия позволяют добиться успеха в создании системы выявления, развития и творческой самореализации одарённых детей в школе.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Эксперимент и инновации в школе , Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-odarennyh-detey-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 17.09).

Кочурова Ольга Ивановна et al. Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы Эксперимент и инновации в школе (2012). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-odarennyh-detey-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 17.09).

Кочурова Ольга Ивановна Синюк Оксана Александровна (2012). Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Эксперимент и инновации в школе URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-odarennyh-detey-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Кочурова Ольга Ивановна, Синюк Оксана Александровна Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы // Эксперимент и инновации в школе. 2012. №3 С.19-24.

Кочурова Ольга Ивановна et al. Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы Эксперимент и инновации в школе (2012).

Кочурова Ольга Ивановна Синюк Оксана Александровна (2012). Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Эксперимент и инновации в школе

Общие особенности работы с одаренными детьми в средней школе

М.А. Анцупова (Пермь)

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так, исследования, выполненные в разных странах, показали, что около 20–30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Один из аспектов этой проблемы – развитие детей с общей интеллектуальной одаренностью в условиях общеобразовательной школы.

Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и других видах деятельности (подростковый возраст).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Основными составляющими компонентами одаренности детей служат:

1. Высокий уровень познавательной активности.

С детьми, обладающими таким видом одаренности, педагогу необходимо организовывать знакомство с дополнительным материалом, который не включается в стандарт; поощрять глубокую проработку темы; предъявлять высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач; давать задания, требующие новых подходов к решению учебной задачи.

2. Высокий практический и теоретический интеллект.

Доминантной основой в обучении и воспитании таких детей целесообразно выбрать виды работ, связанные с проектной деятельностью. К ним отнесем: проекты для практико-ориентированных учащихся (разработка таблиц, конспектов, схем по темам, подготовка и проведение урока-викторины или урока-соревнования, ролевой обучающей игры); проекты для учащихся с теоретической интеллектом (творческая работа, созданная на основе сопоставления нескольких научных источников, и на основе этого создание собственной трактовки поставленной проблемы; исследовательская работа, имеющая собственный исследовательский материал, на основе которого делается анализ и выводы о характере исследуемой проблемы; проект по подготовке и проведению урока – конференции).

3. Креативность – совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Способность порождать оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации и разрабатывать новые гипотезы. Для развития этого вида мышления используют следующие учебные задания:

  • на гибкость мышления (задания на установление взаимосвязей. причинно-следственных связей, а также на установление сходства и различия; объяснение смысла явления с подтверждением закономерностей собственными примерами);
  • на оригинальность мышления (в задачах такого вида учащимся предлагается следующая схема рассуждений: определить «правильность» условия задачи; придумать свою, необычную задачу; предложить совершенно иной способ решения данной задачи);
  • на беглость мышления (нахождение нескольких возможных решений; выбор лучшего способа решения; формулирование своих вопросов; определение противоречий, высказывание своих критических замечаний; самостоятельное оценивание ответов одноклассников; исправление ошибок);
  • на развитие логического мышления (логические и нестандартные задачи).

В последние годы проблема создания условий для развития детской одаренности становится очевидной. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны быть учтены в процессе их обучения.

К общим особенностям можно отнести:

  • способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения;
  • потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;
  • способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Для обучения одаренных детей используют технологии развивающего обучения, проблемно-поисковую, технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм), технологию исследовательского обучения коммуникативно-диалоговая технология,технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения и информационные технологии.

Говоря сегодня об одаренных детях, следует обратиться и к проблеме подготовки кадров для работы с такими детьми. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе, который уйдет от тактики количественного увеличения заданий, а обратится к качественно новому подходу в обучении одаренного ребенка.

По мнению исследователей, учитель для одаренных детей должен быть личностью, продуктивно реагирующей на вызов, не страдающий от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам, строящий взаимодействие с одаренным учеником на педагогической поддержке, а не директиве, готовый нести ответственность за принимаемые решения. Одаренный ребенок ждет учителя, который разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, который создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, использует различные стратегии, обучения, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня и проявляет уважение к яркой индивидуальности.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.

Психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей и подростков

Психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей и подростков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы и среднего профессионального образования.

​Происходящие в стране процессы модернизации образования, осуществляемые программой Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года требует педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения развития спортивной одаренности детей и подростков, в связи с этим возрастает роль образовательного учреждения в улучшении физического воспитания подрастающего поколения. Для реализации поставленных задач была разработана программа Психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей и подростков в процессе обучения в условиях общеобразовательной школы и среднего профессионального образования

72 академических часа

Скотникова Анна Вячеславовна – к.п.н. Проректор по учебно-методической работе ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ

Субочева Марина Львовна – доктор педагогических наук, доцент, профессор РАЕ, отличник просвещения кафедры Профессионального Обучения Московского Института Открытого Образования ГАОУ ВПО г. Москвы.

Неверкович Сергей Дмитриевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогики ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ , член-корреспондент РАО.

Учебно-тематический план программы:

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-odarennyh-detey-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly, http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-4/152-obshchie-osobennosti-raboty-s-odarennymi-detmi-v-srednej-shkole, http://ipk.sportedu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sportivno-odarennykh-detei-i-pod

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Новорожденный выгибается во сне

Почему грудной ребенок выгибает далее...

Ребенку 1 год 10

Режим дня для ребенка от года далее...

Белые пятна ребенка члене

Белый налет на половом далее...

Кровать для 3 х летнего ребенка

Покупка кровати для 3-х летнего далее...

Фильмы для детей 7 лет список

Советские детские фильмы список Сюжет далее...

Стоматит у ребенка 2 года

Стоматит у ребенка в 2 года далее...

Ванночка для купания младенца

Как выбрать ванночку далее...

Популярные статьи