Главная » Одаренные дети

Одаренный ребенок признаки одаренности

Одарённость: особенности, признаки, виды


Одарённость - системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:
  • Наследственности (т.е. природных задатков);
  • Социокультурной среды;
  • Деятельности ребёнка.
Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.
  • Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.
  • Одарённые дети встречаются крайне редко.
Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте.
  1. Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества.
  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может происходить угасание признаков детской одарённости.
  3. Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тез или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.
  4. Проявление детской одарённости часто трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности ( при условии, что семья прилагает усилия по его развитию) по сравнению с ребёнком, лишённым таких условий.
Признаки одарённости.
  • Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
  • Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, погружается в него, если оно ему интересно.
  • В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на нормальное общение.
  • Часто перескакивают через последовательные этапы развития.
  • Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
  • Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реаги-руют на увиденные по телевизору и испытанные лично неспра-ведливости.
  • Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
  • Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
  • Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
  • Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.
Виды одарённости.
  • В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.
  • В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость раз-личных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)
  • В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.
  • В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.
  • В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.
Список использованной литературы
1. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр МарТ , 2000.
2. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М. Прогресс, 2004.
3. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

2007-2016 Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU .
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуются по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

10 признаков одаренного ребенка

Одаренные дети – это вовсе не молодые Эйнштейны или гении, но дети с интеллектом выше среднего, кто может учиться школе на самые высокие оценки. У одаренных детей огромная жажда к знаниям, которую чрезвычайно важно разглядеть как можно раньше, и предоставить таким детям возможность развивать свои способности.

Так как же понять, что ваш ребенок из категории одаренных?

Характеристика одаренного ребенка:

  • Имеет большой словарный запас, начинает рано говорить.
  • Задает много вопросов на познание окружающего мира, запоминает все быстрее других.
  • Обладает цепкой памятью. У некоторых может быть фотографическая память, хотя отличительной чертой одаренных детей является скорее способность использовать и применять на практике то, чему они научились.
  • Чрезвычайно любознателен, может долгое время концентрироваться на интересующем его вопросе, ему может быть скучно или тяжело сидеть на одном месте при неинтеллектуальных способах проведения времени.
  • Обладает широким кругозором и общеобразовательными знаниями, ему интересно все, что происходит в мире.
  • Любит решать задачи, зачастую опускает промежуточные стадии разрешения вопроса и переходит сразу к проведению непосредственной связи между проблемой и способом ее устранения.
  • Обладает необычным и живым воображением.
  • Рано научился читать.
  • Проявляет сильные чувства и имеет особую точку зрения на все; может обладать несколько странным чувством юмора.
  • Предъявляет высокие требования к окружающим людям и явлениям и является по сути перфекционистом, однако теряет интерес, когда его просят делать одно и то же.

Любой ребенок может обладать одной из вышеперечисленных характеристик, однако действительно одаренные дети соответствуют большей части из них.

По материалам www.goodschoolsguide.co.uk

Скажите, мой ребенок одаренный?

Свидетельствует ли раннее развитие умственных способностей об одаренности детей? Мы уже обсуждали этот вопрос. помните? Если ребенок в год понимает и легко произносит сложные слова, в два-три года начинает читать и считать, то родители зачастую, помимо гордости за собственное чадо, приобретают уверенность в его необыкновенных способностях. Правы ли они? Может быть, помимо чтения, счета и прочих «академических» достижений есть еще какие-то особенности, указывающие на одаренность ребенка? Американские психологи составили список черт, характерных для одаренных детей младшего возраста. С ним можно соглашаться или не соглашаться (думаю, многие российские психологи поспорили бы с некоторыми пунктами), но и для родителей, и для педагогов этот список может быть полезен и интересен. Не как диагностическое средство, а как способ разглядеть в ребенке что-то особенное, обратить внимание на его потенциал и, при необходимости, оказать ему поддержку и помощь. Ведь упрямство и настойчивость могут оказаться не признаком дурного характера и невоспитанности, а одним из кирпичиков в фундаменте одаренности.

Итак, характерные черты одаренного ребенка:

  • Вскоре после рождения устанавливает зрительный контакт с людьми, следит глазами за окружающими;
  • Смотрит на мать во время кормления;
  • Не любит оставаться в кроватке или детском креслице;
  • Имеет ярко выраженную потребность во взаимодействии со взрослыми;
  • Живой и внимательный, замечает и реагирует на окружающих людей.
  • Редко «слюнявит» и берет в рот игрушки;
  • Осмысленно играет с игрушками, редко демонстрирует деструктивные или случайные действия;
  • Внимателен, когда слушает книгу или смотрит телевизор;
  • Играет в ладушки и «ку-ку» (прятки);
  • Машет рукой на прощание, говорит «мама», «папа» и «пока»;
  • Может проследить за движением предмета по комнате, не теряет его из вида.

  • Заинтересован в самостоятельных поступках. Протестует, если ему это запрещают;
  • Умеет сосредотачиваться;
  • Проявляет интерес к буквам, цифрам, книгам, любит разговаривать;
  • Демонстрирует хорошую координацию, не испытывает трудностей при игре с сортерами (соотносит форму и размер предмета с формой и размером отверстия);
  • Собирает пазлы и играет в игрушки, подходящие для детей более старшего возраста;
  • Не жует и не рвет книги;
  • Легкоранимый, старается заслужить одобрение взрослых.
  • Разговаривает, легко понимает речь окружающих;
  • Знает много букв, цветов и цифр.
  • Проявляет упорство, стремится делать все по-своему, не успокаивается, пока не достигает результата;
  • Не отвлекается от своей цели на побочные раздражители;
  • Может вместе с вами спеть песенку, с лету запоминает слова и мелодию;
  • Демонстрирует чувство юмора;
  • Активен, причем активность всегда осмысленна и имеет ценность для ребенка
  • Интересуется сложными приборами и механизмами: CD-плеером, компьютером, планшетником… Умеет с ними обращаться (если это разрешают взрослые);
  • Любит командовать, быстро теряет интерес к детям, недостаточно ловким и сообразительным;
  • Может вызвать у членов семьи жалобы на свое упрямство и «испорченность»;
  • Рисует и рассказывает о том, что нарисовал;
  • Собирает башню из 6 и более блоков;
  • Распознает основные формы (квадрат, прямоугольник, круг…) и легко идентифицирует их в окружающей обстановке;
  • Отмечает красоту природы;
  • Обращает внимание на чувства окружающих;
  • Требует объяснения («зачем это надо?») перед тем, как выполнить чью-то просьбу.
  • Некоторые одаренные дети к этому возрасту умеют считать, знают цвета и оттенки, весь алфавит. Причем эти знания и умения они приобретают самостоятельно, а не под давлением родителей.
  • Внимателен при просмотре любимых телепередач или видеозаписей;
  • Выражает неуемное желание печатать буквы или цифры на компьютере;
  • Ловит вас на ошибках, несостыковках, помнит ваши обещания и намерения;
  • Расстраивается, если что-то не получается сделать; поглощен определенными занятиями;
  • Посторонние люди начинают замечать, «какой умный у вас ребенок»;
  • Испытывает сложности в играх со сверстниками, интересуется больше старшими детьми и взрослыми;
  • Испытывает приступы гнева, когда ему мешают довести до конца начатое дело;
  • Может играть в игры, собирать головоломки, предназначенные для детей, вдвое старше;
  • Читает вывески, уличные знаки, узнает написанные имена;
  • Сердится, если не прислушиваются к его мнению; более склонен к сотрудничеству со взрослыми, а не к подчинению им;
  • Любит соревноваться.
  • Крайне любопытен;
  • Любит поговорить;
  • Проявляет усиленный интерес к книгам, к чтению и поиску в них ответов на вопросы;
  • Любит спорить, умеет аргументировать свою точку зрения;
  • Может многое делать на компьютере;
  • Может бояться и беспокоиться, что его не понимают;
  • Постоянно задает вопросы «что?» и «почему?», внимательно выслушивает ответы;
  • Выказывает интерес к правилам, регулирующим определенную деятельность (например, игру), раздражается на тех, кто этим правилам не следует и не понимает их;
  • Любит командовать;
  • Выдумщик;
  • Умеет манипулировать людьми;
  • Перфекционист, поглощен совершенствованием собственных навыков и умений.
  • Интересуется «взрослыми» вопросами и проблемами, но может испытывать страх перед ними (например, испытывает ужас и восторг перед природными катастрофами);
  • Интуитивно схватывает математические концепции, может успешно соперничать со старшими детьми в логических и карточных играх;
  • Может задавать вопросы о смысле жизни, собственном назначении…
  • Богатый словарный запас, отличная память;
  • Легкость в управлении компьютером и игровыми приставками;
  • Логичность рассуждений, любовь к теоретизированию и философствованию;
  • Огромная потребность в вовлечении окружающих (и детей, и взрослых) в интеллектуальные разговоры об интересующих предметах;
  • Многие одаренные дети в этом возрасте начинают читать «спонтанно», без занятий и тренировок.

Заключение. Одна из самых замечательных черт, указывающих на одаренность, – это стремление ребенка к получению интересующей его информации и умение спонтанно организовывать собственное обучение. В действительности, в корне этих особенностей лежит огромное любопытство – именно оно толкает малыша на исследование окружающего мира и развитие собственных способностей. И если ваш малыш любопытен, – это хороший знак. Развивайте это качество, поощряйте его, дайте ребенку возможность удовлетворять свою потребность в получении новой информации и опыта.

Автор Debora L. Ruf
Перевод Ирины Рогожкиной

Понравилось? Поделитесь этой статьей с друзьями:

Источники: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1457, http://b-bright.ru/publikatsii/10-priznakov-odarennogo-rebenka/, http://wiseparents.ru/skazhite-moj-rebenok-odarennyj/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Пятно ободком на теле ребенка

Розовый лишай, симптомы далее...

Что подарить ребенку на 8 лет мальчику

Что подарить мальчику на 8 лет? Выбрать далее...

Детские кровати для детей от 3 лет

Как выбрать кровать для ребенка от 3 лет? Как далее...

Игры для маленьких мальчиков 2 года машинки

Игры гонки для мальчиков 3-4-5 лет Мы хотим похвастаться далее...

Дают ли больничный аллергии ребенка

Сезонный ринит – далее...

Затяжные сопли у ребенка как лечить комаровский

Как и чем лечить затяжной насморк у взрослого и далее...

Закономерности обучения детей дошкольного возраста

Принципы и закономерности обучения дошкольников Проведенный анализ далее...

Популярные статьи

x