Главная » Одаренные дети

Одаренный ребенок ребенок выделяется яркими

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

«…Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

Это важно знать Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети. Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети. В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Виды одаренности Психологи выделяют несколько видов одаренности: академическую (способность к обучению в широком смысле слова), интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое), психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства), художественную и лидерскую. Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, - обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу

Актуальность на уровне ОУ Раннее выявление. обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей – одна из главных проблем совершенствования системы образования. Необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.

Цели: Определение стратегии педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми. Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях ОУ. Создание условий и равных возможностей для развития интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.

Задачи: Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей. Создание условий для развития разносторонней одаренности: кадровых, материально-технических, разработка нормативно-правового обеспечения. Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда обучающихся и педагогов.

Подходы и механизмы работы с одаренными детьми К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие: выявление и развитие потенциальных возможностей; активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка; преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей; поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся Ускорение обучения (раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.). Углубление обучения (школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.) Обогащение обучения (научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.) Проблематизация обучения (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним; изменения в организации учебной, познавательной деятельности; развитие личностных особенностей; преодоление личностных проблем одаренных.

Формы и методы организации работы с одаренными детьми Организация работы творческих лабораторий и клубов для одаренных детей по предметам; Элективные и специальные курсы Занятия в профильных классах Индивидуальная работа с интеллектуально и творчески одаренными детьми Интеллектуальные марафоны Участие в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных играх различного уровня; Предметные недели (декады). Развитие системы дополнительного образования: кружки, секции, объединения. Ученические научно-практические конференции Организация и работа профильных классов

Направления работы с одаренными детьми: Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды Эксклюзивное Образование одаренных детей Инклюзивное образование одаренных детей в условиях общеобразовательной школы Создание многоуровневой обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей Постшкольное сопровождение одаренных детей в их профессиональном самоопределении

Ожидаемые результаты: Создание в ОУ специальных программ и условий для инклюзивного образования одаренных детей Полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера Увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимыми навыками для организации работы с одаренными детьми Наличие пакета документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в ОУ

Основой взаимоотношений между родителями и школой должно стать сотрудничество

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Одаренный ребенок

Автор: Administrator | 21 Октября 2014
Posted in СППС - СППС

Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающийся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто чрезмерно критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Психологические особенности одаренного ребенка:

  • Часто «перескакивает» через последовательные этапы своего развития.
  • Отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
  • Рано начинает классифицировать поступающую информацию и собственный опыт, с удовольствием отдается коллекционированию.
  • Большой словарный запас, с удовольствием читает словари и энциклопедии.
  • Способен заниматься несколькими делами сразу.
  • Очень любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит ограничений своих исследований.
  • В раннем возрасте способен прослеживать причинно-следственные связи.
  • Легко справляется с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимает сложные долгосрочные задания.
  • Способен длительное время концентрировать внимание на одном деле, погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
  • Присуще ярко развитое чувство справедливости, одинаково сильно реагирует на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих.
  • Хорошо развито чувство юмора.
  • Чрезвычайно восприимчив к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих.
  • Иногда испытывает трудности с двигательной координацией.
  • Одаренные дети часто раздражают сверстников и окружающих привычкой поправлять других и всегда считать себя правыми.
  • В виде защитной реакции на непонимание сверстниками одаренные дети часто используют издевку, высмеивание и подтрунивание даже над родителями и учителями.
  • Одаренным детям часто не хватает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.
  • Если одаренный ребенок не имеет друзей среди сверстников, он начинает дружить со взрослыми детьми.

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС

Одарённые дети нередко достаточно критично относятся к достижениям других детей, чем вызывают недовольство по отношению к себе.

Не случайно известная пословица говорит о том, что «талантам нужно помогать…». Эти дети, не смотря на свои таланты, нуждаются в сопровождающем обучении.

И мы говорим о сопровождении, в большей мере, чем об обучении такого ребёнка ввиду того, что одарённые дети имеют не только особенные характеристики, но и способны стать соавторами своего образования. Способны, если педагог сможет создать для этого соответствующие педагогические условия.

Компетентный педагог призван создавать такие педагогические условия, при которых дети с указанными характеристиками, смогут полноценно и посильно реализовывать свои образовательные потребности, смогут осваивать различные учебные роли, становиться помощниками учителя, научатся самоорганизации и управлению теми своими особенностями, которые сделают из талантливого ребёнка, ребёнка организованного и коммуникабельного.

Несмотря на то, что способов работы с одарёнными детьми сегодня предлагается достаточно много, мы рассмотрим те, которые, как показывает наблюдение, предпочитают сами дети.

Большинству одарённых младших школьников подходят не все образовательные методики и установки. Им, например, надоедают однотипные и слишком простые способы освоения учебного материала. Не нравится отсутствие ситуации выбора, задержка процесса освоения нового на уроке по причине не достаточного усвоения части учебного материала другими обучающимися. А призывы учителя подождать, когда выскажутся другие дети, раздражает. Они не любят ничего повторять, так как у многих из них хорошая память, частые тренинги (письмо, чтение, уже освоенный ими счёт) не повышают их мотивацию на обучение.

Педагогам начальных классов можно порекомендовать следующие подходы к организации обучения одарённого ребёнка, соответствующих требованиям новых ФГОС:

1. Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими обучающимися. Он не будет отвлекать внимание учителя на себя и в тоже время сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.

2. Соединять для выполнения учебных заданий, обучающихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также осваивать менее для них доступные способы учебной работы посредством, указанного сотрудничества.

3. Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые обучающиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе.

4. Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.

5. Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом, так как для детей данной категории это имеет достаточно большое значение.

Будущее одарённого ребенка, в отличие от одарённого взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.

1. Волков И. П. Много ли в школе талантов. — М. 1989.- 56 с.

2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. — М. 1991. — 79 с.

3. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984–171 с.

4. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М. 1971. — 279 с.

5. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992.- 127 с.

6. Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М. 1991. — 376 с.

7. Савенков А. И. Одарённый ребёнок дома и в школе. — Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М. 1981. -89 с.

8. Савенков, А. И. Виды исследований школьников // Одаренный ребенок. — 2005. — № 2. — С. 84–106.

9. Савенков А. И. Путь к одаренности. — СПб, 2004.

Источники: http://infourok.ru/odarenniy-rebenok-eto-rebenok-kotoriy-videlyaetsya-yarkimi-ochevidnimi-inogda-vidayuschimisya-dostizheniyami-ili-imeet-vnutrenni-548941.html, http://lyceum1-lida.iam.by/index.php/2014-05-15-12-25-00/192-2014-10-21-10-00-00, http://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5312/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Планшет для игр ребенку 12 лет

посоветуйте какой планшет можно купить ребенку 12 лет Я продаю далее...

Ребенок 11 лет рвота температура

В школьном возрасте жалобы на повторяющиеся боли в животе далее...

Аугментин ребенку 11 лет

АУГМЕНТИН (AUGMENTIN ) Бактериальные инфекции, вызванные чувствительными к далее...

Сюжетно подвижные игры детей

Что такое сюжетно – ролевая подвижная игра? При желании далее...

Игры квесты для детей 10 лет

Квест на день рождения: сценарий В этой далее...

В санкт петербург с ребенком 3 лет

Концерт «Музыка осени» 18 сентября Кронштадт приглашает далее...

Игры детей 4 лет доу

Игры для детей Дидактические игры по русскому далее...

Популярные статьи

x