Главная » Одаренные дети

Проектная деятельность одаренные дети

Проектно-исследовательская деятельность как метод развития одаренности учащихся

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал района, области, государства.

Таким образом, необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей при сохранении высокого уровня универсального образования.

Условиями успешной работы с одаренными учениками нашей школы педагогический коллектив считает следующие:

-осознание важности этой работы каждым членом коллектива, и в связи с этим усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

-признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Педагогический коллектив считает, что одной из эффективных форм работы с одаренными детьми является организация проектно-исследовательской деятельности.

Педагогический труд требует высокого уровня профессиональной и общей культуры, разносторонней подготовки. Именно от инициативности учителя, от его желания и умения думать, заниматься исследовательской деятельностью, творчеством зависит успех реализации в школьной практике прогрессивных теорий, идей и концепций.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования. ( Проблема—цель—задачи—методы—результат.)

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность организована в нашей школе в рамках интеграции общего и дополнительного образования.

При организации данного вида деятельности разрабатываются различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие. Первоначально учащиеся занимаются разработкой информационных проектов, которые направлены на изучение информации о каком-либо объекте, явлении. Деятельность их заключается в анализе информации, полученной из различных источников, ее обобщении. На уроках, работая в группах, создаются учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер.

Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающихся в школе выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

При организации данной работы в начальной школе учителями начальных классов учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Проектной деятельностью учителя начальных классов занимаются на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологи и во внеклассной работе. Длительность выполнения проекта или исследования ограничивается 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Для учащихся 5-9 классов в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность организовывается как в индивидуальных, так и в групповых формах. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальном, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат становится социально и практически значимым.

Проектные работы учащихся на Республиканском и муниципальном уровне занимают призовые места.

Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе научно - практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в школьной конференции, выступают со своими проектами на районных научно - практических конференциях, региональных конференциях, где занимают призовые места.

Организация проектно-исследовательской деятельности у наших учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ проектно – исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.

Сформированность у школьников исследовательских умений позволяет существенно повысить инициативу и активность учащихся в жизни школы, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

Организации проектно-исследовательской деятельности в школе уделяется большое внимание. Вопросы по данной проблеме освещаются на педагогическом совете, методическом совете, школьных МО, мастер - классах. Опытом работы по проблеме организации проектно-исследовательской деятельности педагоги обмениваются через участие в региональных научно-исследовательских конференциях.

МОУ СОШ №7 © 2011
427960 УР, г.Сарапул, ул.20 лет Победы д.7
Тел. 8 (34147) 4-62-93, приемная 8 (34147) 4-33-58
Разработка и поддержка — ТвойАдмин

Круглый стол «Проектная деятельность: вариативный подход в работе с одаренными детьми в системе общего и дополнительного образования»

В рамках исполнения государственного задания на 2014 год, 30.10.14г. специалисты художественно-эстетического отдела ГАОУ ДОД НСО Центра развития творчества детей и юношества организовали и провели круглый стол на тему Проектная деятельность: вариативный подход в работе с одаренными детьми в системе общего и дополнительного образования , с целью обмена опытом работы по проектной деятельности с одаренными детьми в образовательной областях технология , искусство и реализации ФГОС.

В работе круглого стола приняли участие 47 человек из Куйбышевского, Тогучинского, Черепановского, Искитимского, Мошковского районов НСО, г. Новосибирска, Бердска, Обь, специалисты ГЦРО г.Новосибирска, Центра научно-методического сопровождения образовательных учреждений федерального государственного бюджетного образовательного учреждения НГПУ. Было заслушано 14 выступлений. В программе круглого стола принимали участие не только педагоги дополнительного образования, но и учителя общеобразовательных школ, занимающиеся проектной деятельностью.

Специалисты МБОУ ДОД ЦВР Галактика провели экскурсию по учреждению, рассказали о специфике своей работы. С приветственным словом выступила директор МБОУ ДОД ЦВР Галактика г.Новосибирска Агапова Надежда Петровна. Она рассказала о значимости интеграции основного и дополнительного образования детей.

Тихомирова Елена Евгеньевна, кандидат культурологии, доцент, зам.зав.кафедрой теории истории, культуры и музеологии поделилась опытом о результатах участия детей НСО во Всероссийской Олимпиаде школьников в образовательной области технология и искусство .

Методист высшей квалификационной категории МБОУ ДОД ЦВР Галактика Вальщикова Марина Владленовна осветила вопрос о проблемах и перспективах интеграции основного и дополнительного образования в проектной деятельности учащихся.

Заведующий отделом ГЦРО г. Новосибирска Сороковик Галина Анатольевна рассказала о проблемах участия детей в образовательной области технология в Олимпиадном движении, вместе с тем она отметила, что в настоящий момент нет правовой основы для участия в олимпиаде учащихся и педагогов образовательных организаций дополнительного образования детей. В свою очередь, она предложила разработать и организовать проведение олимпиады для учащихся дополнительного образования на региональном уровне.

Заведующий структурного подразделения МБОУ ДОД ЦВР Галактика Виль Ольга Владимировна рассказала об опыте работы ЦВР Галактика в организации и проведении районных и городских конкурсов по творческому проектированию. Она поделилась практическими наработками, дав возможность всем присутствующим ознакомиться с проектами творческого объединения.

Был интересен представленный системы внеурочной деятельности на базе общеобразовательной школы. Его представили:

  • учитель МБОУ СОШ № 8 г. Бердска Вольхина Ирина Петровна;
  • учитель технологии МБОУ СОШ № 5 г.Бердска Мищенкова Алена Леонидовна;
  • руководитель студии ИЗО , педагог МАОУ Ш-И Лицей-интернат № 7 г. Бердска Махоткина Галина Владимировна;
  • учитель русского языка МАОУ Ш-И Лицей-интернат № 7 г. Бердска Манерова Полина Викторовна рассказала о тьютерстве, как об одной из форм сопровождения Проектных мастерских.

Педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории, руководитель фольклорной студии Горница МКОУ ДОД Искитимского района Центр дополнительного образования детей Спутник Мурзинцева Татьяна Владимировна доложила присутствующим о проектной деятельности в фольклорной студии, как об одной из эффективных форм в изучении традиций родного края.

Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МКОУ ДОД ЦДОД Искитимского района Фролова Ольга Николаевна поделилась интересной формой использования проектно-исследовательского метода с детьми при проведении фольклорных экспедиций.

Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ГЦДТ г. Бердска Литвин Людмила Кондратьевна, Мальцева Нина Владимировна рассказали о мотивации учащихся на осуществление проектной деятельности.

Методисты художественного отдела ГАОУ ДОД НСО Центр развития творчества детей и юношества Карабович Ольга Андреевна и Мелкозерова Мария Владимировна презентовали работу инновационных педагогических мастерских Найди идею и Профессиональное общение .

Круглый стол Проектная деятельность: вариативный подход в работе с одаренными детьми в системе общего и дополнительного образования прошел успешно. Практически после каждого доклада слушатели задавали вопросы, чтобы перенять представленный передовой педагогический опыт (формы, методики и технологии работы).

Подводя итоги работы, модераторы круглого стола - заведующий художественно-эстетическим отделом ГАОУ ДОД НСО Центр развития творчества детей и юношества Просолупова Ольга Петровна и методист высшей квалификационной категории МБОУ ДОД ЦВР Галактика Вальщикова Марина Владленовна отметили что круглый стол дал возможность поделиться опытом работы по проектной деятельности с одаренными детьми в образовательной областях технология , искусство и реализации ФГОС в системе общего и дополнительного образования детей. Участники не только поделились своими наработками и наметили перспективы дальнейшей собственной и совместной работы.

Хотелось бы отметить очень радушный прием коллектива МБОУ ДОД ЦВР Галактика и директора Агаповой Надежды Петровны.

Отзывы о мероприятии: Интересным считаю выступления педагогов: Вальщиковой М.В. Виль О.В. Мурзинцевой Т.В. Важно, что педагоги дополнительного образования и учителя школ НСО имели возможность поделиться опытом работы, осознать совместную деятельность по развитию творческого потенциала детей. Предложение: разработать нормативную базу и провести свою (областную) олимпиаду по наиболее востребованным направлениям (Сороковик Г.А. руководитель методической службы Дзержинского района, старший методист ГЦРО г.Новосибирска) .

Круглый стол был плодотворным. Интересным считаю работу Лицея №7 г.Бердска Проектные мастерские . Надеюсь научиться писать социальные проекты, благодаря учителям г.Бердска - Мищенковой А.Л. (Елисеева А.М. педагог МКОУ ДОД ЦДОД Искитимского района) .

Мероприятие удалось! Все что было представлено в качестве обмена опытом представляет определенную ценность для работы учреждений. Интересным считаю погружение в проблемы образовательного проектирования. Важно, что сегодняшнее мероприятие является продолжением основных направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей (Новоселова Л.И. директор МБОУ ДОД ГЦДОД г.Обь) .

Большое Вам спасибо за то, что вы создали условия для обмена опыта педагогов, за организацию круглого стола. Интересным считаю все выступления. Важно, что на доп.образование в наше время стало уделяться время и внимание (Исаченко Л.В. педагог МКОУ ДОД ЦДОД Искитимского района) .

Проектная деятельность как продуктивное средство развития двигательной одаренности

«Проектная деятельность как продуктивное средство развития двигательной одаренности»

Учитель физической культуры

МОУ СОШ №16 с УИОП

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей Моторной организации человека и его психических способностей, которые Могут быть врожденными так и приобретенными в процессе деятельности.Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности. Для выявления двигательной одаренности используется различные диагностики двигательной активности (тестирование,антропометрия,функциональная диагностика) и длительная идентификация во времени и разных ситуациях.Проявления одаренности включает любые модели поведения в которых проявляется взаимодействия трех основных групп черт-способностей выше среднего уровня, высокой степени увлеченности задачей и высокого уровня креативности. Человек у которого проявляется совокупность этих свойств нуждается в дополнительных возможностях и образовательных услугах, которые обычно не предусматриваются традиционной программой обучения. Соответственно задача учителя состоит в том чтобы создать такую ситуацию которая максимально нагружала бы ведущую способность данного ребенка –в данном случае его спортивную активность в соответствии с дидактической парадигмой или создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия творческого потенциала,на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе мы используем следующие признаки одаренности для диагностики- быстрое освоение деятельности и ее выполнение, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах ,наблюдение. При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты,как условие и средство формирования самооценки ,Я-концепции, самоактуализации.Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими ,поскольку конкуренция идаже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей, следует искать в превышающих средние возможности ребенка к высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований. В урочной работе используем форму селективной дифференциации, опережающее обучение и привлекаем детей к внеурочным занятиям в спортивных кружках и секциях где с ними будет проводиться индивидуально-ориентированная работа.Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника.При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В 10-11 классе по разделу спортивная гимнастика, оздоровительно-рекреационная деятельность одаренные дети создают индивидуальные проекты тренировочных или концертных программ соответственно уровню и виду своей одаренности, привлекаются к участию в соревнованиях и конкурсах, участвуют в работе научно-исследовательских конференциях учащихся в школе, предметных олимпиадах различного уровня. В процессе обучения использую проектную технологию в разделе физкультурная деятельность с оздоровительно-корригирующей направленностью, по теме шейпинг, для разработки проекта индивидуальной тренировочной программы. После прохождения 2-х летней программы обучения по теме, когда учащиеся в полном объеме получат теоретические и практические знания по теме, в которую входят материалы и по здоровому образу жизни, по программе рационального питания, по принципам составления тренировочных программ, научатся основам индивидуального тестирования и тогда они осознанно подойдут к выбору средств для решения своих проблем. Весь арсенал разнообразных физических упражнений полученный на занятиях с 10 по 11класс пригодится им для работы над проектом.

Разумеется, реализация проектной деятельности требует много знаний сверх программы, поэтому дополнительные знания по проекту учащиеся могут получить посещая занятия в группе спортивной аэробики, рассчитанному на период обучения в 10-11классах.

Создать личную мотивацию для работы над проектом также помогает проведение индивидуального тестирования объемов фигуры в течение 2-х лет, повышенного внимания к своей внешности у девушек старших классов и желания измениться в лучшую сторону. Одаренность при разработке проектов проявляется и в неординарном подборе упражнений, многие из которых дети изобретают сами, используя базовые упражнения, изученные ранее. и в оформлении проектов.

Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с классом мы ориентируемся на специфику контингента обучающихся –повышенная готовность к обучению(легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта (футбол,волейбол) ,определяем какие цели и задачи являются приоритетными:обучающие,развивающие,обучающее-развивающее,развитие уже явно выраженных способностей или напротив недостаточно выраженных .Определить принципы обучения(дифференциация, предельной трудности,сочетание индивидуальных и групповых форм обучения),определить методы обучения (игровые,соревновательные,обучающие,развивающие)и конечно учитывать тип образовательного учреждения.

Андреев Н.И. Учебный курс для творческого саморазвития.Казань.Центр инновационных технологий.2000

Бальсевич В.К.Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей,подростков,молодежи//Теория и практика физической культуры.2002 №3.-с.35

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.М.,Воронеж,1997

Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие//Педагогика.2001.№4 с.30-44

Источники: http://sarschool7.ru/titlproektno_research_activities_as_a_method_of_gifted_students.php, http://www.nrc-rodnik.ru/node/1139, http://globuss24.ru/doc/proektnaya-deyatelynosty-kak-produktivnoe-sredstvo-razvitiya-dvigatelynoy-odarennosti

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Основные характеристики процесса развития ребенка

Басов М.Я. Методика психологических наблюдений далее...

Творожная запеканка для ребенка 1 года рецепт

Как приготовить творожную запеканку? Натуральный творог з далее...

Обучение рассказыванию опыта детей дошкольного возраста

Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию далее...

Смотреть ребенком 8 лет

Телевизор сталчленомкаждой семьи, едва переступив порог дома, мы спешим далее...

Игры старшего дошкольного возраста сюжетно

Перспективный план развития сюжетно-ролевых игр далее...

Поделки из бисера для начинающих детей

Поделки из бисера для начинающих Заниматься рукоделием, используя далее...

Возрастные особенности детей 10 11 лет

ВЫВОД: Особенности детей 10-11 далее...

Популярные статьи

x