Главная » Одаренные дети

Программа для одаренных детей в начальной школе

Концепция развития начальной школы

Концепция развития начальной школы

Система первой ступени образования в школе-интернате Интеллектуал строится на основе гуманистических принципов.

Если говорить о Реформе образования в России, то в последнее время она приняла необратимый характер: государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности; произошла смена приоритетов образования, которая связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции происходящими в мире.

Поэтому перед педагогическим коллективом на сегодняшний день стоит важная задача воспитания человека с новым интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

Специфика школы-интерната Интеллектуал заключается в том, что здесь обучаются дети с повышенной мотивацией к учебе, или, как принято их называть одаренные дети.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля. Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно . (Р.Дж.Стернберг, Е Григоренко)

К школе сегодня предъявляются высокие требования. Что значит хорошая школа ?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В школе уважают личность ребенка.

Наша школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей будущего ученика. Писатель и психолог Томпсон говорил Способности – объяснение вашего успеха .

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом - выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества не более 400.

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Нет системы поддержки и сопровождения одаренных детей в начальной школе, нет программы работы с одаренными детьми, нет методического сопровождения, отмечается неготовность учителя работать с одаренными детьми. Возникают противоречия и между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе, между специфичностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Перед нами стоит цель: создать методики, способствующие реализации работы с одаренными детьми в начальной школе.

Для этого должен быть проведен ряд мероприятий, в результате которых:

  • будет создана нормативная и учебно-материальная база для организации работы;
  • проведена диагностика одаренности;
  • разработана Программа работы с одаренными детьми в начальной школе;
  • разработано методическое обеспечение;
  • созданы условия для психолого-педагогической подготовки учителей и родителей.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одаренных детей, наиболее подходящую для формата школы; провести диагностику и апробирование выбранной методики.

2. Разработать Программу развития одаренных детей.

3. Разработать методическое сопровождение.

4. Провести тестирование для определения готовностипедагогов к работе с одаренными детьми.

5. Создать нормативно-правовую базу по работе с одаренными детьми.

1. Анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

2. Анализ мониторинга достижений каждого учащегося;

3. Анализ деятельности учителей по работе с одаренными детьми;

4. Определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.

Алгоритм реализации программы

Организация работы коллектива.

Обеспечение нормативно-правовой базы.

Организация дополнительного образования.

Контроль и анализ деятельности педагогического коллектива.

Формирование банка методического обеспечения для выявления одаренных детей.

Создание системы психологического сопровождения одаренных детей.

Проведение диагностики одаренных детей.

Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-классы, создание творческих групп).

Мотивация педагогов (оказание методической помощи и финансовой поддержки педагогам).

Создание образовательной среды для развития одаренных детей.

Организация занятий по углубленному изучению предметов.

Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.

Использование системы информационно-коммуникационных технологий.

Привлечение внимания к проблемам одаренных детей (реклама, СМИ, создание интернет-сайта).

Расширение библиотечного фонда и разработка совместных мероприятий.

Программа основных мероприятий.

Реализация творческого потенциала учащихся – дополнительное образование, проектная деятельность, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

Разработка системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

На основе этой системы создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одаренности.

Разработка и реализация программ поддержки и развития одаренных детей.

Создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся.

Разработка методики подготовки педагогов, ориентированных на работу с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Обобщение и систематизация методических материалов с целью использования в широкой педагогической практике.

Портрет выпускника начальной школы.

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
  • Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю культур каждого народа.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

I. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важ­нейших аспектов деятельности школы.

В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:

имеют более высокие по сравнению с большинством интеллекту­альные способности, восприимчивость к учению, творческие воз­можности и проявления;

имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного разви­тия при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в до­школьном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в опре­деленной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче­нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встре­чаются в старшем школьном возрасте).

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренны­ми детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможно­стей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образова­тельных услуг, помощи, наставничества.

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

знакомство педагогов с научными данными о психологических осо­бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование.

накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогиче­ского наблюдения, диагностики;

проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных

игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии их способностей.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

предоставление возможности совершенствовать способности в со­вместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

IV. Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

этап - аналитический- при выявлении одаренных детей учиты­ваются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи­зической и т.д.

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и са­мостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вне­урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных об­разовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой при­роде деятельности - в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

мастерская художественного слова;

ремесленная мастерская (прикладное искусство);

музыкальная мастерская (или музыкальный класс);

и коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:

индивидуализированные формы учебной деятельности (заочная школа при МФТИ, работа по индивидуальным программам, заочные курсы);

выработка проектно-исследовательских навыков (проектная мето­дика);

самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направлениясобственной деятельности (профильные классы);

четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

V. Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и уси­ление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из при­оритетных направлений работы ОУ.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не стра­дать от стресса при работе с людьми более способными и знающи­ми, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником, должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

учитель верит в собственную компетентность и возможность ре­шать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человече­ской привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоин­ства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни.

VI. Формы работы с одаренными учащимися

групповые занятия с сильными учащимися;

кружки по интересам;

участие в олимпиадах;


Форум проводится к 100-летию со дня основания ОАО НПО «Сатурн , которое отмечается в 2016 г.

Тематика III Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство» будет посвящена решению технологических проблем и задач Национальной технологической инициативы (НТИ) на промышленных предприятиях. НТИ ключевая инициатива государственной власти России – переформатировать отечественную промышленную политику на работу с рынками, которые будут наиболее значительными в мировой экономике через 20 лет. Группы, работающие по НТИ, разрабатывает серию дорожных карт по новым рынкам и ключевым технологиям, из которых вытекают - постановка задач для фундаментальных и прикладных исследований, приоритеты инвестиций в новые отрасли со стороны госкомпаний, и направления международной технологической кооперации. Тем самым, НТИ становится важным элементом научно-исследовательской и инновационной деятельности и новым инструментом промышленной политики государства.

Ключевая роль отводится работе по формированию условий для предпринимательских инициатив и инновационной деятельности, появлению новых идей, вовлечению множества технологических предпринимателей, проектных и творческих команд, ведущих университетов и исследовательских центров, институтов развития, представителей экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти. Заданный НТИ вектор, должен пройти широкое обсуждение и форум станет одной из дискуссионных площадок акселерирующих широкое коалиционное взаимодействие по направлению «Передовые производственные технологии».

В России, инфраструктурой для реализации проектов НТИ и развития передовых технологий могут являться существующие высокотехнологичные предприятия - лидеры в своих отраслях, имеющие продажи высокотехнологичных товаров, не только на локальных, но и международных рынках. Ключевое предприятие кластера «Газотурбостроение и энергомашиностроение» - ОАО «НПО «Сатурн» обладает всеми вышеперечисленными характеристиками и определено одной из тестовых площадок передовых производственных технологий НТИ. Кластер объединяет высокотехнологичные предприятия, промышленного, инжинирингового и научно-технологического профиля, базовый авиационно-технический университет, площадки для реализации инновационных и инвестиционных проектов. Совокупность условий позволяет стать региональному кластеру площадкой для развития перспективных рынков, определенных ключевыми в Национальной технологической инициативе.

Несмотря на ограничения по возможностям имеющейся инновационной инфраструктуры в Ярославской области, региональные органы власти поддерживают развитие производственного и технологического потенциала региона, в том числе участвуя в создании центров трансфера технологий, технопарков и др.

Таким образом, обсуждение реализации НТИ находится на стыке интересов федеральных и региональных органов власти, промышленности и науки, разработчиков и интеграторов технологий.

07 апреля 2016 года, Рыбинск. – 04 - 06 апреля 2016 года в Рыбинске проходил III Международный технологический форум Инновации. Технологии. Производство . МТФ-2016 был приурочен к столетию ПАО «НПО «Сатурн». Главной темой форума стало развитие передовых производственных технологий, которые будут востребованы в ближайшие 20 лет и должны стать основой стратегии Национальной технологической инициативы.

Ростелеком подписал соглашение о стратегическом партнерстве с НПО «Сатурн» в области инновационного развития в рамках III Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство», проходящем в эти дни в Рыбинске.

Подписаться на новости и события

Сообщество веб-разработчиков начало подготовку к конференции, оставьте свою заявку, если Вы хотите получать новости о проекте

Источники: http://sch-int.ru/intel/index.php/nachal, http://school6.vnovokubanske.ru/-roditeleji/43-deti-odaryennie.html, http://itp-forum.ru/conf2015/documents/Section_prezentations/3_%25D0%2593%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258C%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25B0%2520%25D0%2598.%25D0%2592..pdf

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Поделка на международный день защиты детей

Международный день защиты детей сбор средств для детских домов и далее...

Ребенок 2 5 3 года

Как правильно наказывать далее...

Уроки рисования карандашом для детей 8 лет

Урок рисования карандашом для далее...

Ритмические игры детей 3 4 лет

Музыкально-ритмические игры для далее...

Время кормления ребенка 2 года

Ребенок 2 месяца Главное, в далее...

Занятия неговорящими детьми 5 лет

Пример плана занятия по программе Стимуляция речевой активностинеговорящих детей далее...

Рентген при кормлении ребенка

Опасен ли рентген при грудном вскармливании (ГВ) для далее...

Популярные статьи