Главная » Одаренные дети

Работа одаренными детьми библиотеке

Работа с одарёнными детьми в рамках школьной библиотеки

Проблема одарённости детей волновала людей всегда. Учителя стремятся как можно раньше выявить способности у детей. Задача библиотекаря - помочь, поддержать ту искорку интереса, которую зажёг учитель на уроке.

А если учесть, что задатки таланта есть в любом ребёнке, то очень важно относиться к каждому ребёнку как к будущему гению!

Современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане. Учить этому нужно с детства: то, что заложено в детстве, потом развивается и совершенствуется. От состояния культуры детства зависит культура всего общества.

Нравственно-эстетические и и духовные потребности современных детей и подростков – категория изменчивая, что связано с влиянием СМИ, компьютерных технологий, аудиовидеокультуры. Чтобы их развивать, нужно постоянно их изучать. Педагогов и библиотекарей всего мира беспокоит отчуждение детей от серьёзного чтения, что качественно снижает уровень интеллекта личности, не даёт пищу для ума и души.

Культуру ребёнка, его художественные и творческие способности и интересы развивают и семейная обстановка, и школа, и круг ровесников, и, конечно, же книги.

Школьная библиотека – место, где любой ученик может получить книги и информацию бесплатно, осуществляя своё право на специализированную помощь в образовании и приобщении к источникам мировой культуры.

1. Нала живание контактов с семьями.

2. Налаживание контактов с общественными организациями.

3. Проведение ознакомительных программ для должностных лиц.

4. Предоставление имеющихся ресурсов и проведение различных мероприятий.

5. Обеспечение помощи во внешкольной деятельности и выполнении домашней работы.

6. Помощь в решении проблем. Поощрение любительских занятий (хобби).

7. Помощь в формировании активной жизненной позиции.

8. Расширение кругозора и приобщение к книге.

9. Создание «группы добровольцев», «группы молодых консультантов».

10. Ведение летописи достижений одарённых детей.

Для выполнения этих задач необходима систематическая работа библиотеки с одарёнными детьми.

Система работы ШБ с одарёнными детьми

Диагностика для выявления одарённых детей и планирования работы с ними.

Планирование работы для более эффективной организации работы с одарёнными детьми.

Информирование специалистов, педагогов, родителей о методической литературе по данной теме.

Индивидуальная работа – это и организация рабочего места в библиотеке, и обеспечение помощи во внешкольной деятельности (выполнении домашней работы, решении различных проблем), и поощрение любительских занятий (хобби), и библиотечная работа (составление рекомендательных списков, планов чтения; беседы с целью расширения кругозора и приобщения к книге не только как к источнику знаний, но и как «возбудителю» желания научного и творческого поиска).

Групповая работа: олимпиады, конкурсы чтецов или литературно-музыкальных композиций, рукописной книги; организация клубов, кружков, литературно-творческих объединений; создание «группы добровольцев», «группы молодых консультантов»; библиотечно-информационное сопровождение НОУ, научно-исследовательских работ учащихся (помощь в подборе материалов, составление списков рекомендуемых книг, редактирование).

Работа с родителями для совместной деятельности представителей разных поколений (так называемые «межгенерационные библиотечные программы», ставящие своей целью организовать общение детей разных поколений: детей, молодёжи, пожилых людей):

- создание дискуссионных клубов;

- занятия по обучению членов семьи информационной грамотности;

- организация группы поддержки и образования родителей;

- составление и рассылка благодарственных писем родителям.

Контакты с общественными организациями: клубами, музеями, музыкальными и художественными школами, студиями и другими учреждениями.

Проведение программ для должностных лиц по ознакомлению с библиотечными ресурсами, обеспечению их необходимыми материалами.

Библиотеки должны активнее пропагандировать библиотечную деятельность в местном сообществе, среди властей, доказывая, что библиотеки способны вместе с ними решать различные проблемы общества.

Библиотечная режиссура – мероприятия, ориентированные на пробуждение интереса к книге.

- Конкурс внимательных и начитанных (цель конкурса – получение навыков самостоятельной работы с книгой).

В классе вывешиваются вопросы конкурса, и дети ежедневно прибегают в библиотеку искать нужные им выставки, чтобы в книгах найти ответы; библиотекарь объясняет, как пользоваться книгой, её справочным аппаратом – поиск становится более целенаправленным и организованным.

- Защита читательского формуляра.

Организуется выставка книг, прочитанных лучшим читателем.

- Летняя практика: ремонт книг, проведение библиотечных мероприятий.

- Дискуссия, обмен мнениями.

Обсуждаются примеры для подражания из жизни детей, книги, видеофильмы, произведения искусства и другие материалы, вызывающие интерес у учащихся.

Коллективные творческие дела (КТД).

- Тематические подборки или создание альбомов, посвящённых творчеству выдающихся личностей.

- Выставка «Творчество наших читателей»: рисунки, поделки, рефераты, самодельные журналы, сборники стихов.

- Ведение летописи достижений одарённых детей.

- Оформление библиотечной газеты, рубрики «Проба пера».

- Заключительный творческий вечер.

Мастер-классы для школьных библиотекарей [Текст]: Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Е. В. Илдаркина. - М. Глобус, 2009. - 232 с.

Как организуют работу с одаренными детьми в школах России?

В настоящее время наше государство стало уделять одарённым детям значительно большее внимание, нежели несколько лет назад. На различных уровнях (муниципальном, федеральном и др.) разрабатываются новые программы работы с такими детьми, положения, концепции, улучшаются условия для их обучения.

Вот некоторые примеры организации работы с одарёнными детьми в разных образовательных учреждениях.

В Муниципальном общеобразовательном учреждении Старочукальская основная общеобразовательная школа имени Героя России Олега Долгова разработана собственная Программа о работе с одарёнными детьми. в ней определены цель, задачи, принципы работы, намечены основные направления работы. В школе проводится диагностика детей (групповая, индивидуальная), тесты интеллекта. Учащиеся вовлекаются в деятельность по интересам (олимпиады, конкурсы, смотры и др.).

Проводится работа с педагогами (семинары, методическая работа, тренинги по развитию личностных качеств и профилактике эмоционального выгорания), работа с родителями (классные собрания, индивидуальные консультации).

В Григорополисской средней образовательной школе #8470; 2 разработана своя программа деятельности педагогического коллектива с одарёнными детьми, в которой чётко обозначены цель и задачи, создан банк данных по одаренным детям, творческих работ учащихся, текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов, сформированы рекомендации по работе с этой категорией школьников. В данной школе организована система дополнительного образования детей, летняя производственная практика, творческие экзамены, внеклассные работы по предметам, профессиональные пробы. Действует научное общество учащихся, в рамках которого ведется научно-исследовательская деятельность школьников.

Проведена экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обученности. Осуществлен переход на систему портфолио, в которой подводятся результаты деятельности детей. Проводятся выставки детского творчества. Опыт работы по технологиям творческого и интеллектуального развития обобщен в научных сборниках.

В Шенталийском районе Самарской области в районной библиотеке созданы условия успешного развития одарённых детей во внеурочное время.

Работники библиотеки в своей деятельности руководствуются двумя основными принципами:
— Никогда не давать ничего готового: будить фантазию ребенка;
— Помогать сохранить одаренность детей для взрослой жизни.

Библиотека выстраивает свою работу по следующим направлениям:
— Выявление одаренных детей — интеллектуального ресурса гимназии-колледжа;
— Создание условий для проявления способностей ребенка;
— Помощь ребенку в развитии умений самостоятельно планировать, организовывать, и оценивать свою работу;
— Предоставление ребенку возможностей реализовать себя в конкретной области;
— Дать ребенку испытать чувство уверенности в себе. удовлетворенность от творчества.

Например, для более глубокого изучения темы Отечественная война 1812 года учащимся предлагались Книга для чтения по истории. ХIХ век , энциклопедии, компакт-диск История России и её ближайших соседей . Это способствовало наиболее целостному восприятию и осмыслению данной темы.

Созданная медиатека помогает в работе с одаренными детьми, ребята с удовольствием работают с компакт-дисками.
Ильина Е. П. разработала комплексно-целевую программу Одарённые дети , которая имеет цель, задачи, основные приоритетные направления, психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.

Представлен диагностический инструментарий выявления одарённых детей. Программа включает рекомендации по организации обучения одарённых детей, внедрение элементов и систем обучения разного уровня сложности, использование элементов обучения Л. Занкова, учебно-методических комплексов Школа 2100 , Гармония . Спланирована разносторонняя и индивидуальная работа с одарёнными детьми по общеобразовательному циклу.

Реализация программы предполагает участие детей в школьных, городских, областных, федеральных олимпиадах по предметам, создание системы стимулирования учащихся, психолого-педагогическую поддержку одарённых детей, профилактические мероприятия по охране их здоровья.

Популярные видео

Библиотека Зауралья- для одаренных детей

Мы рассказывали на нашем сайте о предстоящем проекте «Ступеней» -профильной смене для одарённых детей «Библиотека Зауралья », которая пройдет в июне 2015 года на базе Курганского областного лицея-интерната для одарённых детей .

Сегодня предлагаем вашему вниманию интервью с руководителям программы смены, участницей КОМОД «Ступени» Ольгой Шилковой .

-Оля, начнем с тебя. Как стать руководителем смены для одаренных детей? Почему именно ты?

-Для того, чтобы стать руководителем любой смены, нужно руководствоваться прежде всего своим желанием и пониманием того, что ты хочешь и готов взять на себя ответственность за реализацию данной смены. Почему именно я? Наверное,потому, что я проявила то самое желание. Мне, как выпускнице Курганского областного лицея-интерната и человеку, который не раз работал вожатой на профильной смене для одаренных детей, очень интересна специфика работы и желание воплотить свои идеи и мысли.

-Одаренные дети – они особенные?

-Скорее, это ребята, которые хотят развиваться и познавать что-то новое не ради кого-то, а прежде всего ради самих себя. А таковым может быть каждый из нас.

-В чем специфика смены именно с участием одаренных детей?

-Участие в смене ребят, имеющий интерес к углубленному изучению какого-либо предмета, является отличным инструментов прежде всего для развития (ведь на смене будет возможность познакомиться и поработать с разными специалистами).

-«Библиотека Зауралья»- почему выбрана именно такая тематика? Смена станет читальным залом и «тишина должна быть в библиотеке»?

-2015 год -год Литературы. Поэтому выбрана такая тематика смены. Почему библиотека? Библиотека подразумевает под собой некий набор знаний, литературы, как художественной, так и научной. Каждый сам находит для себя то, в чем нуждается в определенный промежуток времени, открывая двери библиотеки. А так как мы живем в Зауралье, то и интерес в библиотеке – наша малая Родина.

-Какой общий итог смены? Что получит каждый ее участники и, как это не громко звучит, Зауралье ?

-По окончанию смены, ребята создадут список рекомендованной ими литературы по своему направлению. Эти списки они смогут увести в свои школы и поделиться, например, со своими одноклассниками.

-С одаренными ребятами будут работать одаренные вожатые?

-Самое главное, на мой взгляд, то, что будут работать вожатые -заинтересованные и увлеченные своим делом. Люди, которые так же хотят развиваться.

-Чего больше всего ты ждешь от смены? Чем эта смена может одарить тебя?

-От смены жду прежде всего продуктивной работы как команды, так и ребят (тот конечный продукт, который они создадут), а также по максимуму реализации задуманного. Эта смена даст мне огромный опыт как руководителю и, конечно же, четкое понимание дальнейших действий для своего развития.

-Спасибо большое,Оля!Одаренной смены!

Источники: http://tmr-mo-biblioteka.narod.ru/p35aa1.html, http://shkolazhizni.ru/school/articles/61079/, http://45stupeni.ru/biblioteka-zauralya-dlya-odarennykh-d/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Что применять при рвоте у ребенка

Что принимать при рвоте? В первую очередь при далее...

Познавательное видео для детей животных

Домашние и дикие, популярные и экзотические, далее...

Как отучить ребенка от накладок для кормления

29 апр 2010, 15:07 девочки подскажите, пожалуйста - далее...

Навыки ребенка в 4 года

Чему научился малыш в далее...

Ребенок долго срыгивает после кормления

Как быть, если ребенок далее...

Роль общения в развитии эмоциональной сферы ребенка

Консультация для родителей «Роль далее...

Зеленые сопли ребенка больше недели

17 янв 2011, 22:54 К ЛОРу отправляйтесь. И ушки далее...

Популярные статьи