Главная » Одаренные дети

Работа одаренными детьми статья

Современные проблемы работы с одаренными детьми 1257

Аннотация

В статье представлены как давно известные, так и новые подходы в решении главных задач работы с одаренными детьми. В основе проводимого анализа – идея о том, что развитие способностей зависит, прежде всего, от системы доминирующих потребностей, которые с этих позиций являются движущей силой развития ребенка. Рассматривая разные типы одаренности, автор все же основное внимание уделяет интеллектуальной одаренности, так как именно этот ее тип является в некотором смысле исходным для развития всех других типов, составляя базу общей одаренности (так называемого «фактора G»). Особое внимание уделяется так называемому «доминантному жизненному проекту», на основании которого, по мнению автора, в дальнейшем появляется возможность успешной реализации повышенных возможностей одаренного человека.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Прежде чем начать обсуждение выделенной проблемы, отметим, что под одаренностью здесь будет пониматься высокий уровень каких-либо способностей (интеллектуальных, социальных, художественных, практических и т. д.), который либо уже проявляется у ребенка, либо существует потенциально, т. е. может быть развит при наличии благоприятных условий.

Современная ситуация в теории и практике работы с одаренными детьми

В литературе по проблемам развития одаренных детей сложилась весьма противоречивая ситуация – одни считают, что одаренные дети неадаптивны, другие говорят об их сверхадаптивности, есть и те, кто считает, что они часто бывают нетворческими, но им возражают четвертые, убежденные в том, что без творческих способностей одаренности не бывает. Можно выделить еще группу специалистов, считающих, что такие дети одарены от природы, но есть и специалисты, которые подчеркивают, что от природы этот дар получает только небольшая часть детей [8; 10; 12]. В вопросе определения одаренности есть немало специалистов, оценивающих ее по успешности обучения, и еще больше тех, кто не включает этот показатель в число признаков одаренности. Примеров несогласованности позиций – великое множество. Причина кроется в том очевидном факте, что в число одаренных включаются весьма разные группы детей, отличающихся не только по уровню способностей, но и по типу развития, по типу открытости (проявленности) способностей и по многим другим характеристикам.

  1. Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т 5. № 2.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. 1999.
  3. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887‑1939. СПб. 2002.
  4. Ушаков Д. В. (ред.). Психология одаренности – от теории к практике. М. 2000.
  5. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. М. 2001.
  6. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М. 2008.
  7. Berlyne D. E. Conflict, Arousal, and Curiosity. N.Y. 1960.
  8. Freeman J. Gifted Children Grown Up. London, 2001.
  9. Hollingworth L. S. Children above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and development. Yonkers-on-Hudson. N.Y. 1942.
  10. Radford J. Child development and exceptional early achivers. N.Y. 1990.
  11. Seligman, M. E. P. Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction Csikzentmihalyi M. The evolving self. N.Y. HarperCollins, 1993.
  12. Terman L. M. Oden M. H. Genetic studies of genius: Vol. 5. The gifted group at mid-life. Stanford, CA: Stanford University Press, 1959.
  13. Torrance E. P. Teaching creative and gifted learners II Handbook of research on teaching. Ed. by M. С Wittrock. 3 rd ed. N.Y. 1986.

17 февраля, губернатор Николай Меркушкин провел совещание, на котором обсуждалась работа будущего Центра для одаренных детей.

Николай Меркушкин провел совещание, на котором обсуждалась работа будущего
Центра для одаренных детей
О значении работы с одаренными детьми губернатор не раз говорил в своих посланиях депутатам губернской думы и жителям региона.
Не будем делать мы – это сделают другие. И наши талантливые ребята будут уезжать из области.
Это реальная конкуренция, борьба за умы и таланты. В современном мире проигравший в этой конкуренции проигрывает будущее , - заявил губернатор ещё в 2012 году.
Активная работа на будущее, развитие интеллектуального и профессионального потенциала — одно из условий устойчивого развития общества. Губернатор уверен, что решающую роль в этом процессе играет система образования, создание
которой — приоритет для региона.
Именно конкурентные преимущества системы образования, привлечение в нее одаренных детей и молодежи, борьба за таланты и умы в огромной мере определят, какой будет наша область, какой будет вся наша страна через пять-десять-пятнадцать
лет , - сказал Николай Меркушкин в послании в декабре 2015 года.
Работать с талантливыми школьниками Самарской области и других регионов страны будут лучшие преподаватели. Они станут отслеживать способных подростков с 5-6 класса, а уже с восьмого класса лучшие из лучших на конкурсной основе будут переводиться на постоянную учебу в Центр для одаренных детей.
В основе образовательного процесса будет четыре направления, которые на сегодня являются приоритетными для государства: физико-математическое, химико-биологическое, инженерно-изобретательское и робототехническое, информационно-технологическое. Всего будет учиться 160 человек. В будущем эти дети усилят вуз первого эшелона - объединенный Самарский национальный исследовательский
университет им. академика С.П. Королева - и опорные вузы региона.
1 сентября 2016 года Центр для одаренных детей примет первых учеников. На время строительства комплекса обучение будет проходить на базе одного из учебных
заведений Самары. После открытия нового современнейшего Центра многое должно измениться.
Условия проживания детей в Центре для одаренных детей должны быть не ниже трехзвездочной гостиницы , - поставил задачу губернатор.
Учреждение будет состоять из нескольких корпусов. Юные таланты разных возрастов в тесной связке с научными и образовательными учреждениями региона будут заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Одна из главных задач будущего Центра - максимальное представительство от Самарской области на всероссийских и мировых школьных олимпиадах и увеличение количества победителей в них.
В ближайшие месяцы начнется прием школьников в областной центр для одаренных детей. На заседании общественной комиссии предложили организовать прием в
формате летней школы: поступающие живут несколько дней в общежитии лицея, параллельно проходят вступительные испытания и психологическое тренинги. Мы
планируем сделать три вида конкурсных испытаний для поступающих: собеседование, тестирование и защита научно-исследовательской работы, - рассказала Мангулова. - Причем поступающий вправе выбрать одно или несколько испытаний на свое усмотрение. Это позволит ребятам пройти конкурсный отбор в комфортных для них условиях. Кто-то, например, испытывает сильный стресс во время собеседования. Но чувствует себя уверенно во время тестирования и наоборот .
Таким образом, появление Центра для одаренных детей поможет окончательно сформировать современную образовательную и научно-технологическую базу подготовки кадров в регионе. Только тесная связь средних образовательных
учреждений, высшей школы и предприятий способна вывести Самарскую область на передовые позиции.

Поделиться в соцсетях:

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

Реклама

Читатели на сайте

Статья Система работы с одаренными детьми

Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод .

В. А. Сухомлинский.

Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде.

Стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного работать в команде и самостоятельно. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющим ставить и решать неординарные задачи.

Проблема детской одаренности имеет в нашей стране и государственное значение. Необходимо своевременно выявлять одаренных детей, основываясь на наблюдении педагога, создавать для них развивающую среду, которая бы положительно меняла личность ребенка.

Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли нам понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное отношение к ученикам и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.

Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества.

Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное – это создание условий для развития таких детей. Одаренные дети, как правило, интересуются не только одним предметом или бывают одарены не только в сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи.

Работа должна проводиться не только в дополнительное время, но и максимально использовать для этих целей урок, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяющие одаренному ребенку работать вхолостую.

Проанализировав специальную литературу и понаблюдав за обучающимися, мы выделяем наиболее характерные особенности. присущие лишь одаренным детям:

1. Они очень любопытны, не терпят ограничения своих исследований;

2. Они способны проследить причинно-следственные связи;

3. Они легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания, не терпят навязывание готового ответа;

4. Способны погрузиться в свое занятие, сконцентрировать внимание на одном деле;

5. Пытаются решать проблемы, которые им пока еще недоступны, и в решении некоторых добиваются успеха.

Условия успешной работы с одаренными детьми:

1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми;

3. Признание того, что реализация работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.

Цели работы кафедры английского языка с ОД:

1. Обеспечить возможности самореализации одаренной личности в изучении английского языка.

2. Создать необходимый потенциал организации методических условий для комплексного решения проблемы.

3. Развитие личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей.

Задачи кафедры английского языка по работе с ОД:

1. Создание системы урочной и внеурочной работы с одаренными обучающимися;

2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;

3. Организация и сопровождение исследовательских работ обучающихся;

4. Создание на кафедре английского языка картотеки рабочих материалов повышенной сложности;

5. Отбор и оформление в течении года достижений одарённых детей для пополнения портфолио ученика.

Работа с одаренными детьми ведется на разных этапах обучения.

Начальная школа – 2-4 классы.

Работа над выявлением и развитием одаренности начинается на уроках. Задействовано 100% учащихся. Учителя на уроках не только закладывают базовые знания, но и создают условия для развития и проявления одаренности.

На начальном этапе учителями английского языка проводится диагностика одаренности среди обучающихся начальной школы, выявляются следующие признаки: отличная память, большой словарный запас, склонность к систематизации, умение прослеживать причинно-следственные связи, умение делать собственные выводы, наличие яркого воображения.

Весь материал - в документе.

Источники: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Yurkevich.shtml, http://elkhovskie.ru/article/96224/, http://videouroki.net/razrabotki/statya-sistema-raboty-s-odarennymi-detmi.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенок 1 год какает

Ребенок мало какает далее...

Работа выявлению одаренных детей школе

Участники конференции «Теория и практика выявления и развития далее...

Гонки детей 10 лет

Гонки Игры для мальчиков гонки далее...

Вещи детей 10 лет

Многие считают, что возраст восемь-десять лет является одним далее...

Изучение эмоционального развития детей

Л.С. Выготский предложил оценивать далее...

Упражнения развития детей 3 4 лет

Архив меток: Игры 3-4 года Игры на формирование математических представлений далее...

Аллергия на элькар у ребенка фото

«Элькар»: отзывы различных групп людей «Элькар» – это БАД, далее...

Популярные статьи

x