Главная » Одаренные дети

Работа с одаренными детьми на уроках музыки

Работа с музыкально одаренным ребенком

Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.

В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном, – обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.

К.Роджерс, специалист в области развития творчества, отмечает: “Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной и неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя”.

Педагоги детского сада “Золотая рыбка” г. Новый Уренгой, наблюдая за детьми, пришли к выводу, что на развитие творческих способностей ребёнка оказывают влияние наследственность, специально организованное обучение, собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности, окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Исходя из этого, педагоги направляют свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, родителей, узких специалистов детского сада.

Примером может служить система индивидуальной работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности, разработанная автором статьи.

Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить.

Подражание – это уже ступенька к творчеству. Дальнейшее его развитие приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но, так или иначе, появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одаренности ребенка.

Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.

Целью программы по поддержке музыкальной одаренности, разработанной в детском саду “Золотая рыбка”, является создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

В основу программы положены следующие принципы.
  1. Системность занятий.
  2. Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
  3. Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
  4. Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
  5. Креативность и эмоциональность педагога.
  6. Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
  7. Преемственность в работе с другими специалистами.
  8. Связь с семьей.

Для реализации программы был выбрана девочка, имеющая высокий уровень музыкальных способностей (по методике К.В.Тарасовой) и творческий потенциал (по наблюдениям педагогов и родителей).

Для индивидуальной работы была разработана следующая структура занятия.

Структура занятия

ИК-технологии в деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе

выступление на районном конкурсе педагогического мастерства Ярмарка педагогических идей

Век индустриализации стремительно меняется веком всеобщей информатизации. На пути к новому обществу важно не потерять стержень, на котором выстраивается вся система общечеловеческих ценностей. Формирование системы ценностей нового общества – одна их задач, которую призвана решать образовательная область «Искусство». Наше общество переживает серьезный духовный кризис. Одной из причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен детскому музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит учительское сообщество, воспитанное на лучших образцах классической музыки и наблюдающее утерю культурных традиций в нашем обществе. Возникшая обеспокоенность заствляет искать ответы на вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим искусством в ожидании нового, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царит жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства формировали бы истинные ценности, вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное Я”? Учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством художественно-творческого развития.
Цель внедрения информационных технологий в образовательный процесс

стремление сделать школу, урок более современными, изменение образовательной среды
формирование положительной мотивации учения
развитие эмоциональной сферы детей в общении с разными видами искусства

В настоящее время уже можно говорить о том, что происходит интеграция ИКТ с другими технологиями музыкального образования, в том числе и традиционными, интеграция, которая позволяет наиболее оптимально организовывать образовательный процесс. Использование информационных технологий создает информационную среду. состоящую из следующих компонентов:программное обеспечение (музыкальные редакторы, стандартные программы Майкрософт, программы для обработки аудио- и визуальной информации и т.д.)

  • медиатека ( включает в себя мультимедийные информационные объекты: альбомы исполнителей, коллективов, композиторов, фотоматериалы, подборки по разным направлениям в искусстве)
  • энциклопедии, электронные справочники, электронные издания и т.д.


Безусловно, что готовые программы по искусству имеют большую ценность. Но в каждой из них - авторский взгляд на явление в мире искусства, определённая последовательность изложения материала, своя логика. Это часто не отвечает задачам конкретного урока. Возникла необходимость создания собственных авторских учебно-методических разработок для решения проблемы эффективного наполнения уроков новым содержанием и оптимального использования современных методов обучения. Именно поэтому появились авторские разработки дидактических материалов, наглядных пособий, игровых и занимательных заданий, электронные пособия для уроков музыки и внеклассных мероприятий. В процессе практической работы я создаю и оформляю свои разработки учебных тем в электронном варианте в презентации, видеоролики и т.д. Так возник проект «УРОКИ МУЗЫКИ», ценность которого заключается в возможности легкой адаптации к системе работы любого учителя. Презентации сопровождаются музыкальным рядом, ведь говорить о музыке не слушая ее нельзя. В школьной практике могут использоваться как готовые презентации, так и их отдельные фрагменты, печатные варианты слайдов - ведь на основе готовой презентации можно менять акценты в подаче тем, адаптировать к задачам конкретного урока, к возрасту детей. Проект постоянно обновляется, что позволяет включать в него новые информационные объекты и редактировать существующие. Презентации могут использоваться не только на уроке музыки, но и на других уроках, во внеклассной работе. Каждый учитель может адаптировать электронные пособия проекта Уроки музыки оптимально для достижения целей конкретного урока.

Применение ИКТ в деятельности учителя эффективна. Она позволяет учителю разрабатывать собственный банк образовательных ресурсов, обеспечивающих достижение образовательных результатов. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к искусству, их активность, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников по этим предметам.

Применение ИК-технологий в моей практике :

  • формирует положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создает условия для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
  • направлено на приобретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • позволяет создать банк авторских дидактических материалов с целью эффективного их использования в учебном процессе;
  • активизирует творческую деятельность детей и создает условия для её реализации;
  • создает возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний при использовании возможностей ИК-технологий

Современные технологии в образовании создают благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечают запросам современного общества. И все-таки, хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир


чтобы скачать презентацию, надо нажать на картинку

Уроки с применением ИК-технологий

Музыка и Чтение Искусство – это удивительный мир красок, слов. интонаций. звуков. Существуют разные виды искусства: скульптура, танец, театр, живопись, литература, музыка. Каждый из них прокладывает свой путь к сердцу человека. Одни мы воспринимаем зрением, другие- слухом. Но при всём многообразии и своеобразии отдельных видов искусства есть то, что их объединяет. … Подробнее

Музыка Литература и Живопись Изобразительное искусство, живопись и скульптура тесно взаимосвязаны между собой.Если всматриваешься в скульптуру или картину то можно услышать музыку, а слушая музыку можно увидеть живописные картины.В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые определяют эти виды искусства. Подробнее

Интегрированный урок музыки Зимняя сказка Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников.Методическая разработка интегрированного урока музыки, внеклассного чтения и ИЗО. «Зимняя сказка» Цель: 1.Через разные виды искусства показать красоту русской природы.2.Через «живое» исполнение музыкальных произведений(песен, имитацию шумовых звуков). Подробнее

Методические разработки по музыке

Музыка довольно активно воздействует на личность современного школьника. Целью современного образования в соответствии с разработанной Министерством культуры РФ концепцией художественного образования, состоит в «повышении значимости культуры и искусства в общем образовании». Реализовать такую концепцию в практике, без обновления методов музыкальной работы, формы и содержания немыслимо. Современному учителю необходимо отрабатывать приёмы, направленные на решение задач, обозначенных в стандарте всеобщего образования второго поколения. Однако на практике педагоги сталкиваются с рядом проблем, связанных с реализацией положений ново стандарта.

Особую сложность в образовании нового поколения может представлять разработка рабочей документации.

В разделе «Методические разработки по музыке» представлены разработки рабочих программ и новые формы календарно – тематического планирования по предмету
« Музыка».

Изменения в организации образовательного процесса, связанные с введением федерального образовательного стандарта, требуют различных подходов и ресурсов для их реализации. Такими подходами могут быть внедрение преподавания новых технологий. С описанием технологий можно познакомиться в докладе «Современные технологии преподавания музыки в школе».

Методические разработки по музыке

Сегодня в современной школе особое внимание в образовании уделяется работе с одарёнными, талантливыми и способными детьми. Для этого создаются различные условия для развития их творческих интересов. Внеклассная работа – это хорошая возможность организации межличностных отношений в коллективе между обучающимися и руководителем. Воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника решаются с помощью дополнительных музыкальных занятий в кружке эстрадного вокала. Подробный материал изложен в докладе «Работа с одарёнными детьми на уроках эстрадного вокала».

Уроки музыки помогают ребенку приобщаться к сокровищам народной и классической музыки, формировать эмоционально – личностное отношение к произведению искусства. Это помогает обнаружить разный уровень развития школьника в музыкальных и художественных способностях и таким образом создавать для него оптимальные условия разностороннего развития.

Необходимо вовлекать ребёнка в разные виды деятельности: слушание музыки. исполнение песен, участие в игре – драматизации, пластическом интонировании, в импровизации и др. А для этого необходим особый подход к оформлению кабинета и обеспечение его специальным оборудованием. Обзор информации можно увидеть в «Паспорте кабинета».

Современные технологии преподавания музыки в школе +
Современные технологии преподавания музыки в школе Технология включает в себя … Подробнее
  • Паспорт кабинета музыки +
    Паспорт кабинета музыки Характеристика учебного кабинета. Организация разных форм музыкальной … Подробнее
  • Доклад проектная и исследовательская деятельность в начальной школе +
    Доклад. «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» Когда ребёнок … Подробнее
  • Доклад «Работа с одарёнными детьми на уроках эстрадного вокала» +
    Доклад «Работа с одарёнными детьми на уроках эстрадного вокала» стр. … Подробнее
  • Презентация к докладу работа с одарёнными детьми на уроках эстрадного вокала +

    Презентация к докладу работа с одарёнными детьми на уроках эстрадного … Подробнее

  • Источники: http://festival.1september.ru/articles/416326/, http://svetlana-plus.ucoz.com/index/sistema_raboty_uchitelja/0-31, http://urok-muzyki.ru/metodicheskie-razrabotki-po-muzyke

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения





    Избранные статьи

    Сбить высокую температуру ребенка 1

    Как сбить высокую температуру водкой, можно далее...

    Пособие на кормление ребенка

    Пособие, назначаемое кормящим матерям Женщина, которая кормит малыша, далее...

    Рисование детей 11 лет

    Учимся рисовать портрет. Схема для детей 9-11 лет Сегодня я далее...

    Небольшое количество бактерий в моче у ребенка

    Бактерии в моче В норме в моче бактерий далее...

    Песни для детей 11 12 лет

    Скачать и слушать «песни для детей возраста 11-12 лет» далее...

    Сколько спит новорожденный ребенок от кормления

    Сколько спит новорожденный ребенок: далее...

    Песня детей 11 лет слушать

    Скачать и слушать «песни для детей возраста 10-11 лет» далее...

    Популярные статьи