Главная » Одаренные дети

Работа с одаренными детьми в начальных классах

Статья по теме:
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Октябрьская оош №1» Вязниковского района Владимирской области Корчажкиной Т.И.)

Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.

С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. С второклассниками ситуация несколько сложнее. Их участие в конкурсе изначально не предполагалось. Однако со временем выяснилось, что во многих школах они все-таки участвуют в конкурсе. Когда стало ясно, что счет уже идет на тысячи, в бланк ответов ввели графу «2 класс», чтобы при подведении итогов сравнивать малышей только между собой, не смешивая их со старшими ребятами. Но все равно, прежде чем разрешить ребенку принять участие в конкурсе, надо хорошо подумать. А уж если разрешите, то помогите ему в подготовке к конкурсу.

Дело в том, что маленькие дети часто болезненно воспринимают даже небольшие неудачи, а среди заданий «Кенгуру» для 3 – 4 классов обязательно будут такие, которые второклассник просто плохо понимает. И если ребенок к такой ситуации психологически не готов, то вместо удовольствия он получит негативный опыт, который может надолго оттолкнуть от подобных экспериментов. Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

Конкретной программы по работе с одарёнными детьми у меня нет. Но мне бы хотелось представить систему работы с одарёнными детьми, хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с детьми ведётся по трём направлениям:

  • интеллектуальному;
  • эстетическому;
  • спортивному.

Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности, на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы. Выделяю следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями

Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей.

В своем классе я выбрала такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Многие дети класса посещают спортивные секции при школе. Занятия в спортивных кружках Дворца сорта, две девочки занимаются в школе искусств им. Л. Ошанина, посещают творческие кружки местного Дома культуры. Для развития интеллектуальных способностей детей класса ведутся факультативные занятия по математике «В мире символов и знаков», по русскому языку «В мире слов». На этих занятиях используются различные формы и методы, способствующие развитию интеллекта и исследовательских умений учащихся, создаются условия для успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей; для развития и саморазвития учащихся; предполагается коррекция учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения.

Дети класса активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, докладов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей. Как результат - участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру»,», по истории «Золотое Руно», конкурс по естествознанию «Человек и природа», «Кит». В этом году участников в этих олимпиадах возросло в 2 раза. По результатам конкурса «КИТ» в 2012 году, мои второклассники заняли призовые места в рамках образовательного учреждения.

Результаты и успехи не могут не радовать. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом. В моих планах:

  • дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
  • развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня;

Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют незамедлительного решения: это и усиление подготовки учащихся к районным и городским олимпиадам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база в начальной школе, и это безусловно одна из основных проблем в работе с одаренными детьми в нашей школе.

Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский

Главной целью современной школы является воспитание грамотной активной творческой саморазвивающейся личности, способной осознавать глобальные проблемы человечества и участвовать в поиске их решений.

Основная задача педагога школы – организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь ученику реализовать свои познавательные возможности.

Термин познавательные возможности учащихся включает такие понятия, как «способности», «талант», «одаренность», «гениальность».

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в определенной сфере.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связанно с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Задача развития одаренности ребенка решается средствами взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель».

Немаловажную роль в развитии одаренности у ребенка играет семья, родители.

Задачасемьи – вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка. Дети неординарны, они наделены удивительной способностью учиться, петь, танцевать, рисовать или осваивать спортивные виды деятельности. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, способностям ребенка; впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность.

Задача учителя начальной школы – создать условия для раскрытия, развития способностей ребенка, вовлечь его в разные виды деятельности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

На мой взгляд, проектно-исследовательская деятельность можно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности, это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Применяя технологию проектной деятельности в обучении, я добиваюсь следующих целей :

· воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

· развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

· развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

· развитие критического мышления.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, и, конечно, накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. В первом классе это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4-х классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Примеры проектов, созданных моими первоклассниками:

1. «Первый раз в 1-й класс» (создание коллективного классного фотоальбома). Задачи проекта: поддержание интереса к учебной деятельности; развитие умения работать сообща.

Результат проекта – фотоальбом жизни класса.

2. «Живой Алфавит от А до Я» (проектная деятельность на уроке в период закрепления изученных букв). Задачи проекта: закрепление темы «Звуки и буквы»; составление и подбор слов на соответствующие звуки и буквы; развитие умения работать сообща.

Результатом работы стал журнал, который мы демонстрировали на параллели. (После такой деятельности на уроке у детей появилось желание создать свой живой алфавит).

3. «Родословная моей семьи». Цель проекта: познакомиться со своими предками; знать их имена, отчества, фамилии. Результат – презентация проекта.

4. «Животные у меня дома». Цель проекта: изучение видового разнообразия домашних животных. Задачи. изучить особенности поведения и повадок домашних животных; воспитывать чувство ответственности за любимого питомца. Результат – презентация проекта.

5. «Рецепт моего любимого блюда из овощей и фруктов». Цель проекта: закрепление знаний и классификация по темам «Овощи» и «Фрукты». Результат – презентация.

6. «Книжка-малышка». Цель проекта: закрепление темы «Стихи для детей» по предмету «Литературное чтение», создание книжки по теме «Стихи А. Барто». Результат – выставка книг.

Таким образом, сопровождая и поддерживая идеи, инициативы «маленьких гениев», мы помогаем их саморазвитию и самосовершенствованию, что способствует их внутреннему росту, помогает оценить свои силы для принятия самого главного в жизни решения: кем и каким быть.

Количество просмотров: 1590

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/10/10/sistema-raboty-s-odaryonnymi-detmi-v, http://io.nios.ru/articles2/51/34/rabota-s-odarennymi-detmi-v-nachalnoy-shkole

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Аспирин ребенку 12 лет

Скажите пожалуйста, есть ли разница далее...

Стоимость билета на поезд ребенку 10 лет

Детский ж/д билет В соответствии с регламентом компанииРЖДдля поездок в далее...

Чат для детей 11 лет

Чат для детей от 11 до далее...

Развитие ребенка от 2 до 3 лет

Правила для ребенка от 2 до 3 лет Ну далее...

Грудничок покрылся красной сыпью

Грудничок покрылся красной сыпью фото Лучшие статьи на сайте далее...

Новые игры для детей

В новой игре про Щенячий Патруль всех далее...

Подход ребенку 9 лет

Психотерапевт и профессиональный консультант Подходы ктрудномуребенку Здравствуйте. Огромная просьба-помогите найти общий далее...

Популярные статьи

x