Главная » Одаренные дети

Работа спортивно одаренными детьми

Материал по физкультуре на тему:
Работа с одаренными детьми на уроках физкультуры и во внеурочное время

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности ,так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей Моторной организации человека и его психических способностей ,которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека ,однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

СЛАЙД признаки одаренности

В своей работе мы используем следующие признаки одаренности -быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем ,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.

Так например у начальной школы (дети 7-10 лет)-это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств. посредством игры. Учителя начальных классов стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции школы и города.

Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на родительских собраниях, привлекаем к судейству соревнований и к их непосредственному участию. Так уже традиционным стало проведение соревнования «Мама, папа, я-дружная семья», где родители вместе с детьми принимают активное участие. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность –совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.

СЛАЙД школьные соревнования

Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.

СЛАЙД городские соревнования

В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.

Так например, учащиеся. относящиеся к спец.медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

СЛАЙД формы работы с одар. детьми

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

- занятия исследовательской деятельностью;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- летние оздоровительные площадки для детей;

-сотрудничество с другими школами;

СЛАЙД учащ-ся спортсмены

Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей. Стараемся, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.

Работа с одаренными детьми

На протяжении нескольких лет КГБОУ ДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения» (далее – Центр) осуществляет работу с одаренными детьми в области туризма и краеведения.

Основными механизмами выявления одаренных детей и молодежи являются: реализация дополнительных образовательных программ, направленных на работу с данной категорией детей, организация и проведение краевых конкурсных мероприятий.

В Центре реализуется 9 дополнительных образовательных программ, из них 2 программы направлены на развитие одаренности в области спорта (спортивного туризма), профессиональное самоопределение и становление учащихся.

Дополнительная образовательная программа «Туристское многоборье» направлена на выявление, развитие и поддержку одаренных детей в области спортивного туризма. Центром разработана и проходит первичную апробацию система диагностики одаренных детей в рамках краевой интенсивной школы «К вершинам туристского мастерства». В данной интенсивной школе главной стратегией реализации программы является организация работы с детьми по осмыслению ими собственных достижений, по разработке и реализации собственных индивидуальных программ развития, в основу которых положены самостоятельные разработки техник и тактик прохождения дистанций 3-4 класса по спортивному туризму.

Участники программы предъявляют уровень своей подготовленности на краевых массовых туристско-спортивных мероприятиях, где занимают призовые места и повышают свой спортивный разряд (11% учащихся занимают призовые места, 90% учащихся повысили свой спортивный разряд). По итогам участия в программе составлен рейтинг учащихся, имеющие высокие достижения в области спортивного туризма.

В рамках дополнительных образовательных программ «Юный спасатель» и «Школа безопасности», направленных на самоопределение учащихся по отношению к профессиям, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности людей через предпрофессиональные пробы в аварийно-спасательном деле, разработана и апробирована модельная ситуация по включенности детей, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью, в олимпиадное движение по предмету ОБЖ.

Центром выстроена многоуровневая система проведения массовых образовательных мероприятий туристско-краеведческой направленности. За 2009-2011 гг. организовано 24 краевых мероприятия, включающих школьные, муниципальные этапы. Победители краевого этапа конкурсов становились участниками, победителями и призерами межрегиональных, всероссийских мероприятий: Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» (2009 г. 2010 г.), Первенства России по пешеходному туризму среди обучающихся (2009 г. 2010 г.), Первенства России по лыжному туризму среди обучающихся (2011 г.), Всероссийских соревнований учащихся по спортивному туризму на пешеходных дистанциях (зимняя программа) (2010 г. 2011 г.), Всероссийских соревнований учащихся «Школа безопасности» (2009 г. 2011 г.).

В целях выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, Центр осуществляет взаимодействие со следующими учреждениями:

  • ГУ МЧС России по Красноярскому краю;
  • КГКУ «Спасатель»;
  • Федерация спортивного ориентирования Красноярского края;
  • Краевая федерация спортивного туризма;
  • КГПУ им. В.П. Астафьева;
  • ГОУ ВПО СФУ.
  • Рабочая концепция одаренности. Федеральная целевая программа “Одаренные дети” Министерство образования Российской Федерации. подробнее
  • Проект концепции работы с одаренными школьниками в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья» подробнее
  • Долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья» на 2011–2013 годы подробнее
  • Одаренный ребенок: как ему помочь? Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2011 год подробнее
  • Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей подробнее
  • Перспективы выявления и развития одаренных школьников средствами ДО подробнее

Чаще всего представление об одаренных детях связано с образом «вундеркинда», резко опережающего своих сверстников. Но это всего лишь один из типов одаренных детей. Наряду с интеллектуальной, творческой одаренностью принято выделять также спортивную одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Наиболее распространены такие формы поддержки и работы с одаренными детьми, как:

  • Организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми, среди которых:

- проведение конкурсов, фестивалей, конференций, соревнований, концертов, товарищеские встречи, первенство центра, встречи с ведущими спортсменами города;

- поездки в оздоровительные палаточные лагеря, на учебно-тренировочные сборы, выездные экскурсии за пределы города, Республики во время школьных каникул, участие в однодневных и многодневных походах и сплавах;

- организация профильных лагерей, клубов по направлениям деятельности (физкультурно-спортивная, военно-патриотическая, туристско-краеведческая), целью которых и является массовое привлечение детей и подростков к простым и доступным формам спортивно-массовой и физкультурно-досуговой деятельности, для выявления детей со скрытой одаренностью и отбор их в учебно-тренировочные группы.

  • Поддержка участия в российских, республиканских и городских конкурсах, фестивалях и соревнованиях, обнародование успехов:

- обеспечение спортивной формой, инвентарем;

- выставки творческих работ учащихся-победителей конкурсов не только на базе центра, но и в картинной галерее, в домах культуры, в городском парке культуры и отдыха;

- предоставление возможности участия в съемках детских телепередач на местном и республиканском телевидении, в показах мастер-классов для учащихся других школ, освещения в СМИ, выступления на пресс-конференции;

- размещение личного портфолио в Книге почета ДЮЦ «Венед»;

- размещение рекламной продукции для освещения в учебных заведениях по поддержке авторитета юных талантов;

- публичное награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, кубками, медалями, ценными призами, а так же денежными вознаграждениями;

- выдача свидетельств, удостоверений инструктора, спортсмена, журналиста, художника по окончанию всего курса обучения.

• Осуществление материально-технической поддержки, позволяющей реализовывать творческие намерения и спортивные стремления одаренных детей:

На протяжении многих лет в ДЮЦ ведется постоянное обновление спортивного оборудования, инвентаря и экипировки:

Созданы специализированные залы (3 зала атлетической гимнастики, зал греко- римской борьбы, 2 зала для занятий единоборствами, зал художественной гимнастики и фитнес-аэробики), 2 восстановительных центра, оборудованные классы детского творчества, изобразительного искусства, туризма и краеведения;

Ведется работа над созданием профессионального спортивного городка на прилегающей территории центра, включающего в себя комплексные игровые площадки: 2 баскетбольных площадки, 2 площадки для мини-футбола, 2 площадки для игры в волейбол, площадка для игры в хоккей; зона активного отдыха для игры в городки и бадминтона - Все это необходимый «инструментарий» для поддержки юных талантов

В центре ведется систематический учет (банк данных) этих ребят для обеспечения их дальнейшего сопровождения в получении высшего профессионального образования.

Талантливые дети — это когда рядом талантливые педагоги - мастера. Создание целостной системы в работе по поддержке одаренных детей невозможно без профессионального мастерства, постоянной наставнической и психологической поддержки педагогов, активно участвующих в судьбах одаренных и талантливых школьников. Поддержка педагогов окрыляет юные таланты, помогает одаренным детям. В рамках работы с талантливыми спортсменами тренеры ДЮЦ понимают и стремятся повышать свою квалификацию для того, чтобы уметь модифицировать упражнения и стимулировать творческий самостоятельный характер воспитанников.

Благодаря коммуникативным и организаторским способностям тренеров- преподавателей к активной работе центра привлекаются родители спортсменов. В нашем центре в каждой группе работают родительские комитеты.

Заседания педагогического, тренерского (методического) советов оказывает неоценимую помощь в учебно-воспитательной работе, в организации учебно- тренировочных занятий, в том числе в работе с одаренными детьми. Подводя итоги можно сделать вывод, что созданные условия для развития спортивной одаренности в ДЮЦ «Венед» помогают раскрыть потенциал юных дарований в избранном виде спорта.

Добавить комментарий
Комментарии

Источники: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2012/10/30/rabota-s-odarennymi-detmi-na-urokakh-fizkultury-i-vo, http://www.krstur.ru/rabota-s-odarennymi-detmi/, http://vened.neftekamsk.ru/index.php/home-page/articles/142-sozdanie-optimalnykh-uslovij-dlya-razvitiya-i-sovershenstvovaniya-talanta-sportivno-odarennykh-detej

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Красные пятна сгибе локтя ребенка

Красные пятна на локтях: отчего и что делать? Красные пятна далее...

Творческая игра учит ребенка

Творческая игра «Карты» Творческая игра «Карты» Творческая игракАРТызнакомит детей далее...

Новорожденный часто срыгивает после кормления

Форум родителей: Срыгивание у новорожденных, далее...

Шарики детей 3 лет

Тест «Найди и вычеркни» далее...

Красно коричневые пятна ребенка

Значение различных пятен на теле В коже человека далее...

Какую температуру нельзя сбивать у ребенка

Какую температуру нужно сбивать? Высокая температура зачастую вызывает далее...

Говядина для ребенка 1 год

Фото рецептыМясные блюда для детей Родители далее...

Популярные статьи

x