Главная » Одаренные дети

Школьные проблемы одаренных детей

Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации одарённых детей

Работа с одарёнными детьми в школе: неудобные особенности

Не будем учитывать крайние варианты, когда неверное развитие личности может привести к иссяканию интеллектуального потенциала и сведению на нет всех ценностей одарённости. Постараемся лучше освятить проблему школьных трудностей работы с одарёнными детьми. которые имеют нормальное личностное развитие. Как правило, трудности практически неизбежны, например: психолого-педагогические проблемы социальной адаптации одарённых детей всегда актуальны.

Ведь нестандартные дети во многих аспектах поведения не похожи на своих одноклассников. Подчас это раздражает не только детей, но главных образом самих преподавателей, что является проявлением исключительного не профессионализма. В то время когда класс углублённо изучает новый материал, одарённый ребёнок занимается посторонними делами, витает в облаках потому что ему не интересно (он это уже освоил).

В этом смысле одарённые дети педагогическая проблема: они первые тянут руку, начинают задавать учителю сложные вопросы не касающиеся темы урока, отвечают всё что знают по теме и всегда заходят за рамки. Усмирить их удаётся, если учитель заведомо знает ответ на вопрос ребёнка или предлагает ему специальную литературу, индивидуальный разговор на перемене. В этом выражается вся психолого-педагогическая проблема социальной адаптации одарённых детей, так как описанные выше ситуации приводят к конфликту между одноклассниками и ребёнком, а также вызывают озлобленность учителя.

Ему кажется, что ученик поставил целью поймать педагога в ошибке, не знании и он просто хочет подорвать репутацию (посмеяться). В таком случае, работа с одарёнными детьми в школе порой сводиться к тому, что учитель заставляет ученика делать то, что делает весь класс. А на следующий день вызывает родителей одарённого ученика в школу, обвиняя в интеллектуальном хулиганстве : задавая такие сложные вопросы, он мешает вести занятие. Кроме того, проявляется психолого-педагогическая проблема социальной адаптации одарённых детей, так как одноклассники завидуют, считают таких учеников выскочками, слишком умными, желающими выделиться на общем фоне.

Положение усугубляет тот факт, что они просто не понимают о чём говорят одарённые дети со взрослыми и им становится не интересно. В свою очередь выдающиеся ученики сами плохо контактируют со сверстниками, они сосредоточены только на тех сложных для окружающих вопросах и не интересуются бесполезными разговорами. Необходимо отметить, что в этом смысле одарённые дети педагогическая проблема №1: наблюдательность и острый ум таких учеников, позволяет им увидеть и высмеять нелепые или дурные черты собеседника (одноклассника или даже учителя).

Они запросто прерывают собеседника, чтобы высказать свою более верную по их мнению точку зрения, постоянно всех поправляют, особенно если человек неточно выразил мнение.

Работа с одарёнными детьми в школе: основные проблемы

В ниже приведённом приложении описывается довольно утрированная характеристика одного одарённого ребёнка, которую описал психотерапевт и выдающийся психолог В.Л.Леви. Здесь чётко зафиксированы основные проблемы одарённых детей: трудности обучения в обычной школе, неумение общаться со сверстниками, а также отчаянное непонимание окружающими ценностей которыми заинтересован одарённый ребёнок.

Как видно из этого описания, психолого-педагогические проблемы социальной адаптации одарённых детей тесно связаны с проявлениями творческого начала. Но при этом большинство перечисленных выше школьных неприятностей присущи и более благополучным интеллектуалам : их ненавидят и не понимают сверстники, и зачастую, для окружающих они бывают максимально неадекватны в общении.

Творчески одарённые дети педагогическая проблема № 2, они страдают в большей степени неприспособленностью к социуму и у них практически не проявляется соперничество. Они могут чувствовать себя неудобно из-за успехов, хотя последние будут вполне ими заслужены.

Основы работы с одарёнными детьми в школе

Каким же образом можно воспитать одарённого ребёнка? Прежде всего, педагог должен сохранять внутреннее равновесие, быть терпеливым и попытаться помочь ученику развить свой уровень до ещё больших возможностей. Именно тогда, когда окружающие воспринимают его, он может интенсивно развивать незаурядные способности и показывать восхитительные результаты.

Поэтому главным инструментом решения психолого-педагогической проблемы социальной адаптации одарённых детей, должна стать оценка.

Вот основные принципы оценки необычных детей:

  • Нельзя давить и контролировать ученика, но можно использовать оценку как обратную связь (говорить ученику о эффективности его работы).
  • Установить оценочный уровень взяв за начальную точку высокие знания ученика, так чтобы оценка была адекватной.
  • При работе с одарёнными детьми в школе, стоит всегда ожидать большего. Ни в коем случае, нельзя проявлять равнодушие, высказывать отрицательные формы оценки.
  • Лучше придумать разумную форму поощрения, чтобы не травмировать ребёнка. Лучше привлекать такого ученика к самостоятельной оценке своей работы: поскольку одарённые дети самокритичны, они быстро понимают что нужно развиваться дальше.
  • Педагог обязан организовать работу так, чтобы психолого-педагогическая проблема социальной адаптации одарённых детей была решена в его классе: делать оценки так, чтобы между детьми не возникало соперничества.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям

Образование – тема, актуальная во все времена.
В основу создания нашего портала была положена идея объединения наиболее содержательных и интересных образовательных, научных и информационных ресурсов, статей, видеоматериалов, которые будут помощниками в работе учителей и всех работников сферы образования.
Мы постарались сделать наш новостной образовательный портал максимально информативным и удобным.
Итак, новости в мире образования, статьи, электронная библиотека и многое многое другое, так или иначе относящееся к образованию.
Портал создан при поддержке Ломоносовской школы-пансиона - первой частной школы Раменского района Московской области.
Обучение в Ломоносовской школе-пансионе обеспечивает каждому ученику выбор собственного образовательного маршрута, осознание своих возможностей для достижения желаемого уровня образования.

Школьные проблемы одаренных детей

School problems of talented children

Ольга Васильевна Васильева
учитель музыки,
МБОУ СОШ №30 г. Тамбова

Доклад посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми в школе, обозначена актуальность рассматриваемых вопросов для отечественной педагогической практики.
Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, интеллект, спектр одаренности.
Annotation: The report is devoted to the description of the actual problems the teachers meet when working with the talented children at school, there is re-vealed the actuality of the concerned items for the native pedagogical practice.
Key words: talent, talented children, intellect, the spectrum of talent.

В современном обществе перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого по-коления, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремящегося к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач. Основными заказчиками здесь выступают родители. Для них очень важно, чтобы школа давала не только прочные знания, но и выявляла, раскрывала, развивала способности и одарённость. Современные родители предъявляют к школе высокие требования:

Школа должна давать современное образование (человек не только знающий, но и человек умеющий).
В школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования (потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества – развивая себя, развиваешь общество ).
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы (выпускник способен работать с реалиями современного информационного общества).
В Указе Президента РФ от 01.06 № 761 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы отмечена важ-ность обеспечения условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей [1]. Об этом в одном из своих выступлений говорил и И.И. Калита - руководи-тель Департамента образования г. Москвы: У всех детей есть одаренность, но это просто одаренность разного вида, разного направления. Беда нашей школы в том, что она способна понять, принять и признать очень узкий спектр одаренности [2]. Это беда не только школ Москвы, но и школ других городов России. Так, в Тамбове многие школы помогают сво-им ученикам проявить одаренность через участие в предметных олимпиа-дах, конкурсах, грантах, образовательных проектах. Однако указанные мероприятия ориентированы на детей с интеллектуальной одаренностью в рамках одного предмета, в отдельных случаях – творческой и спортив-ной. Дети же, обладающие креативностью – способностью исследовать, рождать новые идеи и дети с социальной одаренностью – лидерством, способностью организовывать других людей, часто остаются без внимания. Они обладают огромным желанием и стремлением к успеху в этих областях, но еще не показали значимых достижений в области науки, искусства или спорта. Педагоги, к сожалению, не всегда видят эту одаренность, но даже если и видят, то часто подменяют ее развитие тренировкой или даже принуждением. К примеру, ученик, лучше других разбирающийся в компьютерах и информационных технологиях вынужден создавать и включать презентации на школьных мероприятиях; ребята, которые прекрасно рисуют – всю свою школьную жизнь выпускают стенгазеты и участ-вуют в выставках рисунков на заданные взрослыми темы, а учащиеся, способные петь или танцевать, выступают на школьных концертах

Проблема заключается и в том, что учителю порой сложно осоз-нать: ученик, который плохо учится, может быть одаренным. Механическое запоминание не его стихия, поэтому в младших классах у таких детей могут быть плохие оценки по языкам. Ребенок, который легко осваивает умножение, не всегда умнее того, кто испытывает в этом трудности. Ученики, которым требуется больше времени, чтобы научиться умножению традиционным способом, могут лучше понять умножение с помощью другого подхода. Такие дети могут преуспеть в сферах за пределами математики или, возможно, понимают процесс умножения на принципиально более глубоком уровне. Такое понимание внешне выглядит как медлительность, но на самом деле может скрывать математический интеллект, который значительно выше, чем у детей, быстро запоминающих таблицу умножения, и не воспринимающих умножение как процесс, связанный с реальным миром.

Когда педагоги натаскивают детей на высокий результат по своему предмету, то часто забывают про их общую подготовку. А ведь ни один математик не сможет доказать теорему, если у него не сформирована связная устная и письменная речь, ни один социолог не сможет провести анализ опроса, если не владеет математикой. И это результат общей под-готовки, а не углубленного изучения в рамках предмета. Поэтому общей подготовкой для гуманитариев может стать – математика и музыка, для будущих инженеров – шахматы, логика и черчение, а физическая подго-товка, информационные технологии и иностранные языки – для всех.

В каждом субъекте Российской Федерации сложилась своя система работы с одаренными детьми. Одной из задач на перспективу является интеграция положительного опыта и его распространение посредством создания методик и моделей работы с одаренными детьми, по развитию одаренности в рамках профильного обучения на базе не только школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев, но и в массовой общеобразовательной школе.

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 01.06 г. № 761 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (http://yandex.ru/yandsearch?text=1)
2. Выступление руководителя Департамента образования г. Москвы И.И.Калины на пресс-конференции 12 февраля 2013 года
(http://www.pressmk.ru/news/detail.php?ID=358)

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

В московских школах идет уникальный эксперимент, касающийся одарённых детей

Ученые из Стэнфорда доказали: человечество глупеет. И стремительно, клетки мозга мутируют, уровень интеллекта понижается, ведь его уже не надо использовать на полную мощь, чтобы выжить. Единственное утешение: ученые-генетики обещают что-то придумать, если оглупение будет угрожать развитию технологий.

В московских школах сейчас идет уникальный эксперимент, по особым тестам пытаются выявить особо одаренных детей, чтобы дать им особый шанс. По статистике, таких всего 2% в любой стране.

Близкий проигрыш для 5-летнего Славы как новый вызов. Чем сложнее, тем интересней.

Славу называют вундеркиндом. В легкую обыгрывает отца в шахматы, как орехи щелкает задачки сестры-второклассницы, наизусть знает не только столицы, площадь и население десятков стран.

Но примерно каждый третий из таких, как Слава, теряет свою феноменальность уже в начальной школе. Одна из причин: им просто становится скучно.

Либо он очевидно отличается от ровесников и получает сложности, либо потому что его превозносят, либо потому, что его пытаются заткнуть, не дают ему двигаться в ту сторону, куда он двигается , - поясняет школьный психолог Елизавета Михина.

Недостаток нагрузок губит их талант, перегрузка губительна для психики. К тому же дети, которые легко находят ключ к разгадке любого уравнения, часто не могут найти общий язык с одноклассникам. К особым детям нужен особый подход.

Мало иметь способности от рождения, важно, в каких условиях развивается ребенок. Если его растят неравнодушные родители, обучают талантливые педагоги и окружают такие же, как он, сверстники, тогда, при смешении всех трех компонентов, из перспективных умников и умниц наверняка получатся неординарные взрослые.

В так называемом тесте на одаренность участвуют примерно 10 тысяч московских школьников. Пока на уровне эксперимента, попытка выяснить, сколько в обычных школах необычных детей.

После анализа всей этой картины мы попробуем дать какие-то рекомендации, попробуем понять, каким образом строить эту работу не в школах для одаренных, в заповеднике для одаренных, а в каждой школе предоставлять какие-то условия. Сейчас это реально , - говорит руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ Виктория Юркевич.

Впрочем, еще несколько лет назад группа педагогов и ученых предложила проект по поддержке способных детей: создать по всей стране сеть спецшкол, готовить на их базе учителей и развивать дистанционное образование. Но чиновники к учителям не прислушались. Появилась другая концепция: спецшколы закрыть, таланты искать в обычных, с помощью тестов на IQ. И поддерживать их грантами.

Этот подход сразу вызвал много нареканий у специалистов.

Эйнштейн в 4 года даже не говорил, дали бы ему в 4 года тест - совсем придурок , - отмечает директор Института мозга человка Святослав Медведев (Санкт-Петербург).

Историю о системе, где нужно быть как все, сняли школьники одной из самых нестандартных школ. Здесь нет звонков, ученики сами выбирают предметы, а учителя - сплошь кандидаты наук. Но неожиданно эта проблема коснулась их самих. Спецшколам запретили набирать первый класс по конкурсу, и предлагают объединяться с обычными школами.

У нас решили их ликвидировать одним махом. То есть в проекте закона об образовании сказано: никаких спецшкол, гимназий, все равны перед законом, всем подушевое финансирование. Это на самом деле бьет по настоящим сильным школам , - говорит учитель математики Александр Ковальджи.

Выбрать подходящую ребенку школу - привилегия крупных городов, в глубинке таланты учить просто некому.

Если задавал лишние вопросы по предмету, просто не слушали, так как не могли ответить. Бывало часто, что я учителей сам поправлял, потому что они ошибки допускают , - рассказывает ученик лицея №31, Челябинска Николай Дурникин.

В школе городка Усть-Катав ученика Дурникина недолюбливали: больно умный. И странный. Еще в садике проводил физические опыты над игрушками и штудировал книги по математике.

Математика - она просто красивая, поэтому я извел много тетрадей на одни матрицы , - вспоминает ученик лицея №31 Челябинска Николай Дурникин.

В результате Коля в школу просто перестал ходить. Мама мальчика в отчаянии написала письмо директору Челябинского лицея.

Он не только принял способного ребенка. Жить матери с сыном было не на что, Елену устроил в школе уборщицей, Коле организовал бесплатное питание. Уверен: талантов гораздо больше, чем возможностей их обучать.

Если бы мы могли хотя бы в Челябинской области детей отыскивать, и у нас был бы свой интернат, но у нас такой возможности нет , - говорит заслуженный учитель России, директор лицея №31 Челябинск Александр Попов Александр Попов.

Челябинский лицей, в лабораториях которого тренируется сборная страны по физике, лишь частично финансирует государство. Но деньги - не главная проблема.

Если бы у меня в школе преподавал Сократ, Архимед, то зачем бы мне нужны были компьютеры и физические лаборатории. Был бы прутик и песок морской и ничего не надо , - отмечает заслуженный учитель России, директор лицея №31 Челябинска Александр Попов.

Не на одаренных учеников, на одаренных учителей делают ставку в Финляндии. Конкурс на место педагога огромный, поэтому каждый - магистр наук или имеет научную степень.

Мы считаем, что все дети в чем-то да талантливы, поэтому не надо выделять более способных. С первого класса школьники привыкают работать сами, над ними с указкой никто не стоит , - говорит заместитель директора школы Кирсти Сантахолма (Хельсинки).

Финских школьников считают одними из самых образованных в мире.

Но в международных Олимпиадах побеждают китайцы. Поднебесную называют фабрикой по производству вундеркиндов.

Их выделяют в особые классы, за снижение успеваемости возвращают в обычные с ярлыком неудачник . Для детей и родителей нет ничего страшней, ведь чтобы поступить в вуз, надо учиться не на отлично - на отлично в квадрате или даже в кубе.

Очень большая нагрузка на наших детей. Чтобы выиграть конкурс, детям приходится заниматься все больше и больше , - рассказывает учитель китайского языка Сунь Сяовэй.

Эти страны уже выбрали свой путь, а вот новая российская концепция, по мнению специалистов, пока не работает.

Среди разработчиков концепции нет ни одного педагога, который вырастил бы с начала и до конца хоть одного одаренного ребенка. Это кабинетный документ, боюсь, что будут зря потрачены деньги , - считает заслуженный учитель России, руководитель Городского математического центра для одаренных школьников Сергей Рукшин (Санкт-Петербург).

Учитель Перельмана и десятков других выдающихся ученых, отлично знает, как растить гениев, но не понимает, как сделать так, чтобы государство заинтересовалось этим опытом, накопленным годами.

Источники: http://m.menobr.ru/article/52417-qqe-16-m8-psihologo-pedagogicheskie-problemy-sotsialnoy-adaptatsii-odarnnyh-detey, http://lomonpansion.com/articles_2_3462.html, http://www.1tv.ru/news/2012/11/18/79677-v_moskovskih_shkolah_idet_unikalnyy_eksperiment_kasayuschiysya_odaryonnyh_detey

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Детский журнал детей 3 лет

Детские журналы я своему старшему покупала далее...

Стихи про хлеб для детей 5 лет

Стихи про урожай далее...

Ребенок психует во время кормления смесью

Проблемы с грудным кормлением Здравствуйте! дочке 4 месяца, родилась- 3500 далее...

Сопли от зубов у ребенка

Сопли при прорезывании зубов Первые зубки у далее...

Болит спина ребенка 12 лет

Боль в спине далее...

Ребенка 8 мес сопли

Что делать, если у ребёнка простуда далее...

Познавательное развитие ребенка в младенчестве

Познавательное развитие детей раннего возраста Ранний возраст далее...

Популярные статьи

x