Главная » Одаренные дети

Тематическое планирование одаренными детьми

Проект работы с одарёнными детьми Интеллектшкола «Академия Мудрецов»

Номинация ФГОС второго поколения в моей практике

Основной идеей проекта Интеллектшкола Академия Мудрецов является формирование условий для самореализации интеллектуальных возможностей и потребностей ребёнка, и создание такой образовательной среды, которая бы способствовала повышению качественного уровня подготовки детей начальной школы для участия в различных конкурсах, олимпиадах и интеллектуальных играх.

Образовательный процесс осуществляется в нескольких направлениях, что позволяет удовлетворить интересы учителей и учащихся в той или иной деятельности, а также обеспечить эффективное развитие и формирование интеллектуальных и предметных компетенций учащихся.

Так как, одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, то следует учитывать сложность самой проблемы одарённый ребёнок . Исходя из этого в практической работе с одарёнными детьми вместо понятия одарённый ребёнок следует использовать понятие признаки одарённости ребёнка (или понятие ребёнок с высоким уровнем школьной мотивации ).

Признаки одарённости – это те особенности одарённого ребёнка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Вместе с тем об одарённости ребёнка следует судить в единстве категорий хочу и могу , где признаки одарённости охватывают два аспекта поведения ребёнка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект характеризует способы его деятельности.

Признаки инструментального аспекта:

1. Наличие специфических стратегий деятельности:

а) быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения;

б) использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

в) выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности.

3. Высокая структурированность знаний. умение видеть изучаемый предмет в системе, практически схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений, удивительно легко переходить от единичной детали к её обобщению и развёрнутому контексту её интерпретации. Способность в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться в высокой скорости и лёгкости обучения.

  1. Повышенная, избирательная чувствительность к определённым сторонам предметной действительности.
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлечённость каким-либо предметом.
  3. Повышенная познавательная потребность.
  4. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Проблема: низкий уровень подготовки детей начальной школы к участию в различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх и других мероприятиях.

Цель: повысить уровень подготовки детей начальной школы для участия в различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх и др.

  1. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  2. Провести отбор детей в интеллектшколу по предметным направлениям.
  3. Разработать календарно-тематическое планирование по разным предметным направлениям, с учётом индивидуальных особенностей детей и обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей.
  4. Осуществить контроль реализации данного проекта.
  5. Создать банк результатов участия детей в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх и др.

Методы: тестирование, анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы: групповые и индивидуальные.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Проект состоит из 5 предметных направлений: Мыслители , Языкознайки , Естествознатоки , Литературоведы , Килоги .

Приложение 1. Полный текст работы.

Приложение 2. Презентация.

Автор: Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 15 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 14 лет, Иванова Наталья Викторовна, 2 категория, 14 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 2 категория, стаж 22 года, Андоськина Светлана Валерьевна, стаж 13 лет.

Средний балл: 4.5 из 5 звезд
(голосов: 10, сумма баллов: 45)

Организация работы с одаренными детьми в творческих объединениях ЦДТ Центрального района (из опыта работы)

Работа с одаренными детьми является важным направлением деятельности в Центре детского творчества.

Анализ работы педагогов и опыт прошлых лет показал необходимость выделения работы с одаренными детьми как особого направления деятельности, поэтому с 2000 года в Центре детского творчества реализуется «Программа деятельности педагогов с одаренными и способными детьми», цель которой – систематизация работы с одаренными детьми.

В процессе работы решаются следующие задачи:
  • Выявление одаренных детей, занимающихся в творческих объединениях ЦДТ.
  • Развитие одаренности.
  • Всесторонняя помощь и поддержка одаренным детям и педагогам, работающим с детьми.

Одаренность – понятие многогранное и разноплановое. Как известно, педагоги – исследователи различают несколько групп одаренных детей. Самая многочисленная из них – это дети из обычной массовой школы, отличающихся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, а также дети, одаренность которых либо вовсе не выявляется, либо недооценивается. Современное же представление о типах одаренности, включающее такие, как «скрытая одаренность» (то есть не проявляющаяся до определенного времени) и «потенциальная одаренность», расширяет границы контингента таких детей до бесконечности.

Конечно, оценка конкретного ребенка как одаренного достаточно условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым или достаточным показателем его достижений в будущем. В последнее время все чаще звучит мнение, что о наличии одаренности у человека можно говорить, когда он уже прожил большую часть жизни и можно подвести какие – то итоги его деятельности. Говоря о наших одаренных детях и называя их одаренными, мы тоже имеем в виду итоги их деятельности, пусть даже прожили они еще совсем небольшую часть своей жизни.

Таким образом, дети, приходящие в Центр детского творчества, выбирают объединение, в котором хотят заниматься. Выбор творческого объединения может быть, конечно, обусловлен наличием определенных способностей, но в основном дети идут заниматься в те объединения, где им особенно интересно. Поэтому ребенок может переходить из одного творческого объединения в другое в течение учебного года, пробуя себя в различных видах деятельности.

Главный принцип работы с одаренными детьми в дополнительном образовании – принцип предоставления возможностей (или создание условий) для предметной творческой деятельности и диагностика собственно одаренности по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности за определенный период. Здесь большое значение имеет личностно – ориентированный подход к каждому обучающемуся, который реализуется в ЦДТ.

На занятиях первого года обучения проводится педагогическая диагностика ребенка, определяются его интересы, наклонности, личностные черты и качества, мотивация обучения.

Важный вклад в выявлении одаренных детей – первичная диагностика на основе разного рода наблюдений. По результатам наблюдения педагогом за деятельностью обучающегося определяются имена кандидатов – обучающихся с признаками одаренности. Первичная диагностика дает важную информацию, которая является основой для выявления одаренности ребенка. Большое значение имеет выявление личностных особенностей детей. Личностные характеристики, такие как структура и устойчивость интересов, эмоциональное самочувствие, особенности самооценки и саморегуляции очень важны для определения, подходят ли те или иные условия обучения данному ребенку и как помочь ему преодолеть нежелательные отклонения, а также привлекают внимание к возможным личностным проблемам обучающихся.

Таким образом, особую значимость имеет работа педагогов с мониторинговыми картами, которые заполняются каждым педагогом два раза в год.

Заинтересованность и желание ребенка продолжать обучение в творческом объединении – важный показатель для педагога. Приобретая определенные знания, умения и навыки дети второго года обучения уже могут принимать участие в выставках, конкурсах, соревнованиях. В это время продолжается наблюдение за ребенком, используется все более широкий арсенал методик и диагностик. На ребенка заводится Карточка учета личных достижений.

В качестве одного из множества источников дополнительной информации о ребенке могут использоваться тесты, но они не являются единственным источником. Тесты творческих, интеллектуальных или специальных (математических, технических и др.) способностей и при правильном применении не способны охватить все проявления одаренности.

Важным критерием одаренности является анализ результатов деятельности обучающегося, в том числе общественное признание достижений ребенка: победы на конкурсах, соревнованиях, выставках, награды, публикации.

Проявляя особо выраженный интерес в той или иной области деятельности, одаренные дети часто опережают своих сверстников. Поэтому, поддерживая интерес ребенка и давая ему возможность наиболее полно проявить себя, педагог составляет отдельное планирование для способных и одаренных детей к дополнительной образовательной программе.

Для развития индивидуальных форм обучения ежегодно приказом по учреждению педагогам, работающим с одаренными детьми, предоставляются индивидуальные часы для работы в рамках программы «Одаренные дети». В 2010 – 2011 учебном году в рамках программы «Одаренные дети» педагогам дополнительного образования предоставлено 133 индивидуальных часа. Совместно с методистом у каждого педагога разработано тематическое планирование дополнительно к основной программе творческого обединения.

Таким образом, обучение одаренных детей в ЦДТ ведется на основе образовательно – развивающих программ, составленных с учетом всей специфики одаренности, где учитываются психологические закономерности развития одаренного ребенка и обеспечивается активная познавательная деятельность.

Говоря о числе одаренных детей, нужно отметить, что оно меняется из года в год. Ежегодное анкетирование педагогов дополнительного образования позволяет говорить о численности способных, перспективных обучающихся первого года обучения и развитии способностей обучающихся в процессе последующего освоения дополнительной образовательной программы.

Ежегодно формируется и обновляется банк данных одаренных детей, занимающихся в творческих объединениях Центра детского творчества. На одаренных обучающихся оформляются портфолио. В портфолио отражаются все этапы развития ребенка: с момента поступления в творческое объединение до профессионального самоопределения. Портфолио помогает педагогу наметить дальнейшие пути развития ребенка, оценить правильность выбора форм и методов его обучения.

О результативности работы в данном направлении говорит тот факт, что одаренные дети ЦДТ есть в числе награжденных ежегодной Губернаторской премией «Достижения юных», они являются стипендиатами Губернаторской стипендии «Юные дарования Кузбасса», награждены медалью «Надежда Кузбасса». Ежегодно одаренные дети приглашаются на Губернаторские приемы и награждаются путевками в детские оздоровительные центры на Черное море и в Грецию.

С 2002 года каждый ноябрь по традиции кафедра педагогики и психологии радушно встречает в группе повышения квалификации методистов города, области и других регионов. Не стал исключением и этот год.

За столь солидный срок программа обучения в группе (автор – ст. преподаватель кафедры Черникова Л.В.) не только не утратила актуальность, а становится все более востребованной в связи с возросшей потребностью научно-методического сопровождения развития профессионального мастерства педагогов.

Коллектив кафедры внимательно относится ко всем изменениям в нормативно-правовом поле деятельности методистов, актуальным потребностям и запросам практиков. В связи с этим корректируется тема курсов и тематическое планирование. Так в этом году актуальным стал вопрос организации работы с одаренными детьми, и тема звучала «Профессиональное мастерство методиста: воспитание, дополнительное образование и работа с одаренными детьми» .

Программа включала следующие вопросы:

  • нормативно - правовая база деятельности методиста; деятельность методической службы на основе компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС;
  • вариативный подход в проектировании деятельности методической службы;
  • особенности методического сопровождения инновационной деятельности в сфере воспитания, дополнительного образования и работы с одаренными детьми;
  • система профессионального самосовершенствования методиста и др.

Процесс обучения включал не только лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу с документами, методическими пособиями и материалами из опыта работы учреждений г. Новосибирска. Слушатели познакомились с вариативным моделированием организации научно – методических служб ДДТ Октябрьского района, ДДТ им. В. Дубинина, встретились с коллегами на базах «ЦДТ Советского района», ЦРТДиЮ г. Новосибирска (фотоколлаж ).

Многие специалисты заранее планируют свое повышение квалификации. Приглашаем всех желающих пройти обучение на кафедру в ноябре 2016г. (запись открыта).

Источники: http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/9002.html, http://festival.1september.ru/articles/593590/, http://www.nipkipro.ru/novosti/kursi/professionalnoe-masterstvo-metodista-vospitanie-dopolnitelnoe-obrazovanie-i-rabota-s-odarennimi-detmi.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Особенности романа отцы и дети

Художественные особенности романаОтцы и дети Для скачивания работы включите далее...

Овладение детьми дошкольного возраста эмоционально оценочной лексикой

Галеева Елена Владимировна Старший преподаватель далее...

Как правильно держать ребенка при кормлении грудью

Техника прикладывания к груди Обычно далее...

Тату для детей 12 лет

Тату без разрешения родителей Анастасия Ольговская. управляющий далее...

Занятия детей 12 15 лет

Набор Прием детей вШколу Классического Балета 1год далее...

Формирование безопасности жизнедеятельности детей с опфр

Взаимодействие воспитателя с детьми далее...

Детей положительные чувства дошкольники

Нравственное воспитание детей далее...

Популярные статьи

x