Главная » Одаренные дети

Закон об образовании одаренные дети

Пункт 4 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает два типа организаций общего образования: дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация. В отличие от действующего до 1 сентября 2013 г. Закона РФ «Об образовании», принятие типовых положений о различных типах образовательных организаций, равно как и деление типов на виды, новый Федеральный закон не предусматривает. Следует отметить, что создание лицеев, гимназий и иных подобных образовательных организаций, предполагавших углубленное изучение ряда предметов, предусматривалось именно типовыми положениями. Однако это не означает, что общеобразовательным организациям теперь запрещено реализовывать программы повышенного уровня. Это означает лишь, что такие организации не выделены в отдельный вид общеобразовательных организаций.

Ч. 2 ст. 99 рассматриваемого Федерального закона устанавливается, что «нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности». Иначе говоря, предусматривается возможность особого норматива финансирования реализации программ повышенного уровня.

Деятельность образовательных организаций, реализующих программы повышенного уровня предусмотрена и ч. 5 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой «организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации». То есть предусмотрены не только существование таких организаций, но и организация индивидуального отбора при приеме в них.

Данным Федеральным законом в статьях 83. 84 также предусмотрены особенности реализации образовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта для одаренных детей.

При этом ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 23 ), ни Гражданский кодекс РФ не содержат никаких ограничений на включение в наименование образовательной организации слов «гимназия» или «лицей», если эти организации дают общее образование повышенного уровня.

Раздел Школы, гимназии, лицеи в Петербурге

Одаренные дети и новый закон «Об образовании»

В четверг, 23 мая, в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялся круглый стол на тему «Одаренные дети и новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В дискуссии приняли участие видные представители петербургской педагогической общественности.

Эксперты обсудили особенности современной системы отбора и подготовки одаренных детей, а также то, как может измениться ситуация в связи с принятием нового закона об образовании.

«К какому состоянию мы подошли сейчас и что, собственно говоря, должно насторожить сообщество?», — обратился к участникам модератор дискуссии, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, заслуженный учитель России Сергей Евгеньевич Рукшин. — Первый фактор — это то, что в новом законе об образовании не прописаны специализированные школы, которые долгое время создавали образовательную среду повышенного типа, которая на территории всей страны обеспечивала возможность школьнику не очень далеко от дома, не приезжая в Москву, Новосибирск, Петербург-Ленинград получать высококачественное образование. Заместит ли ее профильное обучение в старших классах? Хватит ли у страны сил, хватит ли педагогов, чтобы организовать обучение такого уровня во всех школах от Камчатки до Калининграда или нет? Вторая проблема как не странно — олимпиады».

Рукшин рассказал, что в год двух юбилеев — 80-летия создания в СССР системы работы с научно-одаренными школьниками и 50-летия создания в городе системы физико-математической школы, старейшую в стране Ленинградскую математическую олимпиаду школьников «понизили до олимпиад второго уровня».

«Вместо средств отбора одаренных школьников и их привлечения к научной работе, олимпиады в нынешней системе стали альтернативой поступления в вуз по результатам ЕГЭ, и в этом тоже есть вторая опасность», — заключил Рукшин.

Директор Физико-математического лицея № 239 Максим Яковлевич Пратусевич отметил, что система образования, в частности одаренных детей, делится на две взаимодействующие части: основное образование и дополнительное образование.

«В связи с этим имеются опять же 2 проблемы: проблема первая, как их найти этих одаренных детей и проблема вторая, после того, как мы их нашли, что с ними делать?», — сказал он.

В свою очередь, присутствующий на заседании «круглого стола» первый заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Юрий Владимирович Соляников отметил, что после принятия нового ФЗ «Об образовании в РФ» ситуация с подготовкой одаренных детей никак не изменится.

«С моей точки зрения новый закон «Об образовании» не несёт никакого кардинального изменения ситуации в вопросах работы с одаренными детьми. Все те заслуги и те достижения, которые были в Санкт-Петербурге, в новых условиях и новых реалиях в рамках этого закона могут быть реализованы, прежде всего, через механизм создания нетеповых образовательных учреждений», — сказал Соляников.

«Здесь принципиален подход, связанный с созданием возможности и с доступностью этого образования», — добавил он.

Во время дискуссии участники не только обсудили изменения, которые могут произойти в связи с принятием нового ФЗ «Об образовании в РФ», но и попытались разобраться, каких детей можно назвать одаренными и как их много.

«Когда ребята участвуют в районном этапе олимпиад и становятся победителями и призерами — это уже повод считать их одаренными, — отметила заведующая Центром предметных олимпиад Санкт-Петербурга Екатерина Константиновна Зуева. — То есть они серьезно отличаются от своих сверсников — у них лучше память, они гораздо быстрее и лучше осваивают материал школьной программы».

Председатель «Городского родительского собрания» Михаил Юрьевич Богданов подчеркнул, что любой родитель считает ребенка одаренным «по определению». После чего обратил внимание на опасную тенденцию: общий уровень образования в стране снижается. А также отметил, что опыт передовых школ практически не транслируется на обычные школы. «Отсюда мы видим существенную сегрегацию в образовательной системе города», — сказал он.

Доцент кафедры психологии СПбАППО Елена Евгеньевна Туник в своей речи отметила, что одаренные дети не все и их очень мало. Однако пояснила, что данное мнение относительно.

Рассуждая о том, кто же одареннее — мальчики или девочки, она предложила присутствующим проголосовать. И после того как мнения разделились, рассказала, что практически все гении — мальчики.

Во время дискуссии вопросы коснулись и качества подготовки педагогов. Прозвучало мнение, что главное, чтобы у педагога было желание. Свой взгляд на проблему высказал и присутствующий на встрече народный артист России Иван Иванович Краско.

«Человек становится счастливым, когда он оказывается на своем месте, а это определяется с детства. Педагогики в большей части чем родители обязаны заметить в ребенке то, что называют великим понятием — призвание. Это зов души, чем ребенку больше всего нравится заниматься, тем он и успешнее будет развиваться», — сказал Иван Иванович.

Важный вопрос во время дискуссии поднял и заведующий кафедрой «Технологии программирования» Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Анатолий Абрамович Шалыто. Он отметил, что работа с одаренными детьми — это дело не добровольное, а государственное.

«Наши успехи зависят, по моему мнению, 100% только от того — будут у нас одаренные дети в стране или они уедут — это сейчас будет самый главный вопрос», — сказал он.

«Во многих вузах России говорят, что они так хорошо готовят (студентов), что их Microsoft берет, а меня интересует, чтобы мы готовили детей для России — раз, а второе, даже не для России, а для российских вузов», — заявил Шалыто. После чего отметил, что одним из важных стимулов для того, чтобы выпускники оставались в вузах, является достойная заработная плата.

Отвечая на вопрос о мотивации молодежи, которая приходит в вузы, вице-президент Российской академии естественных наук, доктор физико-математических наук Георгий Николаевич Фурсей отметил, что она зависит от того, каковы приоритеты в государстве. Кроме того, он добавил, что в целом система образования в стране деградирует.

«Одаренные дети — это редкий дар, это бриллиант, это золотой фонд будущего. Это то, на что может рассчитывать страна в будущем», — сказал он и призвал не разрушать эту «хрупкую субстанцию».

Обсудив столь важные вопросы, участники дискуссии решили продолжить обсуждение проблемы и сделать встречи экспертного сообщества регулярными.

Одаренные дети и новый закон «Об образовании»

Одаренные дети и новый закон «Об образовании»

В 2013 году в России вступает в силу закон Об образовании в РФ , который призван заменить два действующих - Об образовании и О высшем и послевузовском профессиональном образовании . В законе прописываются нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее, а также дополнительное образование.

Госдума приняла закон в третьем чтении 21 декабря. Совет Федерации его поддержал 26 декабря. Основные нормы закона вступают в силу с 1 сентября 2013 года.

Правительство РФ обязуется ежегодно представлять парламентариям доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его на сайте правительства.

Система образования, в частности одаренных детей, делится на две взаимодействующие части: основное образование и дополнительное образование. В связи с этим имеются опять же 2 проблемы: проблема первая, как их найти этих одаренных детей и проблема вторая, после того, как мы их нашли, что с ними делать?

Каких детей можно назвать одаренными и как их много?

В первую очередь, необходимо знать, какими чертами обладают одарённые дети. Одаренные дети характеризуются: 1) познавательной потребностью; 2)интеллектом; 3)креативностью.
В школе часто приходится сталкиваться с тремя категориями детей:
1) с ранним подъемом интеллекта;
2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе внешкольной);
3) с потенциальными признаками одаренности.

Когда ребята участвуют в районном этапе олимпиад и становятся победителями и призерами -это уже повод считать их одаренными, То есть они серьезно отличаются от своих сверстников - у них лучше память, они гораздо быстрее и лучше осваивают материал школьной программы.

Одаренные дети — это редкий дар, это бриллиант, это золотой фонд будущего. Это то, на что может рассчитывать страна в будущем, не стоит разрушать эту «хрупкую субстанцию».

Каждый учитель имеет индивидуальный план работы с одаренными учащимися, куда входят работа на уроке, дифференцированные домашние задания, индивидуальные занятия во внеурочное время, вовлечение учащихся во внеклассную работу. Внеклассная работа представлена следующими формами: элективные курсы, кружки, предметные недели, научно-исследовательская работа, подготовка к олимпиадам по индивидуальной программе, интегрированные внеклассные занятия, познавательные экскурсии.

Как в связи с принятием нового закона будет обстоять дело с образованием одаренных детей, ведь гимназий и лицеев не будет?

Как сейчас: среди множества различных типов школ лицеям, как привилегированным учебным заведениям, разрешено делить класс на две части, чтобы уделять детям больше внимания (при этом оплата педагогам в любом случае идет как за целый класс).

Будет: специализация учреждения может быть указана в его названии, но считаться лицеем или гимназией школа будет только на словах. После введения новой системы оплаты труда, согласно которой «деньги идут за учеником», тем, кто делает ставку на индивидуальное обучение в небольших группах, придется увеличивать классы, сокращать ставки учителей и в итоге, возможно, объединяться с другими школами. Формально дети, «проявившие выдающиеся способности», имеют право на поддержку — это закреплено в специальной статье, которой не было в старом законе. Будущих победителей олимпиад, научных, спортивных и творческих конкурсов должны помочь выявить так называемые «нетиповые» школы — которые могут создаваться как на базе обычных, так и при вузах.

Рассмотрим несколько пунктов ФЗ.

Пункт 4 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает два типа организаций общего образования: дошкольная образовательная организация и общеобразовательная организация (учреждение). В отличие от действующего до 1 сентября 2013 г. Закона РФ «Об образовании», принятие типовых положений о различных типах образовательных организаций, равно как и деление типов на виды, новый Федеральный закон не предусматривает. Следует отметить, что создание лицеев, гимназий и иных подобных образовательных организаций, предполагавших углубленное изучение ряда предметов, предусматривалось именно типовыми положениями. Однако это не означает, что общеобразовательным организациям теперь запрещено реализовывать программы повышенного уровня. Это означает лишь, что такие организации не выделены в отдельный вид общеобразовательных организаций.

Ч. 2 ст. 99 рассматриваемого Федерального закона устанавливается, что «нормативы финансирования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности». Иначе говоря, предусматривается возможность особого норматива финансирования реализации программ повышенного уровня.

Деятельность образовательных организаций, реализующих программы повышенного уровня предусмотрена и ч. 5 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой «организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации». То есть предусмотрены не только существование таких организаций, но и организация индивидуального отбора при приеме в них.

Данным Федеральным законом в статьях 83. 84 также предусмотрены особенности реализации образовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта для одаренных детей.

При этом ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 23 ), ни Гражданский кодекс РФ не содержат никаких ограничений на включение в наименование образовательной организации слов «гимназия» или «лицей», если эти организации дают общее образование повышенного уровня.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Источники: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/voprosy_i_otvety/kak-v-svyazi-s-prinyatiem-novogo-zakona-budet-obstoyat-delo-s-obrazovaniem, http://edu.glavsprav.ru/spb/so/journal/642/, http://infourok.ru/odarennye_deti_i_novyy_zakon_ob_obrazovanii-174163.htm

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Особенности творческого процесса в изобразительной деятельности детей

Развитие творческого воображения в далее...

Ребенка болит горло ухо

Что делать, если у ребенка болит далее...

Линии психического развития ребенка 1 года

Основные линии психического далее...

Ребенок 10 лет ходит туалет

Почему ребенок часто ходит в туалет? Регулярное посещение туалета – далее...

Задания для детей 7 лет

Задания для детей 6-7 далее...

Работа спортивно одаренными детьми

Материал по физкультуре на тему: Работа с одаренными далее...

Таблица роста веса ребенка 3 года

Оценка роста и веса ребенка онлайн от далее...

Популярные статьи