Главная » Развитие ребенка

Дизонтогенез детей раннего развития

Дизонтогенез овладения речью в раннем возрасте

Шереметьева Елена Викторовна. к.п.н. доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет»

Известно, что речь как высшая психическая функция в онтогенезе возникает значительно позже всех высших психических функций. Поэтому любая патологическая девиация развития ребенка раннего возраста, прежде всего отрицательно сказывается на его речестановлении. В таких случаях речевое развитие или тормозится или идет по другому, часто нарушенному, пути. Поэтому правильное понимание такого состояния речевого дизонтогенеза, которое можно трактовать как «отклонения речевого развития» или «отклонения в овладении речью» в раннем возрасте, своевременное выявление отклонений речевого развития (когда психические процессы находятся на начальных стадиях формирования), дифференциация отклонений от темповых вариантов индивидуального развития речи являются достаточно актуальными проблемами современной специальной педагогики.

В последние десятилетия большое внимание уделяется детям раннего возраста, имеющим в анамнезе факторы риска по возникновению различных форм патологии [Н.М. Аксарина, 1972; Е.Н. Винарская, 1987; Мастюкова Е.М, Московкина А.Г. 2003; К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева, 2003; Ю.А. Разенкова, 1998, 2004; Е.А. Стребелева, 1998 и др.]

В логопедии разработана диагностика и система коррекционной помощи детям раннего возраста с выраженной патологией развития, которая ярко проявляется уже в доречевой период [Е.Ф. Архипова, 1991; Т.В. Волосовец, 1995; Г.В. Чиркина, 1969]

Проблема выявления отклонений в овладении речью в самом начале сензитивного периода формирования речевой деятельности, т.е. с 2 до 3 лет, исследовалась мало. Это обусловлено тем, что в этом возрасте речь динамично меняется в своем становлении, не представляет собой завершенный процесс и, следовательно, возникают сложности с толкованием самого понятия «отклонения в овладении речью».

Подлинное раскрытие законов нормального и аномального речевого развития возможно лишь на путях комплексного изучения [Р.Е. Левина, 1959, 1961]. В данном случае Р. Е. Левина конкретизирует: «дело идет о взаимопроникновении теоретических достижений каждой из областей, разрабатывающих проблематику речевых нарушений» [3]. Следовательно, мы рассматривали исследуемую проблему с точки зрения лингвистики, психолингвистики, нейрофизиологии и психологии.

Каждый речевой процесс формируется на базе определенных предпосылочных функций, которые как бы подготавливают его возникновение [1]. Исходя из принципа системно-динамической организации речевой деятельности, мы проанализировали непосредственные связи между слуховым восприятием и речедвигательной функцией, между фонетикой и фонемообразованием. Формирование данных процессов возможно при физиологической готовности ребенка в условиях коммуникации.

Детальный анализ теоретических источников по лингвистике, психолингвистике, психологии и физиологии, экспериментальное исследование речевого развития более 250 детей раннего возраста позволили нам представить психоречевое развитие ребенка раннего возраста в виде модели иерархически построенных речевых систем, соответствующих пяти стадиям речевого развития (рисунок 1.) [4]. Каждая стадия и соответствующая речевая система представлена нами взаимодействием трех компонентов: психофизиологического (см. стрелки слева); языкового (см. эллипсы); когнитивного (см. стрелки справа).

Языковой компонент каждой из речевых систем в свою очередь состоит их трех составляющих: интонационного, ритмического и собственно экспрессивного (см. сегменты эллипса). Пусковыми процессами речевого развития I и II стадий становятся врожденные синергии (крик) и голосовые реакции (гуление) (см. нижние сегменты эллипсов). На их основе при условии зрелости психофизиологической составляющей (см. стрелки слева) и при формирующем воздействии микросоциально обусловленных когнитивных компонентов (см. стрелки справа) развивается следующий языковой компонент (см. правый сегмент), который и определяет развитие «узлового образования» стадии речевого развития (см. левый сегмент). Понятие «узловое образование»предложено Р.Е. Левиной для обозначения языковых процессов, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким образом, отклонения в развитии одного из речевых компонентов вследствие нарушения психофизиологических, языковых, когнитивных компонентов, а также их баланса обуславливает недоразвитие других речевых процессов и формирования стадии речевого развития в целом.

Данная модель позволяет наглядно представить процесс раннего речевого онтогенеза, факторы, влияющие на речевое развитие, условия его протекания на разных этапах. В случае речевого дизонтогенеза в раннем возрасте она дает возможность установить стадию речевого становления, в рамках которой задержалось речевое развитие ребенка, выявить процесс/ы и/или фактор/ы, условия, вызвавший/ие отклонения речевого развития и разработать соответствующий план коррекционно-предупредительного воздействия. Словами Р.Е. Левиной раскрывает «преемственности отношений между отдельными звеньями речевого развития» и позволяет «изучить детерминируемые явления, которые служат целям активного вмешательства в этот процесс для разработки путей предупредительного педагогического воздействия» [1].

Таким образом, нами определены «узловые образования» (в терминологии Р.Е. Левиной) двух порядков. Целостное узловое образование первого порядка состоит из психофизиологического, языкового и когнитивного компонентов, взаимодействие которых определяет каждую последующую стадию речевого онтогенеза. Узловое образование второго порядка определяет становление собственно языкового развития и состоит из тесного взаимодействия интонационного, ритмического и только потом вербального компонентов.

Такой подход к пониманию овладения речью ребенком раннего возраста позволяет утверждать, что отклонения в овладении речью ребенком раннего возраста – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах языковой системы определенной стадии речестановления, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых.

Мы считаем, что уточнение понятия «отклонения в овладении речью, позволит специалистам, работающим в области детской речи дифференцировать физиологические девиации в индивидуальном темпе освоения родного языка и патологические отклонения и, следовательно, своевременно организовать коррекционно-предупредительное воздействие. Начало коррекционно-предупредительного процесса в раннем возрасте, наиболее сензитивном в формировании всех высших психических функций, позволит восстановить нормальный ход речевого развития и вовремя включить детей в образовательный процесс массового детского сада.

Левина Р.Е. Вопросы патологии речи / Под ред. Э.А. Бабаяна, М.С. Лебединского и др. – Харьков, МЗ УССР, 1959. – С. 23-27.

Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – С. 164.

Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. – М. Национальный книжный центр, 2012.

канд. пед. наук,cm. науч. сотрудник ЦКП РАО, Москва

В детской логопедии раннее речевое развитие ребенка стало рассматриваться как предмет научного .исследования сравнительно недавно.

Исторически первой организационной формой выявления детей с речевыми нарушениями была поликлиническая диспансеризация детей в возрасте 3 лет. Однако за последнее десятилетие сама жизнь внесла серьезные коррективы в логопедическую теорию и практику:

— резко возросло число детей раннего возраста с выявленными проблемами в развитии;

— усугубились тяжесть и стойкость речевых недостатков у дошкольников;

— качественно изменился состав детей, нуждающихся в логопедической помощи; многократно возросла численность социальных сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, — вынужденных переселенцев из стран СНГ, детей-беженцев.

С одной стороны, нарушились сложившиеся за годы советской власти социальные и классовые границы в обществе, изменились требования, предъявляемые к содержанию и методам специального образования. С другой стороны, появились технологии выявления и коррекции сложных форм нарушении развития. Многочисленные зарубежные методики и

сомнительные педагогические «открытия», захлестнувшие систему государственного образования в годы перестройки, постепенно сошли на нет, а ученые и практики постепенно вернулись к истокам классической отечественной педагогики. Однако далеко не все в педагогическом наследии однозначно подходит к реалиям сегодняшней жизни за

примерами далеко ходить не надо: обратимся к фундаментальным для логопедии работам

Р.Е. Левиной «Теория и практика логопедии» и А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи». Если сопоставить две эти блистательные работы с повседневной практикой современных логопедов, то трудно не согласиться с тем, что такие положения логопедической теории, как усвоение звуковой стороны речи к 3 годам или характеристика первого уровня речевого развития как отсутствия общеупотребительных средств общения у детей 5-6 лет с нормальным слухом и интеллектом, устарели.

ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ это:

(англ. mental dysontogeny , dysontogenesis ) — нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В. В. Лебединский выделил 6 вариантов Д. п. 1) недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3) поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие и 6) дисгармоничное развитие.

Примером Д. п. по типу недоразвития является олигофрения (см. Умственная отсталость ). Для Д. п. по типу задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их фиксацией на более ранних возрастных этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дифицитарными функциями имеются и сохранные. Задержанное психическое развитие м. б. вызвано генетическими факторами, соматическими, психогенными, а также органической недостаточностью головного мозга (см. Задержка психического развития ). Поврежденное развитие отличается от задержанного более поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг. Пример поврежденного развития — положительная деменция. Дефицитарное развитие связано с недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и рядом соматических заболеваний, приводящих к инвалидизации (см. Специальная психология ).

При искаженном развитии наблюдается сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерной моделью является развитие при синдроме раннего детского аутизма. Основа для дисгармоничного развития — врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью этого типа развития могут служить ряд психопатий и так называемые патологические формирования личности. См. Дети с отклонениями в психическом развитии . (Ю. В. Гущин.)

Большой психологический словарь. — М. Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Смотреть что такое ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ в других словарях:

ДИЗОНТОГЕНЕЗ — см. Дети с отклонениями в психическом развитии, Детская нейропсихология … Большая психологическая энциклопедия

Дизонтогенез психический — (диз + греч. on – сущее, существо, genesis – происхождение). См. Ковалева концепция психического дизонтогенеза … Толковый словарь психиатрических терминов

Дизонтогенез психический — (греч. dys ontos сущее, существо; genesis происхождение) – 1. нарушение психического развития детей любой конфигурации (ретардация, акселерация, неравномерное развитие и др.) и связанное с влиянием различных причин (органическое повреждение … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Ковалёва концепция — психического дизонтогенеза (Ковалёв В.В. 1976). Психический дизонтогенез выделяется как один из важнейших компонентов общего дизонтогенеза, проявляющийся в нарушениях психического развития и обусловленный как биологическими (генетическими, … Толковый словарь психиатрических терминов

КОВАЛЁВА КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА — [Ковалёв В.В. 1976]. Психический дизонтогенез выделяется как один из важнейших компонентов общего дизонтогенеза, проявляющийся в нарушениях психического развития и обусловленный как биологическими (генетическими, экзогенно органическими и др.) … Толковый словарь психиатрических терминов

Ковалёва концепция психического дизонтогенеза — (лат.dis, греч.dys приставка, означает разделение, отделение, отрицание; ontos сущее, genesis – развитие, происхождение) психический компонент общего дизонтогенеза (Ковалёв, 1979). Основные типы психического дизонтогенеза, согласно теоии … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Каннера синдром — I Каннера синдром (L. Kanner, австрийский психиатр, родился в 1894 г.; синоним ранний детский аутизм) психопатологический симптомокомплекс, характеризующийся аутизмом (ослаблением или потерей связи с действительностью, утратой интереса к … Медицинская энциклопедия

Психи́ческий дизонтогене́з — (греч. dys + Онтогенез нарушение психического развития индивидуума. Причины П. д. разнообразны. К ним относят наследственные факторы (на уровне генных изменений и хромосомных аберраций), внутриутробные поражения (например, вирусные инфекции, … Медицинская энциклопедия

Психи́ческое разви́тие — (нарушения) см. Психический дизонтогенез … Медицинская энциклопедия

Оппозиционное расстройство неповиновения (ОРН) — (лат. oppositio – противопоставление) паттерн невротического поведения детей, характеризующийся неповиновением, враждебными и негативистическими высказываниями и поступками, не сопровождающийся, однако серьёзными агрессивными и антиобщественными … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Специальная психология. Козьяков Р. В. Знакомит студентов с понятиями: психический дизонтогенез, первичный и вторичный дефект развития; нарушения развития; отклонения в развитии; аномальные лица, лицах с особыми образовательными Подробнее Купить за 70 руб

Источники: http://master-log.ru/blogosfera/entry/dizontogenez-ovladeniya-rechyu, http://pedlib.ru/Books/2/0419/2_0419-1.shtml, http://psychology.academic.ru/6977/%25D0%259F%25D0%25A1%25D0%2598%25D0%25A5%25D0%2598%25D0%25A7%25D0%2595%25D0%25A1%25D0%259A%25D0%2598%25D0%2599_%25D0%2594%25D0%2598%25D0%2597%25D0%259E%25D0%259D%25D0%25A2%25D0%259E%25D0%2593%25D0%2595%25D0%259D%25D0%2595%25D0%2597

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Найти отличия для детей 4 лет

Дидактическая игра для далее...

Бурятские народные игры для детей дошкольного возраста

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) Сэсэгма далее...

Примерное меню ребенка 1 2 года

Примерное меню ребенка после далее...

Задание 2 летнего ребенка

Логические задачи для далее...

Эмоционально неблагополучные дети младшего школьного возраста

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей Неблагополучие далее...

Музыкальные игры для детей 3 4 лет

Музыкальные игры Методике «Музыка с мамой» уже далее...

Ребенка высокая температура появилась сыпь

9 июн 2010, 13:55 Создала далее...

Популярные статьи