Главная » Развитие ребенка

Индивидуальная программа развития одаренного ребенка

Статья по теме:
Индивидуальная программа развития одарённых детей

Предварительный просмотр:

Составила. Якушина Ольга Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ №2

Программа индивидуального развития ребенка

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.

Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Нормативно-правовые основания программы:

Конвенция о правах ребенка,

Закон об образовании.

Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.

В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.

В моём классе есть ученица, которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.

Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.

Программа индивидуального развития

Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

1. поддерживать высокую учебную мотивацию;

2. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

3.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

4. содействовать творческому развитию;

5. создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога

Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ученика, развивать творческие возможности учащегося.

2. Учет возрастных особенностей детей.

1. Познавательная деятельность учащихся.

2. Эмоционально-личностная сфера.

3. Межличностные отношения.

4. Психологическое и физическое здоровье.

Сроки реализации программы:

2008-2012 учебные годы.

Этапы работы над программой:

1 этап - информационно-аналитический.

На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

- постановка цели на предстоящий учебный год;

- выявление проблем и имеющихся ресурсов;

-составление банка данных о ребенке

1. Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.

2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.

3. Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.

4. Быстро утомляется.

1. Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.

2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем.

3 этап - коррекционно-развивающий.

Цель. реализация индивидуальных программ развития.

1. создание мотивационного поля;

2. дифференцированный подход к формированию мотивации;

3.сотрудничество родителей, учеников, педагогов;

4.ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).

5.предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.

Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. Составлен план работы на год.

Включение в коллективно-творческие дела класса. После каждого проведённого КТД классный руководитель оценивает, какой статус занимал ребёнок в этом деле.

Включение в систему дополнительного образования.

Индивидуальные занятия c ребенком.

4 этап – саморазвитие.

Цель – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

1.развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

2.формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

3. развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

4. воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

5.формировать культуру межличностных отношений.

Одаренность без границ: сопровождение одаренных детей с особыми образовательными потребностями

В настоящее время особенно остро стоит проблема развития будущего общества, которое предполагает заботу о настоящем, прежде всего о детях. Родившийся ребенок – это реальное зав­тра, возможность видеть которое получают родители и общество. То, каким оно будет, во многом зависит от нашей поддержки и усилий. Увидеть ростки одаренности ребенка, создать условия для того, чтобы они превратились в достояние человека, преобразовав его индивидуальность, – это одна из задач, стоящая перед педагогами и психологами. Особенно актуальна эта задача по отно­шению к детям, которые в силу специфики своего физического и соматического состояния вынуж­дены развиваться в иных образовательных условиях, нежели большинство детей. Дарования де­тей могут носить разную природу, но всегда встает проблема их диагностики, бережного отноше­ния и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать все возможное для разви­тия одаренных детей.

В. И. Панов (2007) определяет одаренность как индивидуальную форму становления психи­ческой реальности, которая представляет собой системное сочетание природной предрасположен­ности к реализации психических возможностей в предельной форме индивидуального развития, оптимальной для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов. В связи с этим можно выделить актуальную и потенциальную одаренность.

При этом одаренность, по В.И. Панову, выступает как становящаяся реальность, поэтому в работе с одаренными детьми необходимо перейти от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося си­стемного качества психики. А это предполагает обеспечение в процессе обучения и развития таких условий, такой развивающей образовательной среды, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики человека.

Психологическое сопровождение одаренных детей в условиях образовательных учрежде­ний является по-прежнему актуальной проблемой. Но если в работе с одаренными детьми, обуча­ющимися в общеобразовательных учреждениях, педагоги-психологи могут опираться на имеющи­еся исследования, разработанные и апробированные программы, то психологи специальных обра­зовательных учреждений находятся в другой ситуации. Их позицию можно обозначить как твор­ческую, поскольку она предполагает поисковую исследовательскую деятельность, направленную на поиск и разработку технологий, программ, методик сопровождения одаренных детей с особыми образовательными потребностями. Сотрудничество Педагогического института ЮФУ г. Ростова­на-Дону с дистанционным центром образования инвалидов при школе-интернате № 28 возникло из необходимости решения обозначенной выше проблемы в теоретическом, прикладном и практи­ческом аспектах.

Нами был разработан проект «Одаренность без границ», в рамках которого в настоящее вре­мя реализуется программа «Психологическое сопровождение одаренных детей с особыми образо­вательными потребностями». Проект разрабатывался с учетом особенностей данного образователь­ного учреждения, поскольку обучение в нем проходит для многих детей дистанционно. Направ­ления деятельности, виды и формы взаимодействия с субъектами образовательного пространства были разработаны с учетом особенностей дистанционного образования.

В ходе разработки проекта мы объединили три основных направления деятельности психо­лога – академическое, прикладное и практическое. Подобный подход позволит осуществить науч­ное обоснование психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с особыми образо­вательными потребностями, создать психолого-педагогические и коррекционные методики работы с этими детьми, а также разработать программу психологической помощи педагогам и родителям.

Основная цель программы – психологическое обеспечение индивидуальной траектории раз­вития одаренного ребенка с особыми образовательными потребностями.

  • разработать теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения ода­ренных детей с особыми образовательными потребностями;
  • подготовить программу диагностики (выявления) различных видов одаренности детей с особыми образовательными потребностями;
  • создать психологическое портфолио каждого одаренного ребенка с особыми образователь­ными потребностями;
  • регулярно проводить индивидуальный мониторинг развития психической сферы каждого ребенка и успешности овладения учебным материалом;
  • способствовать расширению социальных границ и контактов одаренного ребенка с особы­ми образовательными потребностями;
  • проводить профилактику зависимостей (компьютерной и др.) одаренного ребенка с особы­ми образовательными потребностями.

Для достижения поставленной цели и решения сформулированных задач были выделены следующие направления психологического сопровождения одаренных детей:

  • диагностика одаренных учащихся;
  • разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждого одаренного ребенка;
  • разработка и внедрение развивающих программ;
  • консультирование по проблемам одаренных детей (по запросу родителей, детей, педагогов);
  • кризисная интервенция в режиме онлайн (аналог кризисной телефонной службы);
  • психологическое просвещение родителей одаренных детей;
  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Особым направлением нашего сотрудничества с центром является разработка форм коррек­ционной работы с одаренными детьми. Предполагаются следующие виды работ, направленные на:

  • формирование адекватной Я-концепции и самооценки ребенка;
  • преодоление страхов, работу с психотравмой и т.д.;
  • преодоление неуверенности, внутренней скованности, внутреннего напряжения посред­ством пластического моделирования;
  • преодоление трудных жизненных ситуаций (техники совместного рассказывания, элемен­ты сказкотерапии, ароматерапия и т.д.).

По отношению к педагогам центра планируется проведение следующих видов работ:

  • профилактика эмоционального выгорания педагогов и сотрудников школы-интерната (тре­нинговые занятия);
  • психологическое просвещение учителей (семинары, дискуссии, мастер-классы и др.);
  • помощь в разрешении педагогических конфликтов.

Одним из аспектов сотрудничества с центром является сопровождение родителей одарен­ных детей с особыми образовательными потребностями. Это направление включает работу по запросам родителей, психологическое просвещение родителей. В настоящее время имеется за­прос штатных психологов центра, который касается оказания помощи в содействии гармонизации детско-родительских отношений.

Отличительной особенностью данного проекта является активное привлечение студентов­психологов (бакалавров, магистрантов), аспирантов кафедры психологии образования Педагоги­ческого института ЮФУ г. Ростова-на-Дону, которые, взаимодействуя с детьми-инвалидами, реа­лизуют волонтерский принцип «помощь равного равному».

Таким образом, настоящая программа направлена на психологическое сопровождение ода­ренных детей с особыми образовательными потребностями, помощь ребенку в реализации его творческого потенциала, содействие в процессе формирования психологически адекватной и со­циально-адаптированной личности.

Ссылка для цитирования

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/03/17/individualnaya-programma-razvitiya-odaryonnykh, http://psyjournals.ru/education21/issue/54379_full.shtml

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

10 Мл мочи достаточно для анализа ребенка

Как пользоваться мочеприемником? Использовать далее...

Наличие эритроцитов в моче ребенка

Эритроциты в моче у ребенка Эритроциты далее...

Сколько должен спать ребенок в 11 лет

Сколько должен спать ребенок и подросток (5-18 лет)? Мы уже далее...

Как почистить ковер от мочи ребенка

Пригодится ли «Ваниш», или Как почистить ковер в домашних далее...

Планшет для ребенка 6 лет

Планшет для ребенка – далее...

Игры викторины для детей 12 лет

Викторины для школьников Викторины с ответами для школьников 7-8 классаИнтеллектуальная далее...

Представление на ребенка дошкольника на пмпк

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся далее...

Популярные статьи

x