Главная » Развитие ребенка

Линии психического развития ребенка 1 года

Основные линии психического развития детей

Основные линии психического развития детей в процессе обучения и воспитания

Понимание социальной обусловленности психического развития человека отнюдь не означает того, что процесс развития можно свести к простому накоплению знаний и навыков. Учет социальной природы психического развития человека позволяет понять сложность и многосторонность этого процесса, ибо только, при таком подходе развитие выступает не как созревание или количественное увеличение тех или иных отдельных функций, а как развитие человека в целом, т.е. как развитие личности.

Содержание обучения и психическое развитие. Главную и определяющую сторону развития детей в процессе обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности. Например, швейцарский психолог Ж.Пиаже на основе проведенных им исследований утверждал, что детям младше 7-8 лет недоступны полноценные действия с числом. Также об изменении содержания образования и влиянии его на психическое развитие ребенка мы видим в исследованиях Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.

Развитие психологических механизмов применения способов и знаний.

Одни и те же способы, определяя общий тип деятельности, могут применяться детьми с разной степенью успешности, Учащихся нужно учить более высоким формам и видам деятельности (так же умственной), например умению связывать, соотносить конкретные и абстрактные знания.

Развитие общих свойств личности. В процессе развития происходит не только изменение, усложнение знаний и способов действия. Психическое развитие ребенка включает изменение его личности в целом, т.е. развитие общих свойств личности. В процессе развития изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов. Умений выполнять все большее количество разных действий, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. И тем не менее оказывается возможным среди всех этих изменений выделить наиболее общие и определяющие, К ним относятся:

1. Общее развитие свойства личной направленности ребенка. К ней можно отнести три типа:
а) учебная направленность (хорошо учиться получать хорошие оценки),
б) познавательная направленность (решать задачи, получать новые знания),
в) взаимоотношения с окружающими.

Таким образом учет личностной направленности первое и необходимое условие для осуществления наиболее эффективного обучения (овладения знаниями и способами) и воспитания ( развития личности) школьников.

2. Развитие психической структуры деятельности (мотив, цель, объект). Например, школьники делают ёлочные игрушки в подарок детскому саду. Мотив – различный ( сделать приятное малышам, выполнить требование учителя, удовлетворение самим процессом). Цель – сделать игрушки для ёлки. Объект – тот материал из которого делают игрушки.

Всякая деятельность включает в себя ряд элементов ( мотив, цель, объект). Все вместе характеризуют структуру деятельности.

3. Развитие механизмов сознания. Это изменение мыслительной деятельности. От наглядно-действенной, наглядно-образной к абстрактной, теоретической. У ребенка постепенно формируются понятия и системы понятий. Чем выше уровень развития сознания и мышления ребенка, тем сложнее используемые усваиваемые им понятия.

Итак, в целостном процессе психического развития ребенка можно выделить три основные стороны: 1) развитие знаний и способов деятельности в процессе обучения, 2) развитие психологических механизмов применения усвоенных способов, 3) развитие общих свойств личности. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.

В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно
«открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции.

По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие Средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Вторая линия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации в другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игрового действия. В результате распадается социальная ситуация развития, возникает предметное отношение к действительности, когда ребенок не только освоил назначение предметов, но и знает их функцию, а также к возникновению личного действия, осознанию «Я сам».

Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности:
- складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
- формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;
- возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

Малыш родился. Он начал свой жизненный путь, встретил первый рассвет, ощутил первый луч солнца. Он еще очень беспомощен - ваш ребенок, но при правильном уходе и воспитании таит в себе неограниченные возможности развития. Как важно создать малышу условия, которые обеспечат реализацию его возможностей. Для этого необходимо как можно раньше установить с малюткой двусторонний контакт, важно услышать и понять его, когда он еще не владеет словом, а о своих проблемах заявляет по-своему - криком. Это его первый язык - язык эмоций. Как по интонационной окраске этого языка распознать физическое состояние вашего малыша? Ответ один - стать просвещенными родителями.

Просвещенные родители - знающие родители, понимающие свою высокую роль и большую ответственность. Младенчество и раннее детство - годы родительского творчества: вы как умные зодчие выстраиваете храм телесного и душевного совершенства своего ребенка, стараетесь заложить фундамент здоровья и высокого интеллекта, индивидуальности. Это важно. В ранние годы интенсивно формируется (дозревает) мозг малютки. Общение со взрослым, речевой и телесный контакт, начальная рефлекторная ориентировочная активность, врожденный интерес к человеку - все за вас и вместе с вами!

Как молоко матери необходимо младенцу для его физического роста, так впечатления окружающего мира и общение с вами являются пищей для формирующейся психической жизни и ума: мозг учится анализировать и отражать окружающий мир, уподобляя ребенка той социальной среде, в которой он растет. Значит, развивающая среда, общение, занятия и игры с малюткой являются необходимостью. Малыш все, что видит или слышит, пропускает через свое сердечко , т.е. эмоционально реагирует на мир, который трогает и удивляет кроху своей новизной. Ребенок растет, завоевывая мир, он работает , прикладывая определенные усилия ко всему, что ему приходится выполнять впервые: первые действия руки, первый поворот, первый шаг, первое слово - все требует от малютки усилий и навыка.

Стиль поведения и характер, можно сказать, закладываются в ребенке с раннего детства, с молоком матери, на основе его подражательных действий. Малыш должен быть любим родителями и охраняем обществом. Только тогда он сам научится любить людей и окружающий его мир. Подарите ребенку радость общения, радость детства.

Педагогикой раннего возраста выделены следующие микропериоды младенчества:

  • новорожденность (первые 3-4 недели);
  • от 1 до 3 месяцев;
  • от 3 до 6 месяцев;
  • от 6 до 9 месяцев;
  • от 9 до 12 месяцев.

Каждый микропериод младенчества отличается от предыдущего и имеет свои выразительные особенности. В эти микропериоды происходит смена режимов кормления, сна и бодрствования ребенка. Периоды бодрствования имеют тенденцию к расширению форм общения. К эмоциональному общению , свойственному детям до шести месяцев, начиная с седьмого месяца, добавляется общение деловое , т.е. овладение действиями с предметами - предметная деятельность . Интенсивно меняется целенаправленная двигательная активность ребенка: если на первом месяце жизни он не умеет даже просто удерживать головку, то к двенадцати месяцам уже самостоятельно делает первые шаги. Уникальные метаморфозы развития в период младенчества по интенсивности не имеют аналогов во всей последующей жизни человека.

Окружающая среда может быть названа развивающей, если она обеспечивает ведущие линии развития в каждый микропериод младенчества и способствует ведущим видам деятельности. Ведущей называют такую деятельность, которая в данный период детства оказывает стратегически важное влияние на психическое развитие ребенка.

Ведущие линии развития - познавательное развитие (его педагогическая направленность - сенсорное воспитание и развитие действий с предметами); социальное (эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым); речевое (ознакомление с окружающим и подготовительные этапы развития речи и мышления); моторное (развитие общих движений и действий руки). Ведущие линии развития включают своевременное появление ведущих навыков деятельности, что обеспечивает и физическое, и психическое развитие малыша.

Сайт расскажет о воспитании ребенка от момента рождения до 1 года. На его страницах вы найдете стройную систему программных требований и задач, средств реализации (занятий), приводящих к определенным результатам по показателям развития.

Поступательное развитие ребенка обеспечивается системой педагогических воздействий, в том числе развивающими играми-занятиями, которые представлены в каждом возрастном периоде. Воспитательные задачи и средства меняются от месяца к месяцу: малыш растет на глазах. Взрослые постоянно ориентируются на ближайшее развитие ребенка. Это способствует пропедевтике более сложных умений и навыков, т.е. необходимости в сегодняшнем дне прогнозировать день завтрашний.

Поговорим о темпах развития ребенка. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги - чему малыш научился за этот период. Успешное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних показателей на 15 дней. Если малыш к концу месяца не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном, или раннем развитии. Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка, советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание, а на три месяца и больше - как значительное отставание в развитии, которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: педагога, психолога, невролога, педиатра и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения.

Раннее развитие малыша, как и его задержка, должно быть под контролем специалистов. Следует принять во внимание золотое правило педагогики: целесообразно идти за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии.

Источники: http://www.labex.ru/page/g14_psy_voz_9.html, http://psyera.ru/2322/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-1-goda-do-3-let, http://rebyenok.ru/0012.php

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Сериалы для детей 9 лет

10 сериалов, которые можно далее...

Теремок игры детей детские

Детские игры Теремок далее...

Психологическая характеристика на дошкольника зпр готовая

В нашей группе детского сада ребенок с далее...

Зубы у детей 2 года схема

Количество зубов у далее...

Кормление ребенка 3 5 месяцев

Форум родителей: Питание трехмесячного ребенка Обсуждение далее...

России 5 лет детям

Детское пособие на далее...

Речевое развитие детей дошкольного возраста включает

Речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием далее...

Популярные статьи