Главная » Развитие ребенка

Методы развития речи детей младшего дошкольного возраста

В пособии раскрывается методика работы по развитию речи детей во всех возрастных группах дошкольного учреждения. Представлены все основные аспекты речевой работы: формирование словаря, становление грамматического строя речи, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и др.; даются примерные конспекты занятий.

Пособие адресовано воспитателям детского сада.

ВВЕДЕНИЕ

В основу предлагаемой в пособии методики положены научные теории и взгляды психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина. Ученый считал, что направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребенка на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения. Существенную роль здесь также играют явно «неподражательные» элементы — обобщение языковых и речевых явлений и их осознание, которое может формироваться как неосознаваемое обобщение, как «чувство языка». Следует подчеркнуть, что при этом подражание остается фактором речевого развития, однако в основе последнего лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения — формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Методики развития речи

Развитие речи детей - это вопрос, который волнует многих родителей. В данной статье мы не будем останавливаться на логопедических нормах: когда начать, сколько слов говорить, что делать, если ещё не разговаривает. Умница специализируется на раннем развитии детей, поэтому наша задача - помочь в нужном возрасте создать базу, основу для того, чтобы ваш ребёнок сам заговорил красиво и правильно.

Когда учить ребёнка говорить?

Как и во всём, что касается раннего детского развития, оптимальный возраст для старта речевых занятий - с рождения и до года. На то есть несколько причин:

Новорождённый говорить, конечно, ещё не умеет. Но он впитывает информацию как губка, поэтому активное общение формирует пассивный словарный запас ребёнка, которым он воспользуется в будущем.

Речь, как известно, бывает устная и письменная. Это две стороны одной медали, поэтому раннее обучение чтению тоже развивает вербальный интеллект и навыки говорения. А методики обучения чтению рассчитаны как раз на возраст с рождения.

Народная мудрость не зря создала столько потешек, колыбельных, мирилочек и шагалочек для самых маленьких. Разговоры с новорождённым, игры на развитие моторики, массажи и другие приёмы, которыми пользуются родители уже тысячи лет, создают вокруг малыша правильную речевую среду, которая стимулирует его на самостоятельное общение (желание коммуницировать и быть понятым).

Итак, развитие речи в раннем возрасте полезно и важно для малыша. Как же научить ребёнка говорить красиво и правильно?

Говорим и читаем с пелёнок

Для раннего речевого развития ребёнка Умница предлагает готовую систему занятий Говорим и читаем с пелёнок . Она состоит из 3 комплектов:

  • Чтение с пелёнок
  • Говорим с пелёнок
  • Карточки Домана на DVD

В основе этой Системы лежит методика Домана-Маниченко: развитие способностей с рождения через демонстрацию карточек, специальных книг, анимационных сюжетов с раннего возраста. Обучение происходит в формате игры и максимально естественно для ребёнка, ведь он просто с интересом проводит время с мамой, и при этом учится говорить.

Что включает данная система обучения?

Чтение с пелёнок - это база для развития вербального интеллекта. Ваш ребёнок не просто научится читать с рождения (это, пожалуй, приятный побочный эффект ). Главное, что занятия по этому комплекту тренируют внимание, память малыша, улучшают его остроту и скорость мышления, а также очень полезны для развития слуха и зрения в раннем возрасте. С этого комплекта рекомендуется начинать обучение.

Через 2 недели после старта Чтения с пелёнок рекомендуется подключать комплект Говорим с пелёнок . Он не просто решает задачу, как научить ребёнка говорить, но и подкрепляет ваши занятия по чтению. Обучение строится на народном творчестве - тех самых потешках, колыбельных и других добрых бабушкиных фольклорных элементах. Занятия включают в себя игры на развитие моторики, мелкой (пальчиковые игры) и крупной (массажики), что положительно влияет на подготовку речевого аппарата к говорению.

Карточки Домана на DVD - это оптимальное дополнение для развития речи детей раннего возраста. Эта программа для раннего развития состоит из 5 DVD, разбитых по уровню сложности. Каждый диск содержит так называемую словообразовательную анимацию - малыш слышит слово, видит его значение, смотрит короткий сюжет на эту тему. Слово проговаривает диктор, другие малыши, а также оно на глазах меняется (например, из мамы наглядно превращается в мамочку ), позволяя понять, как в русском языке образуются слова.

Пусть вас не пугает то, что комплектов три - занятия по ним несложно встроить в ваш обычный образ жизни, ведь одна игра по комплекту занимает от 5 секунд до пары минут. Такая система раннего развития подразумевает определённую регулярность занятий - в день по Чтению рекомендуется 3-5 мини-уроков, по Говорим с пелёнок 1-2, Карточки Домана на DVD можно смотреть 3 раза в день по 5 минут. Но в среднем такие занятия требуют не больше одного часа в день.

Каких результатов можно добиться?

Главный результат по системе обучения Говорим и читаем с пелёнок является развитие вербального интеллекта ребёнка. Это способность красиво и понятно говорить и писать, не полезть за словом в карман , аргументированно доказывать свою позицию и вообще доносить свою точку зрения. Он лежит в основе академической успеваемости - замечено, что разговорчивые дети лучше учатся в школе.Также данная система обеспечивает удивительный словарный запас, способность сразу выражать свои мысли словосочетаниями и предложениями, отличную память и концентрацию внимания. Ну а Чтение с пелёнок , как следует из названия, учит читать целыми словами, причём даже до того, как ребёнок научится говорить.

Как быстро малыш научится говорить?

Система рассчитана на 1-1,5 года занятий. Безусловно, первые результаты (в том числе, выход в речь) вы увидите и раньше. Данный срок - это длительность всей программы раннего развития, рассчитанной на долгосрочный эффект. Такой задачи перед ней не стоит. Ваш малыш выйдет в речь тогда, когда к этому будет готов его речевой аппарат, а также в зависимости от своих интересов и речевой активности родителей. Ранний выход в речь не гарантирует её правильности и какого-то полезного эффекта в долгосрочной перспективе, поэтому не стоит стремиться как можно раньше услышать как можно больше слов от малыша. Главное, чтобы после выхода в речь он говорил красиво и правильно

Другие методики развития речи:

Умница специализируется на раннем детском развитии, поэтому в нашем ассортименте нет методик для детей более старшего возраста. Но если вас интересует тема развития речи дошкольников, то можно обратить внимание на следующих авторов и их работы:

  • Бородич А.М. Методика развития речи детей
  • Алексеева М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников
  • Методика М.Ф.Фомичёвой Воспитание у детей правильного произношения
  • Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста

Обращаем ваше внимание, что данные методики развития речи приводятся для справки, если вы хотите узнать больше о том, как научить ребёнка хорошо говорить или решить логопедические проблемы. Консультаций по этим методикам мы не проводим.

Тест

Развитие речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Аблаева К. Е.

Статья посвящена проблеме развития речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста. В статье рассматривается методика формирования коммуникативной деятельности детей с целью развития речи младших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Статья может быть полезна преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, специалистам, занимающимся проблемами дошкольной дидактики, вопросами речевого развития детей дошкольного возраста.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения , Аблаева К. Е.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Аблаева К. Е. Развитие речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №21-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-kak-sredstva-obscheniya-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Аблаева К. Е. Развитие речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2011). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-kak-sredstva-obscheniya-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Аблаева К. Е. (2011). Развитие речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-kak-sredstva-obscheniya-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Аблаева К. Е. Развитие речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №21-2 С.28-33.

Аблаева К. Е. Развитие речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2011).

Аблаева К. Е. (2011). Развитие речи как средства общения у детей младшего дошкольного возраста. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

Источники: http://pedlib.ru/Books/5/0220/5_0220-1.shtml, http://www.umnitsa.ru/articles/metodiki-razvitiya-rechi/, http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-kak-sredstva-obscheniya-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Общая характеристика познавательного развития дошкольников

Общая характеристика психического развития ребенка от далее...

Смешные истории детей 9 лет

Дети говорят: прикольные истории из жизни Папа собирается на работу, далее...

Сопли горле ребенка лечение

Сопли в горле у ребенка Стекание соплей в горло ребёнка далее...

Сыпь ушами ребенка фото

У ребенка сыпь за ушами фото Лучшие статьи на далее...

Чему учить ребенка в 2 года

2 года: как далее...

Температура 37 2 у трехмесячного ребенка

У трехмесячного ребенка температура Когда у малышей поднимается температура, далее...

Ребенок срыгивает после каждого кормления и икает

Икота у ребенка после каждого кормления Молодые мамы часто далее...

Популярные статьи