Главная » Развитие ребенка

Мониторинг социально личностного развития ребенка

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Погорелова М. А.

В современном мире образование рассматривается как общечеловеческая ценность. В большинстве стран право человека на образование закреплено законодательно. Предполагается, что реализацию этого права обеспечивает существующая в государстве система образования.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения , Погорелова М. А.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Погорелова М. А. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста на основе компетентностного подхода // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №34. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-lichnostnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 17.09).

Погорелова М. А. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста на основе компетентностного подхода Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-lichnostnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 17.09).

Погорелова М. А. (2013). Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста на основе компетентностного подхода. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-lichnostnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Погорелова М. А. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста на основе компетентностного подхода // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №34 С.174-178.

Погорелова М. А. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста на основе компетентностного подхода Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения (2013).

Погорелова М. А. (2013). Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста на основе компетентностного подхода. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения

Методическая разработка по теме:
Инновационная деятельность в ДОУ по формированию социально-личностного развития детей

« Дом не стоит без фундамента.

Дерево не растет с подрубленным корнем.

Человек не может жить без основы.

Сердцевинка должна быть в нем.

А это - прошлое наше и светлая память о нем.»

Причиной обращения к проблеме педагогического сопровождения социально-личностного развития послужил уход от педагогики формирования к педагогике обогащения возможностей ребенка, к обеспечению условий его саморазвития. Особую актуальность данная проблема приобретает в период детства, так как дошкольник, отличается особой чувствительностью, уязвимостью в отношении средовых факторов, среди которых ведущую роль играют взаимоотношения в системах: «ребенок-взрослый», «ребенок-педагог», «ребенок-сверстник».

Актуальность темы исследования заключается в необходимости проектирования модели педагогического сопровождения социально-личностного развития ребенка в период детства, определения оптимальных условий педагогического сопровождения ребенка в рамках взаимного признания автономии каждого из субъектов общения, построения единого психологического пространства для успешного социально-личностного развития. Становится очевидной необходимость и возможность целостного исследования процессов развития социально-личностной компетентности ребенка в период детства.

В учебном пособии Бабуновой Т.М. приводится следующее понятие «социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить».

Наше общество переживает сложный переходный период от забвения родной культуры, духовного наследия предков, тоталитарной духовной и личностной нищеты к развитию действительно свободной личности, взращенной на вечных и нетленных ценностях человеческого опыта. Именно к таким ценностям относятся национальные традиции и мировая культура, которые формируют у человека истинное понимание добра и зла, свободы, чести, совести и личностное отношение к общечеловеческим ценностям. Помочь подрастающему поколению в приобщении к мировым художественным и культурным ценностям, памятникам материальной и духовной культуры, раскрыть перед ними всё богатство достижений человеческого духа, формировать морально - нравственные личностные качества, творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка - это основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом детского сада. Педагоги должны открыть перед ребенком окно в удивительный и многообразный мир архитектуры и живописи, музыки и литературы, мифов и сказок, истории, народных игр и традиций. Для формирования основ мировоззрения детей особенно важно знакомить их с народными обычаями, играми, декоративно - прикладным искусством, которые хранят в себе и передают новым поколениям выработанные народом формы эстетического отношения к миру. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Современный детский сад все в большей степени становиться открытой в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников.

Развивающемуся российскому обществу нужны образованные нравственные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству и обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Педагогический коллектив детского сада работает по комплексной программе развития детей «Детство», один из разделов которой посвящён миру социальных отношений дошкольников и называется «Ребёнок входит в мир социальных отношений». В связи с этим в 2003 году началось внедрение в практику программы развития навыков общения у детей 5-7 лет «Азбука общения» Л.М. Шипицыной.

Работая по данным программам, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Так, в некоторых программах не выделен специальный раздел «социально – личностное развитие», а задачи социального, нравственного, личностного развития ребенка включены в контекст других разделов.

Чтобы восполнить эти пробелы и подготовить педагогов к целенаправленной работе с дошкольниками и родителями были созданы центры с различной направленностью:

  1. Социальный мир на основе славянской культуры.
  2. Кружки «Забавушка» и «Русские былины»
  1. Сказочные образы в совместной и свободной деятельности.
  1. Оздоровительная работа через приобщение детей к валеологической культуре.
  1. Краеведческая лаборатория. Кружок «Пимочка»
  1. Музыкальное развитие с использованием театрализованной деятельности. Кружок «Ералаш».
  2. Логопедическая работа с использованием малых форм фольклора. Кружок «Златоустье»
  3. Родительский клуб «СемьЯ».

Культура семьи - это система отношений, получаемая ребёнком с рождения, к людям, природе, культурному наследству. Поэтому мы решили особое внимание уделить просвещению и педагогическому сопровождению семьи, вовлечению её в образовательный процесс путем приобщения к отечественной культуре семейного воспитания, к народным традициям.

Вопрос полноценного развития детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

Эти аргументы доказывают актуальность и своевременность обращения к изучаемой нами теме.

Целью данной деятельности является:

- создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников через внедрение новой технологии в воспитательно-образовательное пространство МДОУ.

- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

- формирование базисных основ личности, потребности в здоровом образе жизни;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- развитие лингвистических способностей;

- взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказание им психолого-педагогической помощи;

- формирование у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребенка;

- формирование осознания принадлежности к культуре народов России и народов, проживающих на территории России через приобщение к культуре, истории и традициям.

Создание модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка.

Этапы реализации проекта:

Организационно-педагогическая деятельность руководителя по модернизации образовательной системы ДОУ.

Социально-личностное развитие дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.

Влияние строительно-конструктивных игр на развитие первоначальных представлений социального характера у дошкольников.

Краеведческое образование как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Трудовая деятельность – основа социально-личностного воспитания дошкольников в ДОУ.

Формирования ценностей здорового образа жизни в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Приобщение детей к русскому народному творчеству в процессе коррекции и развития речи с использованием малых фольклорных форм (скороговорок).

Использование возможностей образовательной области Музыка для развития коммуникативной компетентности, социального мышления, элементов творчества в общении.

Мониторинг социально-личностного развития детей дошкольного возраста в ДОУ.

Инновационные формы взаимодействия с родителями по социально-личностному развитию дошкольников.

Ресурсы образовательной деятельности для организации стажировки (пакет локальных актов, программные материалы, проектные разработки, информационные базы данных, электронные ресурсы и др.)

Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,

Алгоритм социально-личностного развития детей дошкольного возраста, механизмы его регулирования в ДОУ.

предметно-пространственная среда детского сада,

Мастер-классы Формирование у дошкольников системных представлений о труде взрослых ,

Организация строительной игры (старший дошкольный возраст) .

Модель приобщения дошкольников

к народной культуре на основе культурно-исторических традиций Донского края .

Показатели личностного развития педагога и ребенка.

Показатели компетентности педагога в социально-личностном развитии дошкольников (определение своего места и роли в окружающем мире, в коллективе, владение культурными нормами и традициями, проявление их в сфере трудовых отношений, освоение социальных норм в игровой деятельности).

Дрововозова Л.Н. Роль музыкально-двигательных этюдов в развитии воображения детей младшего дошкольного возраста// Музыкальное воспитание дошкольников: новые программы и технологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26-27 апреля 2007 года)/ Под ред С.Ф.Хлебуновой. Ростов н/Д: Изд. Ростовского областного ИПК и ПРО, 2007. С. 66-69.

Дрововозова Л.Н. Конспекты музыкальных занятий Как нам песня помогла , Как мы спасали зайчат , Прогулка в весенний лес // Учебно-методическое пособие Развиваем музыкальные способности дошкольников , часть II/ Под ред. Н.В. Корчаловской, В.Н. Лукьяненко. Ростов н/Д: Изд. Ростовского областного ИПК и ПРО, 2009. С.24-26, 42-44, 60-61.

Дрововозова Л.Н. Конспекты музыкальных занятий Прогулка в зимний лес , Поможем вернуть музыку // Учебно-методическое пособие Развиваем музыкальные способности дошкольников , часть III/ Под ред. Н.В Корчаловской, В.Н. Лукьяненко. Ростов н/Д: Изд. Ростовского областного ИПК и ПРО, 2009. С. 40-42, 48-50.

Меняйленко Л.Н. Охрана и постановка певческого голоса дошкольников // Музыкальное воспитание дошкольников: новые программы и технологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26-27 апреля 2007 года)/ Под ред С.Ф.Хлебуновой. Ростов н/Д: Изд. Ростовского областного ИПК и ПРО, 2007. С.56-59.

Меняйленко Л.Н. Учет психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста при развитии вокальных способностей// Электронные материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества Психология - будущему России . Ростов н/Д, 2007.

Меняйленко Л.Н. Конспекты музыкальных занятий Путешествие в сказочную страну , Встречи в весеннем лесу // Учебно-методическое пособие Развиваем музыкальные способности дошкольников , часть II/ Под ред. Н.В. Корчаловской, В.Н. Лукьяненко. Ростов н/Д: Изд. Ростовского областного ИПК и ПРО, 2009. С. 26-28, 55-58.

Меняйленко Л.Н. Конспект музыкального занятия Музыка наших чувств // Учебно-методическое пособие Развиваем музыкальные способности дошкольников , часть III/ Под ред. Н.В. Корчаловской, В.Н. Лукьяненко. Ростов н/Д: Изд. Ростовского областного ИПК и ПРО, 2009. С. 91.

Рябченко Г.Г. Этапы управления инновационными процессами в рамках реализации программы Н.М. Крыловой Детский сад – Дом радости // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Управление качеством образования в условиях инновационного внедрения программы и технологии Н.М. Крыловой Детский сад – Дом радости . Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. С.23-25.

Щербак А.В. Сайт детского сада// Сборник научных трудов участников XI Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки Информационные технологии в образовании-2011 . Ростов на /Д: Ростиздат, 2011. С. 145.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-lichnostnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-kompetentnostnogo-podhoda, http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/01/13/innovatsionnaya-deyatelnost-v-dou-po-formirovaniyu-sotsialno, http://roipkpro.ru/fcpro-sp/1132-mdou66tag.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Эмоциональное взаимодействие матери ребенка

Эмоциональное взаимодействие матери и ребенка Теоретические далее...

Кал ребенка 8 лет

Клиническая картина у детей, страдающих дневным энкомпрезом, однообразна. Только далее...

Список литературы детей 10 лет

Список литературы детям от Дмитрия Быкова Известный писатель Дмитрий далее...

Ребенку 2 7 лет

Можно ли лечить кашель горчичниками? На далее...

Розовая сыпь у ребенка

Что означает сыпь у ребенка и как далее...

Творческую деятельность детей взрослых

Ученые, педагоги и психологи рассматривают творчество далее...

Конкурсы игры детей 2 лет

Игры и конкурсы для детей 3 лет День далее...

Популярные статьи