Главная » Развитие ребенка

Нервно психологическое развитие детей года

Нервно-психическое развитие детей до года

Всесторонний, внимательный, глубокий анализ психического развития детей является предметом исследований многих специалистов: врачей психологов, воспитателей.

Врачу педиатру, для решения задач комплексной оценки состояния здоровья ребенка, необходимо знание основных критериев нормы развития психики и моторики в каждом возрастном периоде ребенка.

Выделяют следующие основные периоды развития ребенка:

  • Младенческий (с 0—1 года)
  • Детский ранний возраст (с 1—3 лет)
  • Предшкольный (с 3—5 лет)
  • Дошкольный (с 5—7 лет)
  • Младший школьный возраст (с 7 — 11 лет)
  • Подростковый (с 11—15 лет).


Подробно остановимся на развитии ребенка в младенчестве. В основном педиатр получает информацию от родителей ребенка, из наблюдения за ним во время приема у врача, анализом социума, который окружает малыша. За первый год своей жизни ребенок проделывает грандиозный, по значению и по достижениям, путь развития. И у каждого ребенка он индивидуальный!

  • уже десять дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет;
  • в 1 месяц — прислушивается к громким звукам, голосу матери; появляется первая улыбка; лежа на животе, пытается поднимать и удерживать головку
  • в 2 месяца — начинает произносить отдельные звуки (гуление), долго следит за движущийся игрушкой, отвечает улыбкой на разговор с ним;
  • в 3 месяца — долго лежит на животе, опираясь на предплечье, высоко поднимает голову, хорошо удерживает её в вертикальном положении; в 3,5 месяца случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
  • в 4 месяца, увидев мать, происходит комплекс оживления. Малыш громко смеётся в ответ на обращение, гулит подолгу. Рассматривает и захватывает висящую игрушку;
  • в 5 месяцев — отличает близких людей от чужих; различает строгую и ласковую интонацию матери; берёт игрушку из рук взрослого; ловко переворачивается; устойчиво стоит при поддержке, пытается есть с ложки полугустую пищу;
  • в 6 месяцев — малыш перекладывает игрушку из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину, со спины на живот, пытается ползти, начинает произносить отдельные слоги (лепет), пытается пить с кружки;
  • в 7 месяцев — стучит игрушкой; хорошо ползает; сидит сам; на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящейся постоянно в определенном месте (часы, окно);
  • в 8 месяцев — может долго заниматься игрушками, подражая действиям взрослого: катает, стучит, встаёт в кроватке, «стряпает ладушки», «делает фонарики». Любит погрызть корочку хлеба, яблоко;
  • в 9 месяцев — узнаёт и радуется; переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками; многократно повторяет слоги (па-па, ма-ма);
  • в 10 месяцев — «влезает» на диван, ступеньку, ящик. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. Ходит с поддержкой за одну руку;
  • в 11 месяцев — радуется приходу детей, стоит самостоятельно, пытается делать первые шаги, произносит первые слова (дай, на, ав, мама, баба, би-би);
  • в 12 месяцев — узнаёт на фото знакомого взрослого. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками — кормит куклу, баюкает, катает машинку. Ходит самостоятельно, пытается держать кружку, ест густую пищу. Легко подражает новым словам, произносит 8—12 слов.

Врач педиатр определяет, отстаёт или опережает ребенок своих сверстников в тех или иных навыках развития. Советует родителям как помочь развить у ребенка мелкую моторику, освоить новые движения, научиться воспринимать и различать основные цвета и звуки, узнавать и различать предметы.

Несмотря на малый возраст, годовалый ребенок уже имеет свои индивидуальные особенности, виден его темперамент, простейшие навыки, вкусы.

Если педиатр отмечает какие-то отклонения в нервно-психическом развитии ребенка до года, направляет к специалистам для коррекции проблемы: детскому неврологу, психологу, при необходимости, уже эти специалисты проводят коррекцию либо с помощью медикаментов, или психологическую коррекцию.

Квалифицированную помощь можно получить в семейной поликлинике «Доктор — опыт и компетентность».

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап — моторный. характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап — сенсорный. продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап — аффективный. длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

Удерживает в поле зрения предмет (ступенчатое слежение)

Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно следить за движущимся предметом. Прислушивается к звукам, голосу взрослого. Начинает улыбаться. Лёжа на животе, пытается поднять и удерживать голову.

Длительно фиксирует взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете. Появляется навык длительного слежения за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Совершает ищущие повороты головы на звук. Приподнимается и непродолжительно удерживает голову, лёжа на животе. Начинает произносить отдельные звуки.

Находясь в вертикальном положении, способен длительно удерживать взгляд на лице взрослого или игрушке. Оживлённо реагирует на попытки общения с ним. Способен несколько минут лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

Начинает узнавать близких родственников, отвечая позитивными эмоциями. Ищет глазами невидимый источник звука. Позитивные эмоции выражает смехом. Способен захватывать висящую игрушку и длительно её рассматривать. Начинает гулить . Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.

По-разному реагирует на попытки контакта близких и незнакомых людей. Способен узнавать голос матери, различать строгие и ласковые интонации при обращении к нему. Быстро берёт игрушку из рук взрослого и удерживает её. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно и устойчиво стоит на ногах при поддержке за подмышки. Способен есть с ложки густую пищу.

Способен различать своё и чужое имя; берёт игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую; может переворачиваться с живота на спину и передвигаться, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

Активно занимается с игрушкой (стучит, размахивает, бросает); хорошо ползает. В ответ на вопрос Где? способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Пьёт из чашки.

Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и т.д.). Самостоятельно садится и ложится, встаёт и переступает, держась за барьер. На вопрос Где? находит несколько предметов на своих местах, по команде взрослого выполняет выученные ранее действия (например: ладушки , дай ручку и пр.).

Способен совершать плясовые движения под звучащую музыку. Осуществляет разнообразные манипуляции с предметами в зависимости от их свойств и качеств (катает, гремит, открывает и т.д.). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос Где? находит несколько предметов, независимо от их местоположения. Знает своё имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги.

По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает, закрывает, вынимает и пр.Совершает первые самостоятельные попытки подняться по лестнице. По просьбе Дай находит и даёт знакомые предметы.

Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает, снимает, одевает кольцо и т.д. Способен самостоятельно стоять, делать первые самостоятельные шаги. Первые попытки обобщения в понимаемой речи. Произносит первые слова, обозначения ( дай ,ав-ав , на , па ).

Способен узнавать на фотографии знакомых, выполнять самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит); переносит разученные действия с одного предмета на другой. Самостоятельно сидит без опоры. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т.д.); Различает значения слов можно и нельзя . Легко подражает новым слогам, произносит до 10 слов.

Самостоятельно ходит, приседает, наклоняется. Умеет воспроизводить в игре команды взрослых (кормить куклу, собрать пирамидку). Начинает употреблять облегчённые слова (машина: би-би , собака: ав-ав и пр.).

Способен из предметов разной формы по предлагаемому образцу или слову подбирать предметы аналогичного вида. Движения более координированные, перешагивает через препятствия шагом (через палку). Способен воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент сильной заинтересованности или удивления называет предметы; произносит 30-40 слов. По команде выбирает среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.

Способен различать 3 разных по величине предмета. Начинает собирать примитивные конструкции (строит ворота, скамейки, домики). Для общения пользуется простыми предложениями; отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться или раздеваться.

Способен перешагивать через препятствия, чередуя шаг; воспроизводит ряд логически связанных игровых действий (купает и вытирает куклу). Словарный запас — 300-400 слов. Понимает короткие рассказы о событиях, знакомых ребёнку по опыту (показатель проверяется в семье).

Способен подбирать по образцу разнообразные предметы 4-х цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу. Осуществляет взаимосвязанные или последовательные 2-5 этапные игровые действия (кормит куклу, укладывает спать, идёт гулять). Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Активно использует вопросы Кто? и Где?

Способен выполнять определённую роль в игре, например, играя с куклой, действует от имени матери или доктора. Употребляет сложные предложения, вопросы Когда? , Почему? . Словарный запас — 1200-1500 слов. Одевается самостоятельно, без или с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.

Схема комплексной оценки здоровья ребёнка
Пигалов А. П. Кулакова Г. А. Соловьёва Н. А. Волгина С. Я. Казань, 1994, стр. 36-40

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Обычно в 1 год 6 месяцев самым заметным является прогресс в речевом развитии малыша - у большинства детей существенно улучшается как понимание чужой речи, так и качество собственной речевой продукции. Правильные слова, обозначающие какие-либо объекты окружающей среды все чаще используются вместо прежних облегченных слов ( машина вместо би-би , собака вместо ав-ав и т.д.) Некоторые из малышей (преимущественно девочки) в это время уже произносят первые простые фразы. Видимо растет и количество правильно понимаемых малышом инструкций. Так же, как и характер последних - ребенок 1 в год 6 месяцев нередко способен выполнить довольно сложную родительскую просьбу.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев. Быстро развивающийся интеллект малыша позволяет ему решать первые в жизни логические задачи - например, большинство детей этого возраста могут без видимых усилий обобщать предметы по существенным признакам. Попробуйте выставить перед малышом ряд знакомых ему игрушек, среди которых будут, скажем, два плюшевых медвежонка (разных цветов), плюшевый же заяц и пластиковая кукла, а затем попросите его подать Вам медвежонка. После того, как малыш отдаст первого из двух медвежат, повторите просьбу. После отдачи второго повторите просьбу в третий раз. Удивленный взгляд малыша будет лучшим доказательством того, что его головной мозг способен справляться с решением не только конкретных, но и более или менее абстрактных задач: медвежат-то в ряду больше нет:)

Присмотритесь к тому, как малыш играет, оставаясь один: в этой сфере также произошли видимые изменения в сторону усложнения и совершенствования. Случайно подсмотренная ребенком телепрограмма или фрагмент фильма вполне способны подвигнуть маленького человека к имитации увиденных действий. Как, впрочем, и увиденные бытовые сцены. Так что не стоит удивляться, если малыш вдруг (безо всяких, то бишь, просьб) принялся упорно расчесывать волосы куклы или нещадно изрисовал кукольное же лица разноцветными фломастерами - это может оказаться как эхом просмотра телепередачи типа Фасон , так и следствием наблюдения за ежедневными косметическими манипуляциями мамы.

Успешно подражает маленький человек и действиям с игрушками, показанным взрослым во время игр-занятий. Вслед за Вами малыш будет с удовольствием громоздить друг на друга кубики и призмы, доставать из коробок и упрятывать обратно мелкие предметы. Стремительно совершенствующаяся тонкая моторика позволяет полуторалетнему ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев - некоторые маленькие вундеркинды уже вовсю (и довольно продуктивно:) играют с пластиковыми блоками Лего или пластиковой же мозаикой.

Развивающаяся тонкая моторика в 1 год 6 месяцев помогает малышу овладеть и кое-какими бытовыми навыками - из тех, что раньше никак не поддавались усвоению. Например, такими, как самостоятельное стаскивание с себя колготок перед ежедневными водными процедурами или посадкой на горшок:) Или умение подчерпнуть ложкой из родительской тарелки заинтересовавший внимание юного исследователя фрагмент сосиски:) В целом же, во время еды ребенок полутора лет нередко способен более или менее уверенно управляться с ложкой и кружкой: место, отведенное малышу для трапез после таковых уже гораздо меньше напоминает полигон для бомбометания (где вместо бомб используются каши и паровые котлеты).

Совершенствуется и общая моторика ребенка - как утверждают специалисты, в это время малыш уже умеет переступать приставным шагом через три-четыре низких деревянных брусочка, разложенных на полу друг за другом:) Реально же некоторые из полуторалетних индивидов способны на гораздо более сложные действия - что-нибудь вроде. застывания в позе своеобразной ласточки (с опорой на голову, ручки и одну ножку; вторая при этом отчаянно задирается вверх:)) Или еще более замысловатые фокусы :)

Степень моторной координированности ребенка в 1 год 6 месяцев зависит от многих условий - начиная от общего состояния здоровья и заканчивая генетическими особенностями организма. Так что не стоит переживать, если малыш не спешит демонстрировать головокружительные трюки, о которых с восторгом расказывают Ваши приятели, имеющие детей примерно того же возраста. Всему свое время - главное, чтобы ребенок был здоров и имел все необходимое для тренировки своей моторики. Под последним условием понимается наличие достаточного пространства для хождения, бегания и лазания, а также наличие внимательных и неленивых родителей:)

Чтож, и этот квартал не подкачал : по крайней мере, у абсолютного большинства мам и пап полуторалетних малышей появилось немало поводов для удовлетворения своей родительской гордости - чувства, кстати, совершенно безобидного и очень даже замечательного:) Остается в очередной раз напомнить, что прогресс в развитии малыша прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком - успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)

Источники: http://www.doctor-ok.ru/articles/5/81/, http://spravka.komarovskiy.net/nervno-psixicheskoe-razvitie-rebyonka-rannego-detskogo-vozrasta.html, http://www.best-mother.ru/233_nervno-psihicheskoe_razvitie_rebenka_v_1_god_i_6_mesyatsev

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Отравление ребенка 2 года

Безопасность младенца. Острые отравления У грудного ребенка не спросишь, далее...

Цефазолин при кормлении ребенка

Прием антибиотиков при грудном вскармливании При грудном кормлении далее...

Ребенку 3 5 болит живот

Определение пола ребенка по сердцебиению Любым далее...

Обучение ребенка 6 лет

Обучение иностранному языку ребенка далее...

Формирование осанки детей реферат

Доклад на тему: «Формирование далее...

Игры с детьми видео 2 года

— Главная — Дети — Развитие ребенка — Игры далее...

Эмоционально волевая готовность ребенка к школе методики

Эмоционально-волевая готовность к школе, подготовка руки к письму 22 Март далее...

Популярные статьи