Главная » Развитие ребенка

Нормы развития детей раннего возраста

Нормы развития ребенка -таблицы роста и веса ВОЗ

Один из наиболее частых вопросов, который возникает почти у всех мам и пап в первые месяцы жизни малыша -это насколько хорошо растет и развивается их сын или дочка.

Вес ребенка и его динамика зачастую тревожат родителей, т.к. всем известно, что эти параметры являются важными показателями здоровья малыша. Однако, зачастую родители сталкиваются с довольно противоречивой информацией относительно того, какой же вес и рост являются нормальными для ребенка данного возраста.

В этой статье мы приведем самые современные сведения по этому вопросу, проиллюстрируем их графиками норм прибавок веса и роста, разработанными ВОЗ для детей на грудном вскармливании, и поможем разобраться, как же пользоваться этими графиками.

Действующие до последнего времени и широко распространенные эталонные величины массы тела и роста ребенка для каждого возраста не показывали, как должны расти дети, чтобы их здоровье находилось в наилучшем состоянии. Вместо этого они просто описывали, как растет средний ребенок.

Нормы роста детей, разработанные ВОЗ, представляют собой нечто большее, чем действующие ныне эталонные показатели -они дают возможность оценивать в сопоставлении с некоторой нормативной оптимальной величиной важные параметры физического развития, такие, как масса тела и рост детей грудного и раннего возраста.

В Глобальной стратегии по кормлению детей грудного и раннего возраста», разработанной ВОЗ и ЮНИСЕФ 2002 г. говорится, что грудное вскармливание является самым лучшим способом предоставления идеальной пищи для здорового роста и развития грудных детей. В ней рекомендуется кормить грудных детей исключительно грудью в течение первых шести месяцев жизни, чтобы дети могли достичь оптимальных показателей роста, развития и здоровья. А после этого возраста для удовлетворения их меняющихся пищевых потребностей, дети должны получать адекватный и безопасный прикорм, однако грудное вскармливание может и должно продолжаться до двух лет или более по желанию мамы и ребенка.

В этой связи одной из отличительных особенностей новых норм развития является понимание грудного вскармливания как «биологической нормы». А здоровый ребенок, кормящийся грудным молоком и не имеющей избыточной массы тела, приводится в качестве эталона для измерения здорового роста и веса, поэтому новые нормы роста и веса детей отличаются от тех эталонов, которые были даны ранее, так как прежние эталоны веса и роста детей были основаны на показателях в сформированной случайным образом совокупности детей, куда входили малыши как на грудном, так и на искусственном вскармливании.

Для разработки же новых норм было исследовано 8440 детей, которые воспитывались в среде, способствующей здоровому росту и включающей в себя грудное вскармливание, здоровые рационы питания, предупреждение инфекций и борьба с ними. Кроме того, их матери воздерживались от курения во время беременности и после нее и адекватно ухаживали и занимались с ребенком. Данный проект осуществлялся под руководством ВОЗ при поддержке правительств нескольких стран, неправительственных организаций и Университета ООН и других учреждений ООН.

В результате полученных данных, были разработаны графики веса и роста для мальчиков и для девочек от 0 до 5 лет. Отметим также, что важно оценивать не только вес и рост ребенка как таковые, но и в соотношении и взаимосвязи друг с другом. Это соотношение очень важно для понимания насколько гармонично развивается малыш.

Графики, разработанные ВОЗ, показывают, что дети во всех регионах мира при правильно организованном грудном вскармливании и уходе могут достичь одинокого уровня роста, веса и общего развития в целом. На нашем сайте представлены графики роста, веса и их соотношения для мальчиков и девочек от рождения до 2 лет, остальные графики и таблицы можно увидеть на сайте Всемирной Организации Здравоохранения.

Соотношение роста и веса, девочки


Соотношение роста и веса, мальчики


Нормы психомоторного развития детей раннего возраста

Малыш растет не по дням, а по часам. А мама волнуется: все ли в порядке, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей – родился малыш доношенным или нет, соответствовала ли норме масса его тела при рождении, находится он на естественном или искусственном вскармливании и т. п. И все же врачи выделяют общие нормы развития детей.

В этот период физическое и психическое развитие детей тесно связаны. Веселые, подвижные дети, как правило, растут более крепкими и здоровыми.

Развитие ребенка в 1-6 месяцев

Уже через несколько дней после появления на свет ребенок начинает фиксировать взгляд на отдельных предметах. Он поворачивает головку из стороны в сторону, чтобы найти грудь матери, а при ее прикосновении широко открывает ротик, чтобы захватить сосок.

В возрасте одного месяца ребенок начинает ненадолго удерживать головку в вертикальном положении. Приподнимает ее, когда его кладут на животик. Способен ненадолго сосредотачивать внимание на лице мамы и других взрослых людей. Реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос.

В возрасте двух месяцев ребенок подтягивает головку к груди, когда находится на руках у мамы. Следит взглядом за движущейся игрушкой или другим предметом. Поворачивает головку, когда слышит голос матери. Улыбается, когда к нему обращаются; начинает произносить отдельные звуки.

В возрасте трех месяцев ребенок удерживает головку в вертикальном положении в течение длительного времени. Самостоятельно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, опирается на руки – сначала на локти, потом на раскрытые ладони. Следит за игрушкой, которую перед ним держат, протягивает к ней руку. Произносит отдельные звуки, гулит . Оживляется, когда с ним разговаривают, а если его оставляют одного, может расплакаться.

В четыре месяца ребенок все дольше бодрствует и остается активным. Начинает садиться при поддержке взрослых. Может поворачиваться со спины на бочок. Узнает маму и папу, радуется появлению близких. Тянется к игрушкам, которые ему показывают. Придерживает руками бутылочку, из которой его кормят. Активно реагирует на различные звуки. Если ему что-то нравится, улыбается и смеется.

Ребенок пяти месяцев начинает становиться на ножки при поддержке взрослых. Подтягивается на руках, пробуя садиться. Хватает ручками игрушку, которую ему показывают. Тянет в рот игрушки и другие предметы, бросает их. Подолгу гулит .

В возрасте шести месяцев ребенок самостоятельно садится и сидит без поддержки взрослых. Начинает ползать. Внимательно разглядывает людей и предметы окружающей обстановки. Дотягивается до висящих перед ним в кроватке игрушек; перекладывает игрушки из одной руки в другую. Реагирует на свое имя, узнает голоса близких. Произносит первые слоги, подолгу лепечет. Просится на руки к взрослым. Многие дети в этом возрасте начинают есть с ложки.

На что следует обратить внимание родителям? Какие симптомы свидетельствуют о задержке развития у детей?

  • Ребенок не следит взглядом за движущимися предметами. Не оживляется при контакте с близкими людьми.
  • Реакция ребенка на окружающую среду – звуки, овещение и т .п.- слишком слабая или сильная.
  • Малыш долго плачет без видимых причин. У него снижен аппетит.
  • Ребенок не осваивает двигательные навыки в соответствии с нормами для его возраста.
  • Малыш не произносит звуки в соответствии с нормами для его возраста.

Обсуждения

На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная «комплексом оживления» должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.

К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: «Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.»

Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку.

Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.

Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

Чертит штрихи и каракули . Держит чашку, поднимает ее и пьет.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге.

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет не трогай . Ассоциирует простые слова по категориям: пища , одежда .

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы Что это? . Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает нет на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: Когда мы придем домой, я буду. . Понимает вопросы типа: Что у тебя в руках? . Слушает объяснения как и почему . Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: Сначала вымоем руки, затем будем обедать .

Источники: http://milkyfairies.ru/normy-razvitiya-rebenka-tablicy-rosta-i-vesa-voz/, http://malishi74.ru/development/46/538/, http://m.vk.com/topic-1868576_23403077

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Часы для ребенка 7 лет

Чтобы узнать свою цену, позвоните нам 8 800 333 далее...

Развитие детей 2 младшей группы

Младшая группа 12 сентября 2016 Мета: вчити дітей порівнювати групи далее...

Почему новорожденный плохо кушает

Почему новорожденный ребенок не ест совсем далее...

Средство для лечения насморка у детей

Свекольный сок от насморка для далее...

Физические упражнения для детей 10 лет

Упражнения для детей далее...

Массаж ребенку 9 лет

Массаж В возрасте от 9 далее...

У ребенка температура держится неделю причины

4-ю неделю держится температура у ребенка 3-х лет далее...

Популярные статьи