Главная » Развитие ребенка

Оценка физического развития ребенка

УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ И БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

По каким основным, признакам проводится оценка физического развития ребенка

Основными признаками физического развития являются рост, вес, окружность грудной клетки, окружность головы. В последние десятилетия происходит значительное, ускорение физического развития детей по сравнению с их сверстниками, жившими 30—40 лет назад.

Как проводится измерение роста детей разного возраста?

Измерения роста грудных детей проводят с помощью горизонтального ростомера: теменная часть головы уложенного ребенка плотно соприкасается с неподвижной планкой ростомера, а подошвы выпрямленных ног (надавить рукой на колени) — с подвижной планкой.

Измерение роста детей старше года проводится с помощью вертикального ростомера. Ребенок ставится на площадку так, чтобы пятки его касались вертикальной стойки ростомера, а голова находилась в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха располагались бы на горизонтальной одной линии. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания. Антропометрия проводится утром.

Как осуществляется контроль за увеличением роста детей на разных этапах развития?

Рост новорожденного в среднем равен 50,5 см, в первые 3 месяца жизни ежемесячное увеличение роста составляет 3 см, во второй четверти года — 2,5 см, в третьей — 1,5 см, в четвертой — по 1 см в месяц. Рост в годовалом возрасте должен составить в среднем 75 см. Нормальный рост ребенка до 4 лет можно рассчитать по формуле:

100 - 8 х (4 - п), а старше 4 лет:

100 + 6 х (П - 4), где п — возраст ребенка в годах.

Как осуществляется контроль за приростом массы тела ребенка.

Ребенок рождается с массой 2800—4000 г. Массу тела ребенка до 6 месяцев можно определить по формуле:

где Мр — масса при рождении, 800 — средняя месячная прибавка, п — число месяцев жизни.

Для детей второго полугодия:

Мр+(800х 6) + 400(п-6).

Масса ребенка в 6 месяцев составляет 8200 г; на каждый недостающий месяц вычитается по 800, на каждый последующий — прибавляется 600 г.

У детей старше года ориентировочную массу тела можно определить так: 10,5 + 2п, где 10,5 кг — масса тела годовалого ребенка, п — возраст от 2 до 11 лет.

Более точную оценку нарастания массы тела и ее соответствия росту можно составить по специальным цен-тильным таблицам.

Взвешивание детей до 2-х лет проводят в утренние часы на весах с лотком, более старших — на рычажных медицинских весах. Дети должны быть раздеты.

Как правильно провести измерение окружности грудной клетки у ребенка?

Окружность грудной клетки у детей раннего возраста измеряется в положении лежа, у детей старше года — в вертикальном положении. Сантиметровую ленту накладывают сзади под углами лопаток, спереди — на околососковые кружочки. У девочек-подростков лента проходит под нижними углами лопаток и под грудными железами. Измерение окружности грудной клетки проводят на высоте вдоха, выдоха и во время дыхательной паузы у детей старшего возраста, которые могут задержать дыхание. По разности окружности грудной клетки во время максимального вдоха и выдоха определяют амплитуду экскурсий грудной клетки.

Как происходит прирост окружности грудной клетки у здорового ребенка?

Окружность грудной клетки при рождении в норме 32—34 см, в 6 месяцев — 45 см. Для ориентировочного определения окружности грудной клетки у детей до 1 года используется следующий расчет: на каждый недостающий месяц, до 6 месяцев надо из 45 вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 месяцев прибавить 0,5 см. Например, для определения окружности груди 4-месячного ребенка из 45 см вычитаем 2 х 2 см и получаем 41 см.

Окружность груди 8-месячного ребенка равна 45 + (2 х 0,5 см) = 46 см.

Окружность груди для детей до 10 лет определяется по формуле: 63 см — 1,5 см (10 - п), где 63 см — средняя окружность груди ребенка 10 лет, п — число лет. Окружность груди в сантиметрах детей старше 10 лет:

Пример: окружность груди ребенка 13 лет равна: 63 + 3 (13 - 10) = 72 см.

Как правильно провести измерение окружности головы у ребенка?

Измерение окружности головы проводится с помощью сантиметровой ленты по максимальному периметру головы. Ленту сзади накладывают на наиболее выдающуюся часть затылка, а спереди на надбровные дуги. В целях соблюдения асептики у новорожденных ленту перед употреблением обрабатывают дезинфицирующим раствором, через месяц постоянного употребления ее заменяют новой.

Как происходит прирост окружности головы у здорового ребенка?

Окружность головы при рождении составляет 34— 36 см; окружность головы ребенка 6 месяцев равна 43 см. Для детей до 1 года окружность головы определяется так: на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий прибавить 0,5 см. Так окружность головы ребенка в 4 месяца равна: 43 см — (1,5 см х 2) = 40см; в 8 месяцев — 43 + (0,5 х 2) = 44 см. Для определения окружности головы у детей старше года за основу берется окружность головы ребенка 5 лет — 50 см; на каждый недостающий год из 50 вычитают по 1 см, на каждый последующий — прибавляют 0,6 см. Так окружность головы ребенка в 3 года составляет 50 - (1 х 2) = 48 ем, а в 7 лет — 50 + (2 х 0,6) = 51,2 см.

Методы оценки физического развития

1. Метод индексов является одним из наиболее ранних методов индивидуальной оценки физического развития. При этом сопоставляются две или более антропометрические величины, например индекс Пинье – L/P. где Р – масса тела, L – длина тела. Одним из наиболее распространенных в настоящее время является индекс L – 100 = P .

Несмотря на давнее применение, этот метод обладает существенным недостатком. При сопоставлении индексов исходят из предположения, что размеры человеческого тела изменяются пропорционально. Современные антропологические исследования показывают, что при изменении одного из размеров человеческого тела не существует строго пропорционального изменения всех остальных размеров. Более того, в некоторых случаях существуют разнонаправленные изменения: один из признаков увеличивается, а другой остается без изменения или уменьшается.

2. Метод сигмальной оценки. Этот метод основан на принципе сопоставления индивидуальных антропометрических размеров с соответствующими нормативами, которые разрабатываются для отдельных возрастно-половых и этнических групп и даются в виде интервалов статистических показателей (см. стандарты физического развития).

Для индивидуальной оценки физического развития каждого отдельного ребенка пользуются формулой (U – M )/d где U – величина признака обследуемого ребенка, М – средняя величина этого признака для детей данного возраста и пола (по стандарту), d - среднее квадратическое отклонение (по стандарту).

Если это отношение (U – M )/ d находится в пределах до ±1d, то ребенка по данному признаку следует отнести к возрастной норме; если это отношение более ±1d до ±2d, то признак ребенка ниже или выше нормы; если это отношение выражается цифрами более ±2d до ±3d, то развитие ребенка высокое или низкое.

В современных условиях, когда параметры физического развития детей подвержены значительным изменениям в связи с процессами акселерации, необходимо учитывать большое число конституциональных и функциональных признаков.

3. Метод корреляции является следующим этапом анализа данных физического развития. Он позволяет проводить оценку не на основе изолированных друг от друга средних размеров признаков, а на основе их взаимосвязи, и таким образом судить о гармоничности физического развития.

Корреляционная связь может быть прямой (положительной), когда с нарастанием размеров одного признака нарастают размеры другого признака, или обратной (отрицательной), когда с увеличением одного признака уменьшаются размеры другого признака.

Пример прямой связи: увеличение веса с увеличением роста. Пример обратной связи: развитие мускулатуры и уменьшение жироотложения.

Характер и сила связи между признаками определяются коэффициентом корреляции (r ). Формула его вычисления такова:

где x и y – коррелируемые признаки (например x – длина тела, y – масса тела),

dx – отклонение от средней одного признака (длина тела),

dy – отклонение от средней другого признака (масса тела).

Коэффициент корреляции может иметь любое числовое значение в пределах от 0 до 1.

Коэффициент корреляции, равный 1, характеризует сильную, тесную связь, когда с изменением одного признака строго пропорционально изменяется другой признак.

Схема оценки r = 0 ± 0,29 - связь слабая, незначительная

коэффициента r = ± (0,3 – 0,69) - связь средняя, удовлетворительная

корреляции r = ± (0,7 – 1,0) - связь сильная, тесная

Ход вычисления коэффициента корреляции чрезвычайно прост.

Приводим пример: имеется группа студентов в 10 человек со следующими величинами длины и массы тела (см. табл. 1).

Вычисление коэффициента корреляции

Высокий коэффициент корреляции с положительным знаком говорит в данном случае о тесной прямой связи между массой и длиной тела у обследованных лиц.

4. Метод регрессии. На основании коэффициента корреляции рассчитывается коэффициент регрессии (R ), смысл которого состоит в том, что он показывает, насколько в среднем изменяется величина одного признака на единицу изменения другого признака. С помощью коэффициента регрессии можно, например, установить, насколько изменяется масса тела (признак Y ) при увеличении длины тела на 1 см (признак Х ).

Если мы хотим знать, насколько изменяется величина признака Х на единицу изменения признака Y. то R x/y = r(sx /sy ).

Коэффициенты регрессии используеются для получения оценочных таблиц, шкал регрессии, в которых размеры массы тела и окружности грудной клетки приведены в соответствие с величинами длины тела. Преимущество шкал регрессии в том, что они позволяют дать комплексную оценку физического развития индивидуума сразу по 3 признакам в их взаимной связи.

В шкалах регрессии оценка показателей длины тела приводится по общей сигме (d), а масса тела и окружность грудной клетки – по частной сигме или сигме регрессии (dR ).

Сигма регрессии рассчитывается по формуле:

5. Центильный метод. Сущность его заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда (вариационной ряд), делят его на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й. 3-й центиль – это такая величина исследуемого признака, меньше которой он наблюдается у 3% вариант выборки. Величина признака меньше 10-го центиля встречается у 10% вариант выборки и т. д. 50-й центиль представляет собой медиану ряда. Для индивидуальной оценки физического развития ребенка достаточно полученные результаты длины и массы тела отыскать в возрастных таблицах «Стандарты физического развития».

Добавить комментарий

(342) 257-03-87, 281-93-16, 2-819-319
г. Пермь, ул. Краснофлотская, 31

Физическое развитие ребёнка

Физическое развитие ребёнка – его рост и вес, а в определённые возрастные периоды окружность головы и груди, измеряются и оцениваются педиатром в динамике и сравниваются с возрастными нормами и половой принадлежностью ребёнка.

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:
  • Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
  • Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
  • Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
  • Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
  • Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние.

Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам.

Физическое развитие — процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам. Например, чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Самый активный рост организма происходит внутриутробно – за 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка.

Многие родители замечают, что сначала у ребёнка резко растёт стопа, буквально за месяц вырастая на 1 — 2 размера, а в следующие месяцы рост ребёнка увеличивается на несколько сантиметров, причём чаще всего прибавку роста родители отмечают по длине одежды ребёнка, по длине рукава. Иногда одежду ребёнок носит около года, но буквально за неделю вещи становятся малы. Это тоже происходит в соответствии с законами роста – сначала растут части тела, наиболее удалённые от срединной точки туловища, которая у новорождённого находится в районе пупка: стопы, кисти, голова; затем кости рук и ног, и лишь затем туловище и внутренние органы.

Следующий закон роста организма – смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Во время периода вытяжения активно растёт в длину скелет, а во время периода округления наиболее активно нарастает мышечная масса и подкожножировой слой. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения — в подростковом возрасте.

Ткани организма тоже растут в соответствии с законами роста: сначала растут ткани скелета (костная, хрящевая), а все остальные ткани растут «вдогонку» скелету – мышечная, сердечно-сосудистая, нервная, эндокринная и пр. Этим обусловлены частые жалобы подростков на состояние здоровья, частое начало хронических заболеваний в подростковом возрасте, частые инфекционные заболевания. Определённый ряд болезней бывает вызван именно чередованиями периодов вытяжения и округления.

Для комплексной оценки физического развития ребёнка педиатры используют несколько способов.

Наиболее распространённым на сегодня является метод центильных таблиц – оцениваются показатели роста, веса, окружности головы и груди в соответствии с полом ребёнка, а заключение даётся с учётом всех показателей и возраста ребёнка.

Многие родители слышали на приёме у педиатра оценку ребёнка согласно «коридорам». возрастной нормой являются 3 – 4 – 5 «коридоры», но эта оценка усреднённая.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен с предыдущим развитием ребёнка, с перенесёнными заболеваниями, с наличиями особенностей ребёнка.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо. оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями (эндокринные, болезни обмена веществ и пр.).

На первом году жизни оценка физического развития ребёнка происходит при плановом посещении педиатра каждый месяц, на втором году жизни – каждые 3 месяца, на третьем году – один раз в 6 мес. старше трёх лет физическое развитие оценивается 1 раз в год.

Динамическое наблюдение у педиатра ребёнок может пройти по месту жительства, а также в Клинике женского здоровья г. Перми по предварительной записи по телефону (342) 281-93-16. Ждем вас в гости!

Кукушкина Ирина Шаукатовна,
врач-педиатр первой категории

Источники: http://www.bibliotekar.ru/449/259.htm, http://polechim.com/socialnaya-medicina/metody-ocenki-fizicheskogo-razvitiya.html, http://cliniclady.ru/razvitie-rebenka

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Аллергия на элькар у ребенка фото

«Элькар»: отзывы различных групп людей «Элькар» – это БАД, далее...

Какую температуру нужно сбивать ребенку до года

Какую температуру у ребенка нужно сбивать Когда далее...

Физическая работа одаренными детьми

Работа с одаренными детьми на уроках физической далее...

У ребенка аллергия чем лечить сыпь

Лечение аллергической сыпи у ребенка Высыпания на коже ребенка могут далее...

Пеленка для сна новорожденного

Пеленание новорожденного: ЗА и ПРОТИВ далее...

Меню на неделю для ребенка с аллергией

Чем кормить ребенка при пищевой аллергии Ребенок может без далее...

Занятия лепкой детей 4 лет

Лепка с детьми -важное занятие? Различные развивающие занятия, далее...

Популярные статьи