Главная » Развитие ребенка

Оценка социальной ситуации развития ребенка

Социальная ситуация развития младшего школьника

Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с детьми дома или в детском саду. Этих отличий несколько:
1) более жесткий распорядок жизни. Рано вставать, по звонку начинать работать, на уроке не вертеться, не доставать игрушки и т. д.;
2) более официальный стиль отношений. Учитель выступает как наставник, строго требующий выполнения правил, проверяющий каждое действие школьника. Конечно, доброжелательность, улыбка, поощрение учителя приближают его к детям, но все-таки это более далекая дистанция, чем у воспитателя детского сада или родителей;
3) в школе особое внимание уделяется способам работы, сознательному выполнению действий заданным способом. Ребенок давно научился сидеть и стоять, но в школе показывают, как правильно сидеть за партой, как стоять, приветствуя учителя, как держать ручку, вставать из-за парты. Тем более берутся под контроль способы выполнения учебных действий. Легче привыкают к этому дети, от которых в домашних делах требуют точности: порядка в вещах, аккуратности в одежде, последовательности в уборке, правильной посадки за обедом.

Но, пожалуй, самая большая трудность школьного обучения в том, что оно требует теоретического мышления, интереса к теоретическим знаниям. Ребенок может легко сообразить, что если у него было 3 рубля и на рубль он купил конфет, то осталось 2 рубля. Но на вопрос, как уменьшится число 3, если от него отнять единицу, - отвечает: 5, 7, 9 - любое число. Даже если к 2 косточкам прибавляют 1 косточку и отвечают, что получилось 3 косточки, на вопрос в теоретическом плане 2 + 1 могут ответить 8, 7 и т. д.

Интерес к теории развивает чтение книг, словесные игры, игры с математическим содержанием типа: отгадай, какое число стоит между 3 и 5, сколько косточек в правой руке, если в левой 2, а в двух руках 4 и т. д. Игра помогает оторвать теоретическое содержание от конкретных житейских представлений. Таким образом, вхождение в школьную жизнь требует определенной перестройки поведения.

Анатомо-физиологические возможности младшего школьника позволяют выполнять достаточно серьезную работу. После 7 лет заметно увеличивается вес головного мозга, особенно лобные доли. Усиливаются тормозные процессы в коре головного мозга - основа сдержанности и точности реакций. В этот период формируются все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный. Окостенение скелета не закончено, появляются большие возможности для развития спортивных навыков и большая опасность искривления позвоночника при неправильной посадке. Правильная поза за столом - важнейшее условие работоспособности школьника.

У детей слабо развита мелкая моторика, кисть руки быстро утомляется. Поэтому, даже стараясь переписать работу заново, ребенок может сделать еще хуже в результате утомления. И в школе, и дома надо чередовать работу с отдыхом, с разминкой для пальцев.

Окостенение фаланг кистей рук продолжается до 9-11 лет. Гибкость пальцев используют для формирования музыкальных исполнительских навыков, но и в специальном обучении важно не допускать переутомления кисти и пальцев.

Время активной работоспособности 6-7-летнего школьника не превышает 20 минут. Ш. А. Амонашвили считает целесообразным в начальной школе проводить 20-минутные уроки, но не 4, а 8 в день, чтобы не создавать у детей привычки работать вполсилы.

Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли назвать хорошим за то, что у него нарядная курточка или бантик, теперь каждый встречный спрашивает, как дела в школе, какие отметки. В семье выделяется специальное время занятий, специальное место, покупают то, что требует школа, школьная тема постоянно присутствует в разговоре. Главным человеком для ребенка становится учитель, школьные отметки начинают определять его «ценность» в глазах окружающих, определять самооценку и самопринятие.

Все, что связано с выполнением уроков, становится точкой роста, развития. Это и новый уровень познавательных процессов, и волевые качества личности, стремление следовать предписанным правилам и добиваться успехов, и новый уровень самоконтроля и самооценки. Желание быть в школе, желание заслужить похвалу учителя помогают не только принять школьные требования, но и с гордостью выполнять все до мелочей.

Особенности учебной деятельности следующие. Содержанием ее выступают научные понятия, законы науки и общие способы решения практических задач. Их усвоение составляет цель учебной деятельности. Ее результат -не изменение окружающей действительности, а изменение самого ученика, субъекта учения.

В. В. Давыдов выделяет четыре компонента учебной деятельности:
1) учебные ситуации или задачи;
2) учебные действия, способы решения учебных задач;
3) действия контроля;
4) действия оценки.

Введение в учебную ситуацию обычно начинается с вопроса «как мы это делали», и дети с помощью учителя устанавливают порядок и логику действий при решении вопросов или задач определенного типа.

В учебных действиях воспроизводятся и усваиваются общие способы решения учебных задач. Такие действия применяются для всех задач, например, анализ условия математической задачи, выражение учебного материала в виде формулы действия, таблицы, схемы, опорных слов, плана и т. п. Другие действия характерны для решения конкретных задач. Например, проверочные действия в математическом примере. Ученику кажется легче не выполнять развернутые учебные действия, а догадываться о результате, решать по образцу. Однако без усвоения системы учебных действия учиться ему будет все труднее и труднее.

Действия контроля также требуют специальной отработки. Это сопоставление своей работы с образцом, по-слоговое проверочное чтение написанного текста, припоминание правила в сомнительных случаях. Исследования показывают, что действия контроля легче усваиваются детьми при взаимопроверке в парном обучении. Ш. А. Амонашвили предлагает детям деформированные тексты с заданием найти столько-то ошибок. Предлагает ошибки учителя, чтобы вызвать у детей развернутые доказательства того, как делать правильно.

Такая же тренировка нужна для усвоения действия оценки, чтобы дети умели делать вывод, что они усвоили, а чему еще надо учиться. С этой же целью и учителю следует не ограничиваться отметкой, а давать развернутый анализ усвоенных умений и знаний ученика.

Начальная школа - сензитивный период развития умения учиться. Огромное доверие к учителю облегчает детям труд по развернутому применению учебных действий и придает смысл таким действиям. Наиболее высокий уровень учебной деятельности проявляется в умении школьника выделять общий способ в решении конкретных практических задач, фиксировать этот способ в виде плана, схемы, формулы. К сожалению, чаще дети действуют по принципу «Мария Ивановна так велела», без осознания логики своих действий. Этим создаются трудности перехода из начальной школы в среднюю.

Успешное прохождение этапа начальной школы приводит к появлению новообразований младшего школьника: произвольность поведения, внутренний план действий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах действия. От желания учиться надо пройти путь к умению учиться.

Социальная ситуация развития и актуальные направления воспитания детей с задержкой психического развития Social situation of development and current trends in upbringing children with mental retardation Текст научной статьи по специальности Психология

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Адеева Татьяна Николаевна Социальная ситуация развития и актуальные направления воспитания детей с задержкой психического развития // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-situatsiya-razvitiya-i-aktualnye-napravleniya-vospitaniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 17.09).

Адеева Татьяна Николаевна Социальная ситуация развития и актуальные направления воспитания детей с задержкой психического развития Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика 20 (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-situatsiya-razvitiya-i-aktualnye-napravleniya-vospitaniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 17.09).

Адеева Татьяна Николаевна (2014). Социальная ситуация развития и актуальные направления воспитания детей с задержкой психического развития. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-situatsiya-razvitiya-i-aktualnye-napravleniya-vospitaniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Адеева Татьяна Николаевна Социальная ситуация развития и актуальные направления воспитания детей с задержкой психического развития // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. №1 С.95-98.

Адеева Татьяна Николаевна Социальная ситуация развития и актуальные направления воспитания детей с задержкой психического развития Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика 20 (2014).

Адеева Татьяна Николаевна (2014). Социальная ситуация развития и актуальные направления воспитания детей с задержкой психического развития. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика

Менеджмент

Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология

1.Социальная ситуация развития.

В дошкольном возрасте сферами социальных отношений были: ребенок - взрослый и ребенок - дети . Эти системы связывались игровой деятельностью и не могли быть пересечены и влиять одна на другую. Результаты игровой деятельности не отражались на отношениях между ребенком и родителем. Отношения внутри коллектива также не могли влиять на отношения внутри семьи. Они существовали параллельно, и от каждого из них зависело благополучие ребенка. С приходом в колу возникает новая структура взаимоотношений Система ребенок-взрослый дифференцируется:

Отдельно существует система отношений ребенок – дети . Система ребенок-учитель начинает определять отношения ребенка и к собственным родителям и к детям. Она становится центром жизни ребенка, определяет его поведение. Ребенок полностью зависим от учителя: от его мнения, оценки, высказывания и т.п.

ребенок – родители ребенок - сверстники

Впервые отношения ребенок-учитель становятся отношением ребенок – общество . В учителе воплощены требования общества. Он – носитель законов, эталонов, одинаковых мер оценки Ребенок становится чутким по отношению к требованиям учителя, который для него выступает образцом всего. В первое время дети строго выполняют правила и требования учителя, следуют его указаниям. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Такая социальная ситуация развития требует особой ведущей деятельности, которой становится учебная деятельность.

2.Характеристика ведущей деятельности.

Учебная деятельность не дана в готовой форме. При поступлении в школу у ребенка нет и не может быть сформированной учебной деятельности Она формируется и развивается на протяжении всего школьного обучения. Ребенок должен научиться учиться, как в свое время он учился играть. !В построении учебной деятельности и есть смысл обучения в начальной школе – научить ребенка учиться и привить ему нормы поведения в учебной деятельности!

Трудности обучения, с которыми ребенок сталкивается в первом - втором классе обусловлены следующими факторами:

1. Мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной задачи.

2. Ребенок не владеет способами выполнения учебной задачи.

3. Ребенок не привык к новой системе оценок.

Характеристика учебной деятельности.

Парадокс учебной деятельности заключается в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях изменить не может. Предметом изменения становится сам ребенок. Впервые он выступает как самоизменяющийся объект. Учебная деятельность направляет ребенка на самого себя, подчиняет его постоянной деятельности рефлексии. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с оценки, с того, что ребенка оценивают, а отметка является только одной из форм оценки ребенка.

Структура учебной деятельности:

1. Учебная задача – то, что воспринимается в учебной деятельности как основное условие усвоения.

2. Учебные действия – способы решения учебной задачи и изменения учебного материала.

3. Действия контроля – рефлексивные действия, направленные на проверку правильности выполнения учебной деятельности.

4. Действия оценки – способы определения, достиг ли результата ученик или нет.

5. Учебные мотивы – побудители к выполнению учебной деятельности.

6. Взаимоотношения с учителем – система отношений, складывающаяся из социальной ситуации развития и заключающаяся в подчинении требованиям и правилам учителя.

7. Взаимоотношения со сверстниками – система отношений с одноклассниками, отражающая совместную направленность на выполнение учебной деятельности.

3. Особенности психического развития младшего школьника .

В младшем школьном возрасте огромные изменения происходят в познавательном развитии:

ü Память приобретает полностью произвольный характер. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу.

ü Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному, которое в большей степени выражается в наблюдении за объектом с подчинением определенной цели.

ü Внимание подчиняется учебной задаче: ребенок научается управлять своим вниманием, возрастает его объем, степень концентрации.

ü Учебная деятельность – основное условие развития логического мышления: оно приобретает абстрактный характер и становится обобщенным. Формируются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация.

ü Учебная деятельность активизирует развитие познавательных способностей. Происходит вербализация всей познавательной сферы.

ü Активное участие в процессе учебной деятельности отводится воле. Ее дальнейшее (после кризиса семи лет) развитие становится залогом успешного обучения в школе.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Однако изменения происходят и в других психических процессах. Эмоции ребенка приобретают устойчивый характер и становятся связанными с усвоением учебной деятельности. Процессы самосознания также приобретают устойчивый характер и некоторые их компоненты (самооценка, рефлексивное мышление, самоконтроль) становятся для ребенка привычкой. Активно развивающийся интеллект в младшем школьном возрасте вносит свои изменения в личностную сферу. Разумность личностной сферы становится боле заметной, чем в старшем дошкольном возрасте. Интеллекту подчиняются мотивы, потребности; меняются смыслы поступков, теперь они подчиняются решению, а не импульсу.

Итак, основные новообразования младшего школьного возраста:

1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Их внутреннее опосредование, которое происходит в силу овладения системой знаний, научных понятий.

2. Самосознание: осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Все эти предпосылки создают условия для развития очередной возрастной потребности и переходу к очередному периоду – подростковому возрасту.

Источники: http://psyera.ru/2999/socialnaya-situaciya-razvitiya-mladshego-shkolnika, http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-situatsiya-razvitiya-i-aktualnye-napravleniya-vospitaniya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya, http://www.lartdoll.net/shpargalki-po-distsipline-pedagogicheskaya-psikhologiya/47-jekzamenacionnye-voprosy-po-specialnosti/1244-obshhaja-harakteristika-socialnoj-situacii.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Новорожденного появилась сыпь теле

Что делать, если у новорожденного появилась далее...

Сколько дней сопли детей

Журнал → Насморк у грудничка. Что делать? Как быстро далее...

Анализ крови ребенка 5 лет

Анализ крови у далее...

Современные песни для детей 10 лет

Дискотека для детей - Специальная подборка танцевалок! «ДИСКОТЕКА далее...

Энциклопедии детей 12 лет

Энциклопедия Все и для всех мам Подарки для ребенка далее...

Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста

Автор: Маркова С.А. Обучение детей игре в шахматы далее...

Детская площадка детей 1 года

Поведение ребенка на детской площадке: далее...

Популярные статьи

x