Главная » Развитие ребенка

Особенности психического развития детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы.

Раннюю юность – считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Ведущая деятельность. учебно-профессиональная.

Учебная деятельность активно сочетаемая с разнообразным трудом имеет огромное значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.

Развивается познавательная сфера, происходит познание профессий.

  • приобретает элементы исследования
  • направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.

Больший интерес у старших школьников вызывают не сверстники, а взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах связанных с будущей жизнью.

Менее значимыми становятся межличностные отношения, отношения в семье.

Будущая жизнь интересует старших школьников в первую очередь с точки зрения профессиональной.

Поиски смысла жизни, своего места в мире могут быть напряженными, но не у всех. Некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Тем не менее, при таком благополучном протекании ранней юности существуют и некоторые минусы в личностном развитии. Дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.

Считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста.

Основные психические новообразования данного возраста:

Мировоззрение (собственный взгляд на мир). Формируется ценностная система взглядов на окружающий мир, жизненная позиция и ценностные ориентации школьника. В старшем школьном возрасте совершается мировоззренческий выбор; с мировоззренческими установками непосредственно связанно моральное и профессиональное самоопределение. Мировоззрение складывается у старших школьников как следствие постепенного приобретения опыта общественного поведения, роста морального сознания и социальных убеждений, изучения основ наук в школе, формирования теоретического мышления. Это система убеждений личности, сформированная в определенных условиях ее жизнедеятельности. Только в отношении старшего школьного возраста можно говорить о формировании мировоззрения так, как для этого необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости.

Мировоззрение определяет стратегические жизненные цели индивида и повседневные принципы его поведения.

Профессиональные интересы. В этом возрасте начинаются серьезные поиски трудового призвания, возникает стремление наметить свою будущую профессию. Становится сознательным отношение к учебе. Она приобретает непосредственный жизненный смысл. Отношение к учебным предметам у старших школьников – избирательное. Складываются интересы, связанные с профессиональной направленностью старшеклассников. Именно в этом возрасте юноши и девушки определяют свой специфический устойчивый интерес к той, или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес в старшем школьном возрасте приводит к формированию познавательно - профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого профессионального интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в соответствующей области.

Основная задача возраста:профессиональное самоопределение .

Основной направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. То есть ребенок должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.

К окончанию школы ребенок должен уметь:

  • составлять собственные жизненные планы,
  • искать средства их реализации,
  • вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что будет свидетельствовать о росте самосознания.

Вместо заключения…

Старшеклассник прощается с детством, со старой привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он устремлен в будущее, которое одновременно притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше? чем в подростковом возрасте. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральное новообразование периода – самоопределение. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связанно и окончательное становление жизненного мира.

Особенности психического развития старших школьников High-school children#39;#39;s particularities of mental development Текст научной статьи по специальности Психология

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Маклаков Анатолий Геннадьевич, Сидорова Александра Александровна Особенности психического развития старших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-starshih-shkolnikov (дата обращения: 17.09).

Маклаков Анатолий Геннадьевич et al. Особенности психического развития старших школьников Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 5 (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-starshih-shkolnikov (дата обращения: 17.09).

Маклаков Анатолий Геннадьевич Сидорова Александра Александровна (2014). Особенности психического развития старших школьников. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-starshih-shkolnikov (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Маклаков Анатолий Геннадьевич, Сидорова Александра Александровна Особенности психического развития старших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4 С.33-44.

Маклаков Анатолий Геннадьевич et al. Особенности психического развития старших школьников Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 5 (2014).

Маклаков Анатолий Геннадьевич Сидорова Александра Александровна (2014). Особенности психического развития старших школьников. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

Раздел:
Домашняя Медицинская Энциклопедия
47 -я страница раздела

Глава XIV. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
Раздел 8
ДЕТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ:
Анатомо-физиологические особенности

Возраст от 12 до 17-18 лет называют отрочеством. Оно характерно прежде всего резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек наступает время бурного полового созревания, для мальчиков — его начало, для тех и других — пора первых мук души и тела .

Это самый трудный этап на пути становления личности, он сопряжен с необходимостью выбора и утверждения, в том числе первоочередных жизненных ценностей и нравственных критериев. Выбор чего бы то ни было сам по себе психологически сложен, даже для взрослого человека. Подростка же, мятущегося от безоговорочного скептицизма до наивного идеализма, столкновение с реалиями приводит подчас к нервным срывам, крайним поступкам. Численность юных самоубийц находится на одном из первых мест среди возрастных категорий.

На этом фоне типичны подростковые недомогания. Беспричинные на первый взгляд головокружения и головные боли обусловлены нарушением тонуса сосудов головного мозга — вегето-сосудистой дистонией. Распространены заболевания желудочно-кишечного тракта — гастриты, дуодениты — воспаление двенадцатиперстной кишки, язвенная болезнь. Нередки тучность и нарушения полового развития.

Костная система, а значит и форма грудной клетки, таза приближаются к их строению у взрослых. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и др. исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью, чем у детей младшего возраста.

Сердечно-сосудистая система. Частота пульса в 12 лет составляет 80 ударов в минуту, старше колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту (частота пульса взрослого человека). Артериальное давление в 17 лет равно 110/70 мм рт. ст. что также соответствует артериальному давлению взрослого человека (единственная норма артериального давления здорового человека 110/70 мм рт. ст. ). Систолическое давление 115 или 120 мм рт. ст. свидетельствует или о перенапряжении организма, или об ином нежелательном состоянии.
В настоящее время из-за массового ухудшения здоровья населения включают в норму артериальное давление 120/70 мм рт. ст. и даже 130/80 мм рт. ст. но в космонавты все-таки не возьмут. А в 1950-е годы при систолическом давлении 125 мм рт. ст. любого советского офицера обязательно госпитализировали для обследования здоровья.

Продолжается развитие половых желез, в связи с этим происходят следующие изменения у девочек:
в 11-12 лет увеличиваются наружные половые губы;
в 12-13 лет увеличиваются грудные железы, появляется пигментация сосков, начинаются менструации;
в 13-14 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, менструации еще нерегулярны;
в 14-15 лет изменяется форма ягодиц и таза, приобретая формы, характерные для взрослых женщин;
в 15-16 лет появляются угри, обусловленные функциональными расстройствами эндокринной системы в период полового созревания, менструации становятся регулярными;
в 16-18 лет прекращается рост скелета.

У мальчиков:
в 11-12 лет увеличивается предстательная железа (простата), ускоряется рост гортани, предшествуя началу ломки голоса;
в 12-13 лет начинается значительный рост яичек и полового члена, волосы на лобке начинают расти, вначале по женскому типу, т.е. участок, покрытый волосами, имеет форму треугольника с вершиной, обращенной вниз;
в 13-14 лет усиливается темп роста яичек и полового члена, в околососковой области появляется узлообразное уплотнение, начинает ломаться голос;
в 14-15 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, продолжается изменение голоса, появляются волосы на лице, пигментация мошонки (она приобретает более темный цвет, чем кожа остальных участков тела), наблюдается первая эякуляция;
в 15-16 лет продолжается созревание половых клеток — сперматозоидов;
в 16-17 лет начинается оволосение лобка по мужскому типу, т.е. волосы распространяются на внутреннюю поверхность бедер и в направлении пупка; усиливается рост волос по всему телу; окончание созревания сперматозоидов;
в 17-21 год рост скелета останавливается.

Нервная система: продолжается совершенствование нервно-психической деятельности, развиваются аналитическое и абстрактное мышление.

Источники: http://ciot-anapa.ru/parents/16-psyholog/31-razv-kids-starshekl.html, http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-starshih-shkolnikov, http://immunologia.ru/doctor/doctor-14-08.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Творческий марафон концерт дети россии

«Оленята» примчались с победой Всеми любимый далее...

Фитнес детей 8 лет

Детский фитнес SMART FITNESS далее...

Развивающие компьютерные игры детей 9 лет

Развивающие игры для детей по математике Никто не знает, далее...

Глистов ребенку 8 лет

Пирантел – суспензия поможет избавить ребенка от глистов После далее...

Кал ребенка 8 лет

Клиническая картина у детей, страдающих дневным энкомпрезом, однообразна. Только далее...

Условия формирования личности ребенка

Это физическое окружение далее...

Фильмы о животных для детей семейные

Смотреть семейные фильмы онлайн далее...

Популярные статьи