Главная » Развитие ребенка

Особенности психического развития детей сенсорными нарушениями

Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями Specific features of mental development of preschool children with complex disorders Текст научной статьи по специальности Психология

  • КОМПЛЕКСНОЕ НАРУШЕНИЕ ,
  • ВАРИАТИВНОСТЬ СТРУКТУРЫ ДЕФЕКТА ,
  • ДИЗОНТОГЕНЕЗ ,
  • КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ,
  • ЭТИОЛОГИЯ ,
  • НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ,
  • COMPLEX DISORDER ,
  • VARIABILITY OF A DEFECT STRUCTURE ,
  • DYSONTOGENESIS ,
  • PSYCHICAL DEVELOPMENT ,
  • AETIOLOGY ,
  • NON-UNIFORMITY

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Жигорева Марина Васильевна

В статье рассматриваются проблемы многоаспектного исследования детей со сложными (комплексными) нарушениями. Акцентируется внимание на выявление индивидуальных психологических особенностей и определения потенциальных возможностей развития детей этой категории.

Abstract 2009 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Zhigoreva Marina Vasilievna

The article covers the problem of multidimensional examination of children with complex disorders. An emphasis is put on the exposure of individual psychological features and determination of potential possibilities for development of children of this category.

Научная статья по специальности Психология из научного журнала Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена , Жигорева Марина Васильевна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Жигорева Марина Васильевна Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №105. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-doshkolnikov-s-kompleksnymi-narusheniyami (дата обращения: 17.09).

Жигорева Марина Васильевна Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-doshkolnikov-s-kompleksnymi-narusheniyami (дата обращения: 17.09).

Жигорева Марина Васильевна (2009). Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-doshkolnikov-s-kompleksnymi-narusheniyami (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Жигорева Марина Васильевна Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №105 С.137-145.

Жигорева Марина Васильевна Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (2009).

Жигорева Марина Васильевна (2009). Специфические особенности психического развития дошкольников с комплексными нарушениями. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Особенности психического развития ребенка

Не секрет, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и радостным. Психическое здоровье малыша не менее важно, чем физическое, поэтому ему стоит уделять особенное внимание. В этой статье мы поговорим о диагностике психического здоровье ребенка, а также о возможных отклонениях.

Диагностика нервно-психического развития детей

Прежде всего, необходимо отметить, что психическое развитие детей — это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Именно поэтому для того, чтобы провести диагностику, необходимо использовать сразу несколько разных подходов и методик. Кроме того, позаботьтесь о том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и не утомлялся. В большинстве случаев диагностика начинается с беседы с теми взрослыми, которые обратились к Вам с определенными жалобами на Вашего ребенка.

Во время беседы очень важно определить причины недовольства поведением малыша, а также характер претензий. Непосредственно обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и его реакции на ситуацию обследования. В процессе этого анализа необходимо выяснить, насколько малыш открыт в общении, идет ли на контакт с другими, проявляет ли социальную активность, интересуется ли окружающим миром и любит ли играть в игрушки.

При этом могут возникнуть такие проблемы, как замкнутость, пассивность, боязнь общения, скромность, напряженность. Подобную диагностику необходимо проводить на приеме у хорошего детского специалиста. Кроме того, помните о том, что любые выявленные отклонения от нормы могут быть связаны с врожденными особенностями характера ребенка.

Возможные отклонения в психическом развитии у детей

Отклонения в психическом развитии ребенка могут быть вызваны сенсорными нарушениями или поражениями центральной нервной системы. Принято различать первичные нарушения, которые имеют преимущественно органический характер и требуют медицинского вмешательства, и вторичные, которые основаны на первичных и носят системный характер. Вторичные нарушения ликвидируются с помощью педагогической коррекции.

Первичное нарушение сопровождается отставанием в сроках формирования психических функций, а также качественных отклонений психики малыша. При этом наблюдаются нарушения процессов восприятия, словесно-логического мышления, снижение интеллекта и т.д. Также следует заметить, что почти у всех детей, имеющих отклонения в психике, наблюдаются также дефекты речи.

Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Юлия Алейникова
Статья: «Особенности детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрения. Заболевание глаз у детей. сопровождающиеся выраженным падением зрения. иногда вплоть до полной слепоты, в значительной мере ограничивают возможности ребенка. Они отрицательно влияют на его общее развитие, отражаются на психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях. когда потеря зрения возникла в очень раннем возрасте и имеет выраженный характер.

К детям с нарушением зрения относятся разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения. многообразием клинических форм. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения. бинокулярного зрения. фиксации взора и других функций зрительной системы.

В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной нервной системы различают две основных группы детей с разными формами аномального развития. дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центральной нервной системы; дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами аномального развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения. травмами мозга, антенатальной интоксикацией, последствием перенесенных органических заболеваний. недоразвитие или нарушение интеллекта. нарушение речи. нарушение слуха. отклонения в развитии двигательной сферы.

Одно из особенностей детей с нарушением зрения является нарушение зрительного восприятия.

Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Зрительное восприятие играет большую роль в психическом развитии ребенка, имеет большое информационное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т. д. Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина, теории психофизиологических основ психических процессов Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л. С. Выгодского. В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опознавательных действий. Таким образом, зрительное восприятие – это сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.

Одним из средств компенсации нарушенного зрительного восприятия является сенсорное развитие. У детей с нарушением зрения восприятие происходит на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений об окружающем мире, возникают трудности социальной адаптации. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное воспитание необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду. Сенсорное развитие предполагает овладение детьми определенными перцептивными действиями (идентификация, соотнесения, перцептивного моделирования, а также освоение системы сенсорных эталонов. Специфика работы с детьми с нарушением зрения заключается в том. что наряду со зрительным восприятием необходимо развивать и все остальные виды чувствительности (осязание, слух, вкус и обоняние) .

Другой, не менее важной, проблемой у детей с нарушениями зрения являются трудности в ориентировке в пространстве. Это одна из актуальных проблем входящих в сферу социальной адаптации таких детей. Своеобразие психофизического развития дошкольников проявляется в их недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности. Нарушение глазодвигательных функций у ребенка с косоглазием и амблиопией вызывает ошибки при выделении им таких пространственных признаков предметов, как форма, величина, объем. Большое внимание следует уделять зрительной оценке расстояния между предметами или удаленности их «от себя». Сложность заключается в том, что особенности монокулярного зрения не позволяют верно определить, насколько удалены предметы, на каком расстоянии от детей они находятся .

Дети, в особенности те. кто страдает глубокими нарушениями зрения. спонтанно, независимо от взрослых, не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. В частности, страдает формирование мелкой моторики. У многих детей с нарушением зрения - низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие этого мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Среди детей с нарушением зрения часто отмечают две крайности. одни дети в практической деятельности опираются только на свое нарушенное зрение. которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения опираются. в основном, на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.

Для таких детей необходимо создавать различные условия, что будет способствовать их более полноценной социализации в современном обществе. Социализация дошкольников c различными нарушениями зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения их в школе.

Публикации по теме:

Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. Зрительные нарушения вызывают у детей затруднения в познании.

Презентация «Тело человека» (2 часть) для детей старшего дошкольного возраста Данная презентация является продолжением предыдущей, в которой я знакомила детей с частями тела человека. Это вторая часть, в которой дети.

Источники: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-doshkolnikov-s-kompleksnymi-narusheniyami, http://www.pregnancycalendar.ru/biblioteka/osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_rebenka/, http://www.maam.ru/detskijsad/statja-osobenosti-detei-doshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zrenija.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Социально коммуникативное развитие детей направлено

Методическая разработка на тему: ФГОС.Социально-коммуникативное развитие. Слайд 1 Федеральный далее...

Монгольские пятна у детей

Монгольские и японские ученые совместно изучают далее...

Как определить что у ребенка болит голова

Как понять, что болит у грудничка Каждый родитель далее...

Сущность понятия творческие способности детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей у детей далее...

Сбивать ли температуру если ребенок спит

Вызывать ли скорую?Температура 40! Но далее...

Стихи для мамы от ребенка 5 лет

Стихи про маму для детей 5, 6 лет На этой далее...

Нурофен ребенка 3 лет

Какие свечи лучше для детей далее...

Популярные статьи