Главная » Развитие ребенка

Особенности возрастного развития детей раннего возраста

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей раннего возраста»

Татьяна Новикова
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей раннего возраста»

Рождение ребенка является собой началом совершенно нового этапа в жизни родителей. В течении первого года жизни ребенок развивается стремительно. с этим и связаны особенности развития детей раннего возраста. И родителям крайне важно знать. какова специфика, нюансы этого развития. физиологические и медицинские нормы, чтобы ребенок рос полноценным человеком во всех отношениях.

С первых дней у малыша формируются условные, рефлексы, нарастает вес и увеличивается рост. Если в начале своего развития ребенок плохо держит головку, то к концу первого года он уже успешно ходит, пытается произносить слова, у него очень серьезно развита психо - эмоциональная составляющая и активно развивается интеллект. Родители должны учитывать. что особенности развития детей раннего возраста имеют и негативную сторону.

Детский организм очень чувствителен к различным инфекциям, вирусам и не благоприятным условиям окружающей среды. В первые годы жизни детский организм вырабатывает иммунитет, поэтому ребенок часто болеет, в связи с этим родители должны соблюдать календарь детских прививок и проводить профилактику инфекционных заболеваний.

Особое внимание родители должны уделять воспитанию, так как в раннем возрасте ребенок впитывает информацию как губка. В это время закладывается фундамент, на котором будет основываться развитие ребенка по всем его составляющим. физиологическим, эмоциональным, психическим, интеллектуальным и социальным.

В раннем возрасте формируются следующие ключевые качества :

- познавательная активность, т. е. развитие умственных способностей ,

-социальная адаптация (доверие к миру, уверенность в себе,

-общая жизненная активность.

Становление этих качеств требует особого внимания со стороны родителей и педагогов. определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. В настоящее время большинство детей в возрасте от 1-3 лет воспитываются в семье и это благотворно влияет на психическое и эмоциональное развитие ребенка. Однако в семье даже самых образованных родителей ребенок растет в изоляции от сверстников. Короткие встречи на прогулках во дворе или парке не могут создать благоприятных условий для нормальной социализации ребенка и развития доброжелательного отношения к другим детям. Поэтому посещение детского учреждения будет целесообразным, так как педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста .

Основными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются :

-обеспечение эмоционального развития ребенка ,

-привлечение внимания детей к сверстникам. побуждение к совместным играм и доброжелательное отношение к другим детям,

-способствование развитию памяти. внимания, мышления,

-обогащение новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

Помните, что малыш безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего. Помните, что судьба ребенка в ваших руках. Главное сделать его счастливым.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. Ведущей деятельностью становится предметная. Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого именно в ней. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности.

Отличительные психолого-педагогические особенности раннего возраста:

  • темпы роста и физического развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются;
  • интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития;
  • увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;
  • увеличивается период активного бодрствования (до 4-4.5 ч.);
  • организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды;
  • ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами);
  • овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;
  • активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного мышления;
  • овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи;
  • проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;
  • осознает свою половую принадлежность («Я – мальчик», «Я – девочка»);
  • испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;
  • проявляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;
  • возникает стремление к достижению результата своей деятельности.

На втором году жизни ребенка благодаря педагогическому воздействию совершенствуется его физическое и психическое развитие. Но при воспитании детей второго года жизни следует учесть большую разницу в их поведении на первом и втором полугодиях. Дети до 1.5 года очень импульсивны. Высокая двигательная активность у них сочетается с недостаточной координацией движений. Поэтому они неуверенно двигаются на участке, часто падают, затрудняются в преодолении препятствий.

Понимание речи развито лучше, чем собственная речь. Эту особенность используют в двух направлениях: стараются обогащать опыт детей, понимание речи за счет названий игрушек, предметов быта и стремятся, чтобы малыши узнали названия действий, что потом облегчит регулирование их поведения с помощью указаний, поручений.

Учитывая, что дети в возрасте до 1.5 года не могут договариваться, во избежание во время игр их учат играть в разных местах игровой комнаты, а при возможных контактах пользоваться обращениями типа «дай», «сядь».

Второе полугодие, характеризуется значительными успехами в развитии активной речи, предметной и игровой деятельности. Это существенно меняет методы обучения, позволяет широко использовать показ с объяснением, усложнять задачи сенсорного воспитания (шире использовать дидактические игры на различение цвета, формы, размера предметов) и формировать способность обобщения.

Совершенствующиеся движения расширяют поле восприятия и деятельности детей. Вместе с тем они становятся спокойнее, наблюдательнее, разнообразится и становится устойчивее их игровая деятельность.

У детей третьего года жизни крепнет организм, совершенствуется двигательный аппарат, деятельность нервной системы, повышается ее работоспособность, благодаря чему возрастает продолжительность активного бодрствования. В этом возрасте у ребенка легче сформированы навыки поведения в подвижных играх, на занятиях, в общении друг с другом. Дети уже могут на короткое время удержаться от действий. Все это становится возможным благодаря совершенствованию разных видов условного торможения. Однако они по-прежнему легко возбуждаются от однообразной деятельности.

В целом психическое развитие детей третьего года характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т.е. стремление к самостоятельности, дальнейшим развитием наглядно-действенного мышления и появлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. В этот период значительное место начинает занимать игра, в которой дети отображают действия близких им людей, а к концу 3 года берут на себя их роли. Проявляются начатки изобразительной и конструктивной деятельности.

В развитии ребенка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша; несет тепло, ласку, ту информацию, которая необходима для ума и души ребенка.

Деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее: дети уже умеют отличать игру от учебных и трудовых занятий. В результате игр и занятий развиваются психические процессы (память, внимание, мышление и др.), формируются новые потребности и интересы детей.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное действие, чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности у взрослого остается важнейшая функция ценителя достигнутых результатов, которую ребенок еще не освоил. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности – признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я», потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок, которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.

Таким образом, становление «образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Добавить комментарий

Оставьте Ваш комментарий, для нас очень важно Ваше мнение!

Родительское собрание «Возрастные особенности детей раннего возраста»

Цель: углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей третьего года жизни.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время и желание пообщаться, поговорить о детях, узнать что-то новое и интересное. Прежде всего давайте познакомимся. Предлагаю всем написать свое имя на листочке и прикрепить к одежде, а представиться нужно таким образом: назвать свое имя и слово-эпитет, которое начинается с той же буквы, например, Вера – верная и т.д.

2. Введение в тему собрания.

Ваши дети подросли, пришли в детский сад. каким же стал ваш ребенок, что в нем изменилось? Рассказать вам помогут воздушные шарики. Под музыку передавайте их. По окончании музыки, лопните шарик, достаньте записку и расскажите, как проявляется эта особенность у вашего ребенка.

(развитие речи, отношения со взрослыми, Формирование личности (я), игра, память )

3. Обсуждение и дополнение высказываний родителей.

Развитие речи – в этом возрасте ребенок учится понимать речь. Не зря он любит прислушиваться к разговору взрослых. Ему нравится слушать рассказы, сказки, стихи, потешки – это значит, что ребенок начинает познавать мир с помощью языка. Интересный факт, в 2-3 года словарный запас ребенка от 300 до 1500 слов. К трем годам ребенок овладевает всеми падежами и может с помощью предлогов строить сложные предложения.

Игра - игра предметная, т.к. объект познания – предметы, их внутреннее устройство. Способ познания - разобрать, сломать. В этом возрасте ребенок выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким образом появляются игры подражания. Игра в данном возрасте чаще индивидуальная, сверстник ребенку малоинтересен. Лишь на четвертом году дети начинают проявлять интерес к сверстнику, как партнеру по игре.

Отношения со взрослыми – взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Но несмотря на это у них проявляется потребность в самостоятельности, происходит формирование личности.

Формирование личности (Я) – связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников. Трех-четырехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, складывается их самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых.

Развитие памяти – память непроизвольная, т.е. не может ребенок специально выучить, запомнить какую-либо информацию. Только при многократном повторении у него формируется память. 75% детских припоминаний приходятся на возраст 3-4 года, т.е. к концу раннего возраста складывается долговременная память и её основные механизмы.

Вывод: таким образом, формирование личности, игра, развитие речи, памяти, отношений со взрослыми являются основными направлениями в развитии детей.

Изменился ваш ребенок, и ваши отношения с ним тоже должны измениться. Я предлагаю вам разделиться на группы по временам года. (карточки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»). В группах составьте свой рецепт желанного отношения родителей с ребенком.

Рецепт желанного общения родителей с ребенком

Взять П_________, добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________.

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось (зачитываются рецепты).

Каждый рецепт уникален и имеет право на существование. Вы правильно понимаете свою позицию. Но я хочу предложить вам ещё один рецепт, может быть кто-то возьмет его себе на вооружение.

Принятие – понимание такой любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что.

Признание – сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности.

Родительская любовь – если посеешь любовь и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости.

- вспомните, как вы называете ласково своего ребенка.

Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.

Доступность – это значит, в любую минуту быть готовым отложить свои дела и пообщаться с ребёнком.

Ответственность – приобретается в течение всей жизни. Условия для развития: наличие определённых ежедневных обязанностей; не брать ответственность за поступки ребёнка на себя; умение сказать ребёнку «Нет».

Условия для развития ответственности – наличие определенных ежедневных обязанностей, не брать ответственность за поступки детей на себя, умение сказать ребенку: «Нет»

Авторитет – нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.

Какие бы изменения не произошли с ребёнком, нам всегда поможет этот рецепт.

4. Задачи работы на 2008-2009 уч.г.

Развитие речи – к концу года ребенок должен называть предметы мебели, одежды. Игрушки, фрукты, различать диких и домашних животных. Для полноценного развития речи в группе есть игровые зоны с различными игрушками животных, есть кукольный театр, пальчиковый театр. В группе разучиваются стишки, потешки. пальчиковые игры. с этой же целью проводится кружок «Сорока-белобока», цель которого, через устное народное творчество развивать речь ребенка.

Изодеятельность – правильно держать карандаш, выполнять мазки, прямые линии, знать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый).

Лепка – скатывать круговыми движениями и прямыми движениями пластилин.

Конструирование – различать виды строительного материала – кирпичики, кубики, пластины.

Развитие навыков самообслуживания и КГН – самостоятельно раздеваться и одеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, правильно держать ложку, знать слова приветствия и прощания, проявлять сочувствие к сверстникам.

Физкультура – учим детей прыгать, бегать, реагировать на сигнал, выполнять движения согласно тексту.

Игра «Доскажи словечко» (по кругу вытягивают родители листочек с незаконченной фразой и дополняют)

- Память у ребенка 2-3 лет. непроизвольная

- Игра детей раннего возраста. предметная

- В 2-3 года словарный запас детей составляет. 300-1500 слов

- На лепке ребенок учится скатывать пластилин. круговыми и. прямыми движениями

- На конструировании ребенок знакомиться со строительным материалом. кубиком. кирпичиком, пластиной.

- К концу года ребенок должен называть предметы. мебели, одежды, посуды, игрушки, фрукты, овощи.

Автор: Островская Вера Аркадьевна

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-vozrastnye-osobenosti-razvitija-detei-ranego-vozrasta.html, http://www.azov-rcpmss.ru/psikhologiia/vozrastnye-osobennosti-rannego-detstva, http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/rabota-ssemey/news1478.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Английский детьми 4 5 лет

5 сентября 2015 года New York далее...

Правильное питание ребенка в 1 год

Питание ребенка и особенности детского меню Э далее...

Рассказы животных детей дошкольного возраста

Рассказы для детей Летние рассказы для детей старшего далее...

Содержание этапы эмоционального развития детей

1.1. Исследование эмоций в психологии (теории и далее...

Детские книги детей 3 лет

Главная / Игрушки / Какие книги читать детям? Лучшие! далее...

Психолого педагогическая характеристика дошкольника зпр

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития далее...

Маленькие игры детей компьютерные

ИграКупать малыша Внимание! далее...

Популярные статьи