Главная » Развитие ребенка

Проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Особенности и проблемы речевого
развития у детей старшего возраста
«А как речь - то говорит,
словно реченька журчит »

Снигирёва Н.С. воспитатель 1 категории,
МДОУ «Детский сад № 97», г.Перми

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей - явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей) .

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске) :

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает) .

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца). а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

Что же делать? Мы приготовили папку -ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем и вы можете поиграть дома.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

  1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
    • Составлению творческих рассказов
    • Составлению рассказов по картине, по серии картин
    • Пересказам

    А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем)

    1. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Вот скоро будем разучивать стихотворение «Апрель» (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
    2. Что способствует улучшению звукопроизношения - это скороговорки, чистоговорки.
    3. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадкиэто занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
    4. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

    С недавнего времени мы с ребятами стали играть в познавательные игры на жетоны. Кто больше заработает жетонов - получает приз. Я задаю вопросы - дети отвечают. Вопросы на следующий день могут повториться.

    Например (показываю книгу, и играем немного с родителями)

    В своей практике давно использую такой вид игры - ребята с удовольствием играют. Такая игра учит выдержке, терпению, усидчивости, самоконтролю, потому что ответ не должен выкрикиваться, ребенок поднимает руку и отвечает, кто выкрикнет - штраф (отдает жетон)

    Что дома делать надо:

    1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
    2. Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
    3. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут

    (пример из практики)

    1. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
    2. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
      • Ты самый любимый!
      • Ты очень многое можешь!
      • Что бы мы без тебя делали?!
      • Иди ко мне!
      • Садись с нами!
      • Я помогу тебе.
      • Я радуюсь твоим успехам
      • Расскажи мне, что с тобой

      И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!

      Презентация к занятию (старшая группа) по теме:
      Родительское собрание Особенности речевого развития у детей старшего возраста

      Подписи к слайдам:

      Слайд 1
      Родительское собрание в старшей группе Особенности речевого развития у детей старшего возраста

      Слайд 2
      Цель: Активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развития речи детей, рассказать о направлениях по которым ведётся работа по развитию речи в группе. Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Показать значение развития правильной речи ребёнка.

      Слайд 3
      Развитие речи в дошкольном возрасте, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связанно с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые отражаются в постоянности процесса. У детей дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи: правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окреп, увеличивается словарный запас ребёнка.

      Слайд 4
      Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

      Слайд 5
      Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям: • Воспитание звуковой культуры речи. • Обогащение активного и пассивного словаря. • Формирование грамматического строя речи. • Развитие связной речи.

      Слайд 6
      -Ч асто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? -Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? - Беспокоит ли вас это сейчас?

      Слайд 7
      Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка.

      Слайд 8
      Грамотной Понятной Выразительной Осмысленной Богатой и т.д.

      Слайд 9
      Это идеал. А что же получается на самом деле? В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

      Слайд 10
      Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться: Односложная ( состоящая из одних простых предложений речь) Бедная речь (недостаточный словарный запас) Слова-»паразиты» (замусоривание речи,употребление нелитературных слов и выражений) Грамотные вопросы (недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос) Составление рассказов (неспособность построить сюжетный или описательный рассказ) Не могут логически объяснять, не выразительна речь, плохая дикция

      Слайд 11
      Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: Составлению творческих рассказов Составлению рассказов по картине Пересказам Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки-это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?» И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

      Слайд 12
      Что дома делать надо: В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

      Слайд 13
      Речевые игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогощают его словарь. актививизируют умственную и речевую деятельность. помогают развивать внимание и память: скажи наоборот,слова для определения действия, слова-определения, слова наречия. сравнения

      Слайд 14
      Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали. Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам Расскажи мне, что с тобой.

      Слайд 15
      Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть.

      Педсовет Формирование связной речи у дошкольников

      Цель педсовета:
      • Активизация форм повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения.
      • В игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
      План проведения педсовета
      1. Теоретическая часть:
      1. Выступление заведующей ДОУ
      2. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста . (Приложение 1)
      3. Аналитическая справка о результатах тематической проверки Формирование связной речи у дошкольников - старший воспитатель
      4. Консультация для педагогов Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников .
    3. Практическая часть:
      1. Деловая игра для педагогов.
      2. Разработка решений педсовета.
      3. Упражнение для педагогов Подарок

        - Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

        1. Выступление зав. ДОУ Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста .

        2. Выступление ст. воспитателя Аналитическая справка по тематической проверке Формирование связной речи у дошкольников

        3. Выступление воспитателя Моделирование, как средство развития связной речи у дошкольников

        Практическая часть. Деловая игра для педагогов.

        Разделение педагогов на две команды.

        Задание 1. Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

        Вопросы 1 команде.
        1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая )
        2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
        3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
        4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка )
        5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог )
        6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог )
        Вопросы второй команде.
        1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
        2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
        3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа )
        4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
        5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя )
        6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

        Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы

        Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

        Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

        Пословицы для первой команды

        Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
        /яблоко от яблони недалеко падает/

        Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
        /шила в мешке не утаишь/

        Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
        /В тихом омуте черти водятся/

        Пословицы для второй команды

        Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
        /Слова - серебро, а молчание - золото/

        Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
        /Язык до Киева доведет/

        Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
        /Обжегшись на молоке, дует на воду/

        Юмористическая пауза. Упражнение Шушаника Минична

        Содержание. Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например Шушаника Минична . В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева представьтесь, пожалуйста и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

        Задание 5. Подбор антонимов, синонимов

        Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

        Для 1 команды - подбор антонимов.

        1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.

        Для 2 команды - подбор синонимов

        Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

        1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

        Задание 6. Разработать рекомендации по формированию речи ребенка

        Для 1 команды. Памятка для педагогов (Приложение 2)

        Для 2 команды. Памятка для родителей (Приложение 3)

        Подведение итогов и награждение победителей

        Примерное решение педсовета.
        • Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

        - пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течении учебного года)

        - оформить стенды для родителей Развитие связной речи дошкольника , ответственные педагоги групп срок март месяц).

        • Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный ст. воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)
        • Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный заведующий д/с, ст. воспитатель, посещение занятий в группах)
        • Провести в группах родительские собрания по теме Развитие речи дошкольника
        Литература.
        1. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.
        2. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.
        3. Ребенок в детском саду №3 2010 г.
        4. Ребенок в детском саду №5 2004 г.

        Источники: http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie10.htm, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/15/roditelskoe-sobranie-osobennosti-rechevogo-razvitiya-u-detey-starshego, http://festival.1september.ru/articles/603609/

        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения





        Избранные статьи

        Лечение белых густых соплей у ребенка

        Густые сопли у ребенка Ринит связан с проникновением далее...

        Темные пятна лице ребенка

        Пигментные пятна на коже: почему они появляются далее...

        Повышение температуры при кормлении ребенка

        Повышенная температура у женщины далее...

        Ребенку 2 года держится температура 38

        Сильный кашель у ребенка, температура: далее...

        Сыпь на лице у новорожденного 3 недели

        Маленькие белые прыщики на лице у новорожденных и далее...

        Особенности образа мира детей

        Особенности образа мира у одаренных подростков511 Понятие далее...

        Боль пупке после еды ребенка

        Боль вокруг пупка Боль вокруг пупка и далее...

        Популярные статьи