Главная » Развитие ребенка

Психическое развитие ребенка в период новорожденности

3 1. Основные новообразования периода новорожденности

Источником зрительных и слуховых впечатлений, необ-ходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором таких впечатлений в новорожденном периоде становится взрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком, тем самым активизируя его ориентировочные реакции.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик - результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач.

Наблюдения за младенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологически напоминающие улыбку.

Эти движения возникали во сне и рассматривались как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зри-

3 1. Основные новообразования периода новорожденности

  1. 35. Основные психологические новообразования младенческого периода
    ' Основными новообразованиями младенческого перио-да являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев. происходит перелом в развитии ребенка, он связан с воз- никновением акта хватания - первого организованного, направленного действия. Первоначально кисть руки ре- бенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган. перцепции, она не может стать органом хватания. Хвата-
  2. 30. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
    Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкусы; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточении. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-ей неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4-ей неделе,
  3. 52. Основные психологические новообразования дошкольного возраста
    Д. Б. Эльконин считал, что это: ) возникновение первого схематичного абриса цель- ного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую
  4. 60. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста
    . В младшем школьном возрасте большие изменения. происходят в познавательной сфере ребенка. Па- мять приобретает ярко выраженный познавательный ха- рактер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнеми- ческую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, идет интенсивное формирование
  5. 81. Кризис новорожденности
    Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это
  6. 29. Кризис новорожденности
    Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период кри- зисом новорожденности. Причины кризиса новорожденности: - физиологические (рождаясь, ребенок физически от- ' деляется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа
  7. § 2. Основные периоды в истории русского миссионерства
    В настоящих «Очерках по истории русского миссионерства» делается попытка коротко рассмотреть главные события тысячелетней истории российского веропроповедования. Невозможно подробно охватить разнообразие событий, привести тысячи известных и малоизвестных имен в сравнительно кратком труде, поэтому пришлось ограничиться самыми важными для нас именами и примерами. Мы стремились следовать опыту
  8. 3. Основные подходы к изучению права собственности в советский период
    В 1936 г. была принята Конституция СССР, ст. ст. 5, 7, 9 и 10 которой провозгласили существование в СССР социалистической собственности в двух формах (государственной и кооперативно-колхозной), личной собственности колхозного двора и отдельного гражданина, собственности мелких частных хозяйств единоличных крестьян и кустарей. Содержанием указанных статей на долгие годы была предопределена
  9. 3. АНТИВОЛЬФИАНСТВО И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ПЕРИОДА ЗРЕЛОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
    В начале и первой половине XVIII в. наряду с вольфианством в Германии существовали и развивались другие философские и религиозные направления, многие из которых находились в прямой оппозиции к традиционной метафизике. Правда, у большинства ранних оппонентов Вольфа не было сколько-нибудь единой и определенной философской платформы. Их критика, как правило, носила довольно поверхностный,
  10. 2. О чем думает новорожденный?
    В действительности этот допрос нелогичен, поскольку новорожденный, вероятно, вовсе не думает. Насколько нам известно, его психическая жизнь состоит лишь из чувств и влечений и должна напоминать тем самым чистую поэзию. Новорожденный только что совершил одно из самых трудных путешествий в своей жизни, пройдя через родильный проход во внешний мир, где его безопасность и благополучие полностью
  11. 14 Как можно кратко охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии?
    Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ: 1) натурфилософы, 2) конфуцианцы, 3) монеты, 4) номиналисты 5) леги- сты, 6) даосы. Позднее появились буддийские школы. Конфуцианство, даосизм, буддизм — главные течения традиционной культуры Китая, каждое из которых включает в себя соответствующее философское направление. Самое вли ятелыюе из них —

Период новорожденности

Пронзительный детский крик разорвал тишину На свет появился новый человек — мамина и папина радость, доченька или сыночек, на которого возложено много надежд. Для родителей, особенно для женщин, которые перепробовали различные средства, чтобы забеременеть, рождение ребенка — это долгожданное событие и необыкновенная радость. Чего нельзя сказать о ребёнке, для которого появление на свет — своеобразный кризис новорожденности или, другими словами, переход от жизни внутри утробы матери в большой мир, где нужно жить самому.

Этот новый недружелюбный мир

Для ребёнка, привыкшего к темному, теплому миру внутри мамы, рождение является отрывом от неё и представляет собой переход в холодный мир, полный света и шума, обязывающий самостоятельно дышать, есть и переваривать пищу. Это физиологические причины, вызывающие кризис новорожденности. Существуют и психологические причины: когда ребенок рождается, он отделяется от матери и перестает чувствовать её тепло и сердцебиение. Поэтому детские врачи настоятельно советуют, чтобы новорожденный проводил как можно больше времени у материнской груди.

Общая характеристика периода новорожденности

Период новорожденности, начинающий свой отсчет со времени физического отделения ребенка от матери — это время совершенствования рефлексов, данных ему при рождении, и привыкания к условиям окружающего мира. Безусловные рефлексы, такие как дыхательный, сосательный, защитный, хватательный и ориентировочный, помогают ему выжить в первые минуты после рождения. Багаж знаний и умений невелик, тем более что хватательный рефлекс — это подарок предков, который вскоре исчезает за ненадобностью, а сосательный рефлекс хоть и существует, но непосредственно процессу сосания ребенку приходится учиться.

Новорожденный ребенок беспомощен и не только потому, что он не имеет возможности удовлетворять свои потребности самостоятельно, но и по причине отсутствия отработанных поведенческих актов. Также он не приспособлен к смене температуры, так как у него отсутствует терморегуляция. Из-за этого купать ребенка в первые дни жизни нужно чрезвычайно бережно, тщательно измерив температуру воды и погружая его в ванночку постепенно. Температура воды должна практически не отличаться от температуры тела, то есть не превышать 36–37 С.

Недавно родившийся ребёнок много спит. Даже время бодрствования можно назвать условным, потому что он находится в полудреме. Время сна никак не регулируется и ни с чем не связано. Чтобы ребёнок перестал спать днем и начал отдыхать только ночью, придется подождать достаточное время, так что молодой маме нужно запастись терпением и научиться добирать часы сна, необходимые ей для полного восстановления сил, во время сна ребенка.

Вижу, слышу, улыбаюсь тебе, мама!

Главное, чему должен научиться ребёнок в период новорожденности, это слуховое и зрительное восприятие. Слуховое восприятие начинает проявляться через 2–3 недели после рождения, а зрительное — через 3–5 недель. Ребенок слышит звуки — голоса родителей, топот, хлопки. Видит лица и предметы, которые ему показывают заботливые родственники, пытаясь познакомить с миром, в котором ему предстоит жить. Сначала ребенок замирает при громких отчетливых звуках, чуть позже начинает поворачивать головку в сторону их источника. При виде ярких предметов он также останавливает на них взгляд.

Наблюдая за спящим ребенком, можно заметить, как его губки складываются в нечто подобное улыбке. Позже улыбка она возникать в ответ на голос, особенно на высокие нотки. Но проходит ещё немного времени (чуть меньше месяца), и малышу голоса становится мало, ему необходим зрительный стимул, например, человеческое лицо.

Когда слуховое и зрительное восприятие получат достаточное развитие, и малыш научится улыбаться, внешние раздражители начинают складываться в целостный образ. Например, когда перед ребёнком предстает мама (он её видит), ласково говорящая с ним (он её слышит) — он начинает улыбаться, протягивать к ней ручки и сучить ножками. Подобная реакция на появление мамы называется комплексом оживления и означает, что период новорожденности закончился и начался период младенчества.

Общая характеристика новорожденности даёт понятие о том, чему должен научиться ребёнок, чтобы перейти к следующей стадии развития. В общем случае это происходит в течение месяца после его рождения. Чтобы он успевал приобретать все навыки вовремя, ребенку требуется общение — позитивное и доброжелательное. В противном случае увеличивается длина периода новорожденности, и возможны задержки в психическом развитии.

Бдительность и внимание родителей — ключ к защите ребёнка от болезней периода новорожденности

Каким бы чудом не казалось развитие ребенка с полноценным набором органов и частей тела из слияния всего лишь семени и яйцеклетки, дети рождаются очень несовершенными. Многие системы организма начинают работать лишь после его появления на свет и получают доразвитие в процессе жизни. Этим обусловлены заболевания периода новорожденности, получающие возможность появиться у детей первого месяца жизни.

Наблюдать за ребенком нужно очень внимательно, чтобы не пропустить первых признаков заболеваний. Насторожиться следует, если ребенок перестал сосать грудь, у него появилась сонливость, кряхтящее дыхание, центральный цианоз, судороги, при вдохе грудная клетка втягивается необычно глубоко. Тщательно следите за дыханием. Его частота в минуту меньше 30 или свыше 60, имеет место остановка дыхания больше, чем на 15 секунд — это знак того, что нужно обратиться к врачу. Даже температура у малыша в период новорожденности играет важную роль. Её повышение должно сопровождаться вызовом детского врача на дом.

Диагнозы заболеваний, характерных для периода новорожденности, должен ставить профессиональный детский врач. Роль родителей — быть неравнодушными к своему ребенку, обращать внимание на наличие признаков, указанных выше, вовремя забить тревогу, обратиться к врачу и выполнить все его предписания.

Бывает так, что ребенку и маме требуется госпитализация. Чаще всего родители неохотно идут на такую вынужденную меру, аргументируя это тем, что дома удобнее и спокойнее. Некоторые заболевания протекают так стремительно, что счет идет на минуты, и ребенку требуется немедленная помощь, будьте благоразумны и думайте только о здоровье своего ребенка. Поддержать малыша всем, чем понадобится в этот нелегкий для него период — вот настоящая цель заботливых и любящих родителей. Дети — это самое дорогое, что даёт нам жизнь!

или
войти с помощью:


СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ!

На указанный e-mail в течение минуты должно прийти письмо активации. Просто перейдите по указанной ссылке и наслаждайтесь неограниченным общением, удобными сервисами и приятной атмосферой.


ПРАВИЛА РАБОТЫ С САЙТОМ

Даю свое согласие на обработку и использование веб-порталом UAUA.info (далее – «Веб-портал») моих персональных данных, а именно: имя, фамилию, указанные даты рождения, страну и город проживания, адрес электронной почты, IP-адрес, файлы cookie, информацию о регистрации на веб-сайтах – социальных Интернет-сетях (далее – «Персональные данные»). Также даю свое согласие на обработку и использование Веб-порталом моих Персональных данных, взятых с указанных мною веб-сайтов - социальных Интернет-сетей (если указывались). Предоставленные мною Персональные данные могут использоваться Веб-порталом исключительно с целью моей регистрации и идентификации на Веб-портале, а также с целью осуществления мною пользования сервисами Веб-портала.
Подтверждаю, что с момента моей регистрации на Веб-портале, уведомлён(-на) о цели сбора моих Персональных данных и о включении моих Персональных данных в базу персональных данных пользователей Веб-портала, с правами, предусмотренными ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», ознакомлен(-на).
Подтверждаю, что в случае необходимости получения данного уведомления в письменном (документарном) виде, мною будет выслано соответствующее письмо по адресу admin@uaua.info, с указанием своего почтового адреса.

На указанный e-mail отправленно письмо. Для смены пароля просто перейдите по указанной в нем ссылке

Особенности развития психики ребенка до года

Психическое развитие ребенка начинается еще утробе матери. Формируется центральная нервная система, кроха реагирует на раздражители и даже в некотором смысле запоминает эмоции. Известно, что существует дородовая память. которая влияет на развитие ребенка после рождения.

Первый год жизни ребенка можно разделить на три этапа – период новорожденности и два этапа младенчества. В каждом из них происходят важные психические изменения.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО

Период новорожденности длится первые недели жизни крохи. Это переходной этап между внутриутробным и внеутробным развитием. Малыш очень зависит от мамы и без ее ухода не сможет выжить.

  • Особенность периода новорожденности – отсутствие поведения как такового. На этом этапе у ребенка присутствуют только безусловные рефлексы, то есть инстинкты. Со временем такое поведение уходит и начинает формироваться новое – осознанное.
  • В первые недели жизни ребенка происходит отделение сна от активного периода. Постепенно этот период обогащается деятельностью малыша – он уже просыпается не только, чтобы покушать, но чтобы бодрствовать и по-своему общаться с родителями
  • Развитие органов чувств у новорожденного более быстрое, нежели развитие движений. Зрительное и слуховое чувства сосредоточены на лице и голосе мамы, так как именно она проводит с крохой наибольшее количество времени. Такое сосредоточение помогает сформировать условные рефлексы – развить осознанного поведения малыша.
  • Центр развития новорожденного – мама и папа. Именно они формируют жизнь малыша в этот период, поддерживают активность крохи, дарят новые впечатления и эмоции. Именно взрослый становится первым объектом, на которого ребенок направляет свою активность. Родитель стимулирует у крохи развитие потребности в познании и общении.
  • Первые эмоции новорожденного – негативные. Он может плакать, хныкать – показывать, что ему некомфортно или что-то не нравится. А уже потом, в ответ на любовь мамы и папы, у малыша появляются позитивные эмоции.
  • Активность ребенка, направленная на выделенный объект, проявляется в его улыбке. Она может появиться как реакция малыша на общение с родителем. Улыбка – это первая социальная эмоция новорожденного. Такая эмоция означает переход от новорожденности к младенчеству.
  • Между новорожденностью и младенчеством у малыша развивается первая форма поведения – комплекс оживления. Это активная реакция малыша на взрослого – эмоциональная, двигательная, голосовая.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

Связь между малышом и мамой сохраняется на протяжении первого года жизни. Малыш будет познавать мир с помощью родителей до трех лет и только потом начнет развивать самостоятельность. В первый год малыш все еще сильно зависит от родителей, ведь они удовлетворяю все его потребности. Период младенчества делится на два этапа: первый – до 5-6 месяцев, второй – до года.

  • В период младенчества у крохи возникает первая социальная потребность – потребность в общении с родителями. Это означает, что у малыша появляется первая деятельность – общение, направленное на другого человека. На этом этапе малыш воздействует на родителей, побуждает их к общению. Общение очень важно для психического развития ребенка в первый год жизни.
  • Первый период младенчества характеризуется интенсивным развитием сенсорных систем, (зрения, слуха) и активным ситуативно-личностным общением с родителем.
  • Второй период начинается тогда, когда кроха может хватать и удерживать предметы, устанавливается зрительно-двигательные координации, которые помогают согласовывать движения.
  • После 5 месяцев ребенок осваивает предметы. Он учится манипуляции с предметами, познает их свойства. За счет этого развивается и общение с родителями.
  • В этот период у младенца зарождаются предпосылки к развитию речи. Он учится понимать речь взрослых и улавливает взаимосвязь между словами и предметами.
  • У малыша развивается память и устанавливаются простые причинно-следственные связи. Это помогает ему нарабатывать опыт.
  • Ребенок начинает ходить. немного проявлять самостоятельность, сам выбирает предмет, с которым хочет взаимодействовать. На этом этапе уже ослабевает связь между ребенком и взрослыми.

Даже когда малыш уже начал проявлять первую самостоятельность, родители все равно играют ключевую роль в формировании его поведения. От вас зависит, насколько легко и комфортно ребенок будет переходить на новые этапы развития. Вы можете помочь ему формировать необходимые навыки с помощью развивающих игр для грудничков.

По материалам psyera.ru

Источники: http://scibook.net/vozrastnaya-psihologiya-knigi/osnovnyie-novoobrazovaniya-perioda-15462.html, http://www.gnomik.ru/articles/art-period-novorozhdennosti/, http://www.uaua.info/grudnichok/razvitiye-baby/news-42036-osobennosti-razvitiya-psihiki-rebenka-do-goda/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Поделки детей 4 лет фото

Поделки с детьми 3-4 лет С детьми этого далее...

Может ли черника вызвать аллергию у ребенка

Может ли черника вызвать аллергию? Черника вкусная, необычайно далее...

Программа обучения детей в школе 8 вида

Раздел доступен только для чтения. Обновленная версия будет скоро далее...

Формирование творческой активности детей

Развитие творческой активности далее...

Инновационная работы одаренными детьми в школе

Инновационные стратегии работы с одаренными детьми и подростками . далее...

Искусственное кормление ребенка до года месяцам

Меню ребенка до далее...

Причины рвоты у ребенка

Рвота у ребенка - далее...

Популярные статьи

x