Главная » Развитие ребенка

Психофизические особенности развития детей раннего возраста

Раннее детство - это время установления базовых отношений ребенка с миром, ведь большинство специалистов утверждает, что основы личности закладываются до 5 лет.


Первые три года жизни остаются как в памяти родителей, так и в душе ребенка. За это время малыш делает скачок в своем развитии:
• способность узнавания - в 3 месяца;
• способность вспоминать события - в 12 месяцев;
• умение предвидеть события, говорить, ходить - в 1,5 года;
• способность сравнивать себя с другими людьми, осознавать, что может сделать, что чувствует - в 2 года;
• умение спрашивать, рассказывать, самостоятельно раздеваться и одеваться, в игре входить в роль - в 3 года.

Определенный способ познания мира, его очерчена конфигурация будут зависеть от работы психических процессов ребенка. Ранний детский возраст охватывает период от 1 до 3 лет и является одним из ключевых в жизни ребенка. Он характеризуется новой социальной ситуацией развития, поскольку на этом этапе ее жизни ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, которая заменяет эмоциональное общение со взрослым (ведущую деятельность младенца), возникают важные новообразования.


Форма глаз у человека шаровидная. Форма глазного яблока у новорожденных более шаровидная, чем у взрослых. В результате такой формы глазного яблока дальнозоркая рефракция бывает в 80-94 % новорожденных детей. Рост глазного яблока продолжается после рождения. Наиболее интенсивно оно растет первые пять лет жизни, менее интенсивно - до 9-12 лет.


Учитывая особенности зрения малыша в первые годы жизни, стоит обратить внимание на окружение. Игрушки должны быть крупными, яркими, детские книжки должны содержать крупные иллюстрации, а буквы большой размер (начиная с 10мм и менее). Но лучше первые полтора-два года, чтобы книжки содержали все-таки рисунки, или предметы, которые ребенок может погладить, рассмотреть. От этого будет зависеть нормальное развитие зрения. В этот период жизни желательно избегать телевизора, компьютера (особенно электронно-лучевых экранов). С появлением больших плазменных экранов, начиная с третьего года жизни, может быть 5-10-минутный просмотр специальных передач, рассчитанных именно на этот возраст. СПЕЦИАЛЬНЫХ, а не тех, которые демонстрируют, и обязательно посоветуйтесь с детским психологом, вашим педиатром, который наблюдает вашего ребенка и знает ее индивидуальные особенности.


Несмотря на раннее развитие слухового анализатора, преддверно-завитковый орган (расположен в среднем ухе человека) у новорожденных детей еще не вполне развит, и нередко считают, что ребенок рождается глухим. Такое мнение ошибочно. Преддверно-завитковий орган функционирует от рождения. У новорожденных наблюдается относительная глухота, которая связана с особенностями строения их уши.


До 1-2 лет дети дифференцируют звуки, разница между которыми составляет 1-2, а до 4-5 лет даже 3/4 и 1/2 музыкального тона. Музыка, которую слушает ребенок, должна быть гармоничной, негромкой, приближенной к естественным шумам (пение птиц, шум дождя, шуршание листьев, шум волны, плеск воды. ).
Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми. У детей надо развивать слух слушанием музыки, обучением игры на музыкальных инструментах, пением. Во время прогулок надо приучать детей слушать шум леса, щебетание птиц, шорох листьев, плеск моря.


Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте. Поэтому посещение разнообразных громких концертов с использованием электронной музыки желательно в этом возрасте избегать. Взрослые должны обращаться к ребенку на низких тонах (категорически избегать крика, истерик). Тон взрослого должна быть для ребенка сигналом для ее действия, оценки своих поступков (неудовлетворенность, одобрение), чувством защищенности и любви при любых обстоятельствах.


Особенность становления зрения и слуха в раннем возрасте связана с активной работой памяти ребенка. Именно этот период (начало его в утробному и в период младенец) окончательно закладывает «форму контуров» будущих отношений с родителями. От количества и качества слушание ребенком своих родителей будет зависеть взаимодействие ребенка с родителями в последующие периоды ее развития (подростковом возрасте, юношеском и взрослом). Это поможет избежать многих конфликтов в период кризиса развития, особенно подросткового полового созревания ребенка.
Основное достижение в раннем периоде жизни ребенка в его психомоторном развитии - он начинает ходить.


Ходьба развивает умение ориентироваться в пространстве, расширяет возможности ознакомления с окружением, а также обеспечивает живой энергией тело малыша. Весь двигательный комплекс работы мышечной системы обеспечивает психофизиологическую равновесие тела ребенка. Ограничения в движении детства может привести к гиподинамии.


Ведущая деятельность в раннем детстве является предметная деятельность. К основным видам деятельности также относят речи и игру. Развитие предметной деятельности связано с овладением выработанными человечеством способами пользования предметами. Ребенок учится от взрослых использовать предметы, постигает значение вещей. Различие предметной деятельности от характерного для периода младенца простого манипулирования предметами заключается в подчинении способов действия ребенка с предметами функциональному их назначению в жизни культурного человека.
Предметные действия имеют большое значение для общего развития детей на первом и втором годах жизни.


В процессе выполнения предметных действий отрабатывается функция сенсомоторного механизма (лат. sensus - ощущение и motor - тот, что двигает; это взаимодействие сенсорных и моторных компонентов в психической деятельности). Устанавливаются прочные первосигнальные связи между действием зрительного и двигательного анализатора. Производятся точные, согласованные и свободные движения, направленные на схватывание предмета, а на их основе и все более тонкие и сложные действия: исполнительские, подражательные и инициативные, а затем их комбинации. Подражательные по происхождению действия с предметами одновременно является формой обучения ребенка, основой формирования первых навыков.


Во время манипулирования предметами, ребенок познает их свойства (вес, упругость, способность разрываться и т.п.) и связи между ними (маленький предмет можно вложить в большой; один кубик поставить на другой; от толчка предмет отскакивает). Чувствуя отдельные качества предметов, дети переходят к восприятию предмета как целого.


Повторяя то же действие много раз (иногда 60-80) и доставая каждый раз тот же результат, ребенок начинает его предвидеть, ожидать. Это первичное «планирование» является началом формирования нацеленных, произвольных, а позже и волевых, разумных действий.


Сам процесс выполнения предметных действий и результат, которого достигают дети, порождает в них чувство большой радости. Оно побуждает ребенка повторять знакомые действия и осваивать новые. Так расширяется сфера деятельности ребенка и его общения с социальным и предметным миром.
С развитием физических и умственных сил детей разнообразнее и сложнее становятся выполняемые ими предметные действия превращаются в специфическую форму деятельности. Она и предшествует игре и труда.

Психологическая наука и образование psyedu.ru
2015. Том 7. № 1. С. 30–38.
ISSN: 2074-5885 (online)

Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения

Ревякина Ю.В. Психолог, Федеральное государственное бюджетное учреждение Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека Сибирского отделения Российской академии медицинский наук, Иркутск, Россия, revyulia@bk.ru
Ярославцева И.В. доктор психологических наук, Заведующая кафедрой, профессор, кафедра медицинской психологии факультета психологии Иркутского государственного университета, Иркутск, ya-irk@yandex.ru

Статья посвящена изучению особенностей развития детей, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения (операции кесарева сечения). Представлены данные о специфике обучаемости, мотивации, мышления, внимания, речи, кинестетической организации движений, мелкой моторики рук детей, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте от двух лет восьми месяцев до трех лет. Были использованы методика определения уровня умственного развития ребенка Е.А. Стребелевой, нейропсихологические пробы (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева) и другие методики. Проанализированы особенности психического развития, уровень развития речи и характер игры у детей раннего возраста. Установлено, что дети, рожденные с помощью операции кесарева сечения, имеют сниженный уровень адаптации к социальной среде и нуждаются в дополнительном психологическом сопровождении. Составлены психологические портреты детей раннего возраста, рожденных разными способами родоразрешения.

Ключевые слова: ранний возраст, абдоминальный способ родоразрешения, психическое развитие, умственное развитие, психомоторное развитие

Библиографическая ссылка на публикацию

Литература

  1. Глозман Ж.М. Потанина А.Ю. Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте: 2-е изд. СПб. Питер, 2008. 80 с.
  2. Горячева Т.Г. Сафонкина А.В. Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций у детей, рожденных с помощью кесарева сечения // Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2010 г. / Под. ред. В.А. Москвина. Белгород, Издат.-полиграф. центр «ПОЛИТЕРРА», 2010. С. 37–43.
  3. Динамика нервно-психического развития детей, родившихся с помощью кесарева сечения / Герман Д.Г. Михлин В.М. Королькова Н.М. Коровкина Ф.Н.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2008. № 9. C. 12–24.
  4. Кошелева Е.А. «Кесарята»: психологические особенности подростков, рожденных путем кесарева сечения // Психологическая газета. 1997. № 10 (25). С. 41–54.
  5. Лозинская А.В. Анализ особенностей психического развития детей, рожденных с помощью кесарева сечения / Развитие научного наследия А.Р. Лурия в отечественной и мировой психологии: Материалы третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2007 г. / Под. ред. В.А. Москвина. Белгород, Издат.-полиграф. центр «ПОЛИТЕРРА», 2007. С. 49–53.
  6. Психология человека от рождения до смерти: Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 651 с.
  7. Султанова А.С. Последствия кесарева сечения для психического онтогенеза ребенка // Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н. Васина. М. УРАО, 2005. С. 236–254.
  8. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственного развития. М. Петит, 2004. 278 с.
  9. Цыбелова Э.М. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия у доношенных новорожденных, извлеченных путем операции кесарева сечения: Дис. канд. мед. наук. Иркутск, 2009. 169 с.
  10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 32–45.
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры: 2-е изд. М. Владос, 1999. 360 с.

Смотри также

Памятка для родителей «Психологические особенности детей раннего возраста»

Анна Обыденнова
Памятка для родителей «Психологические особенности детей раннего возраста»

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим более предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей. определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей. определяемое тремя основными параметрами. рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение.

Большое значение для развития личности раннего возраста имеет общение со взрослым. Родителям надо помнить. что представления о себе, первая самооценка детей в это время является равноценной той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности малыша в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять внимание режиму дня ребенка. Режим дня дома должен соответствовать режиму дня в детском саду.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей, посещающих группу раннего возраста, «Адаптация ребенка к детскому саду» Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об особенностях адаптации детей к детскому саду. Дошкольное.

Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Младший дошкольный возраст, а это примерно 3-4 год жизни, характерен наступлением нового этапа в жизни малыша. В ребенке наблюдается стремление.

Источники: http://baby-babies.ru/index.php/psihology/151-psihofizicheskoe-razvitie-rebenka, http://psyedu.ru/journal/2015/1/Revyakina_Yaroslavtseva.phtml, http://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-dlja-roditelei-psihologicheskie-osobenosti-detei-ranego-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Изучение букв для детей 4 лет

Изучение букв русского далее...

Почему ребенок какает после кормления

Сколько раз должен какать месячный далее...

Педагогические технологии работе одаренными детьми

Использование педагогических технологий в подготовке педагога к работе далее...

У ребенка болит живот приступами

Почему у ребенка часто болит желудок? Боли и связанные с далее...

Опыты для детей 6 7 лет

Опыты и эксперименты для детей далее...

Методика обучения детей 2 лет

Итак, малышу исполнился годик, далее...

Игры про трансформеров для детей 6 лет

Игры трансформеры, играть онлайн далее...

Популярные статьи