Главная » Развитие ребенка

Психологические теории развития ребенка

Теория развития личности Эрика Эриксона

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

  1. Социум для ребенка не антагонистичен.
  2. Личность развивается от рождения до смерти.
  3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
  4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
  5. В развитии человека восемь стадий.
  6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
  7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
  8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.
Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное развитие личности. См.→

Личность развивается от рождения до смерти

Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона - пассивный личностный рост. где главным является не достижение тех или иных вершин, а согласие с самим собой .

Личность развивается через последовательные этапы жизни

Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это - лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез - наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см.→

В развитии человека восемь стадий

По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось - либо не случалось, либо повезло, либо нет - и тогда, уважаемые жертвы. вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов - как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимо­сти от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личност­ной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий. См.→

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть

Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека - быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. Я развиваюсь, но я— тот же самый . См.→

Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов

Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→

Самые популярные материалы

Основные теории развития ребенка.

Развитие ребенка психологическая загадка.

Многочисленные теории детского развития были предложены психологами, в том числе когнитивной, психоаналитической и поведенческих теорий.

Развитие ребенка. которое происходит от рождения до зрелого возраста в значительной степени игнорировались на протяжении большей части истории. Дети часто рассматривались просто как уменьшенные версии взрослых и мало внимания было уделено много достижений в познавательные способности, использование языка, и физического развития, которое происходит в детстве и юности.

Интерес к области детского развития, наконец, начали появляться в начале 20-го века, но это правило, сосредоточены на аномальное поведение. В конце концов, исследователи все больше интересуют другие темы, включая типичное развитие ребенка, а также факторов, влияющих на развитие.

Почему важно изучать, как дети растут, учатся, и изменения? Понимание развития ребенка очень важно. поскольку это позволяет нам в полной мере оценить когнитивные, эмоциональные, физические, социальные, образовательные и роста, которые дети проходят через от рождения и в раннем взрослом возрасте. Некоторые из основных теорий развития ребенка известны как великие теории, они пытаются описать все аспекты разработки, часто используя поэтапный подход. Другие известные как мини-теорий, они вместо этого сосредоточиться только на довольно ограниченный аспект развития, таких как когнитивные или социального роста.

Ниже приводятся лишь некоторые из многих теорий развития ребенка, которые были предложены теоретиков и исследователей. Более поздние теории наметить стадии развития детей и определить Типичный возраст, при котором рост этих этапов происходит.

Психоаналитических теорий развития ребенка

    • Зигмунд Фрейд Предлагаемые теории Зигмунда Фрейда подчеркнул важность события детства и опытом, но почти исключительно сосредоточена на психические расстройства, а что нормальное функционирование. Согласно Фрейду, развитие ребенка описывается как серия #8216;этапы психосексуального. В Три очерка по сексуальности (1915), Фрейд изложил эти этапы как оральные, анальные, фаллические, задержки и половых. Каждый этап включает в себя удовлетворение либидо желание и в дальнейшем могут играть определенную роль в взрослой личности. Если ребенок не сможет успешно завершить этап, Фрейд предположил, что он или она будет развиваться фиксации, которая позже влиять взрослой личности и поведения. Подробнее в этой статье на стадии Фрейда психосексуального развития .
    • Эрик Эриксон Эрик Эриксон Теоретик также предложил теорию стадии развития, но его теория охватывает человеческий рост на протяжении всего срока службы. Эриксон считал, что каждый этап развития была направлена ​​на преодоление конфликта. Например, основной конфликт в подростковом возрасте предусматривает создание ощущения себя как личности. Успех или неудача в решении конфликтов на каждом этапе может повлиять на общее функционирование. В подростковом этапе, например, неудачи в развитии личности приводит к путанице ролей. Узнайте больше об этой теории в этой статье на стадии Эриксона психосоциального развития .

    Теории когнитивного развития ребенка

    Теоретик Жан Пиаже предположил, что дети думают иначе, чем взрослые, и предложил этапе теория когнитивного развития. Он был первым, кто отметил, что дети играют активную роль в познании мира. Согласно его теории, дети могут представить себе как маленьких ученых, которые активно строят свои знания и понимание мира. Подробнее в этой статье на стадии Пиаже когнитивного развития .

    Поведенческих теорий развития ребенка

    Поведенческих теорий развития ребенка сосредоточиться на том, экологические взаимодействия влияет на поведение и основаны на теориях теоретики, такие как Джон Б. Уотсон, Ивана Павлова и Б. Ф. Скиннер. Эти теории имеют дело только с наблюдаемым поведением. Развитие считается реакцией на награды, наказания, стимулов и подкрепления. Эта теория существенно отличается от других теорий развития ребенка, потому что он не дает рассмотрение внутренних мыслей и чувств. Вместо этого, он сосредоточен исключительно на том, как опыт формирует, кто мы есть. Подробнее об этих поведенческих теорий в этих статьях на классической кондиционирования и оперантного обусловливания.

    Теории социального развития ребенка

      • Джон Боулби Существует много исследований на социальное развитие детей. Джон Bowbly предложил одно из самых ранних теорий социального развития. Боулби считал, что ранние отношения с воспитателями играют важную роль в развитии ребенка и продолжают оказывать влияние на социальные отношения на протяжении всей жизни. Узнайте больше в этом обзоре теории привязанности .
        • Альберт Бандура Психолог Альберт Бандура предложил то, что известно как теория социального научения. Согласно этой теории развития ребенка, дети учатся новому поведению от наблюдения других людей. В отличие от поведенческой теории, Бандура считал, что внешнее подкрепление не единственный способ, которым люди узнали новые вещи. Вместо этого, внутреннее подкрепление, такие как чувство гордости, удовлетворения и достижения также может привести к обучению. Наблюдая за действиями других, в том числе родителями и сверстниками, дети развивают новые навыки и приобретать новую информацию.
        • Л. С. Выготский Другой психолог Л. С. Выготский имени предложил семенных теории обучения, которая прошла дальше, чтобы стать очень влиятельным, особенно в области образования. Как и Пиаже, Л. С. Выготский считал, что дети учатся через активно и практического опыта. Его социокультурная теория также предположил, что родители, воспитатели, сверстники и культуры в целом несут ответственность за развитие функции высшего порядка.

        Заключительное слово

        Как вы можете видеть, некоторые из самых известных мыслителей психологии разработали теории, чтобы помочь исследовать и объяснить различные аспекты развития ребенка. Сегодня, современные психологи часто опираются на множество теорий и перспективы для того, чтобы понять, как дети растут, вести себя и думать.

        Как решить проблемы своим умом? Узнайте из книги «Как стать умнее »:
        • Как развивать своё мышление
        • Как быстро отличить умное поведение от глупого
        • 5 приёмов управления концентрацией
        • Как повысить энергетику своего тела
        • Семь правил сильного мышления
        • Как противостоять обману
        • Как достичь своих целей

        Похожие статьи:

        Шпаргалка по возрастной психологии. Солодилова О.П.

        Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Возрастная психология».

        Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, — все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

        Формат: pdf / zip

        СОДЕРЖАНИЕ
        Глава 1 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
        1. Предмет и задачи возрастной психологии 3
        2. Становление возрастной психологии как науки 3
        3. Методы исследования возрастной психологии 3
        4. Исторический анализ понятия «детство» 3
        Глава 2 ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
        5. Биогенетические концепции развития 5
        6. Социогенетические концепции развития 5
        7. Концепция конвергенции двух факторов детского развития 5
        8. Психоаналитические теории детского развития. 5
        9. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона. 7
        10. Теория социального научения 7
        11. Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже) 7
        12. Культурно-историческая концепция 7
        13. Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина 9
        Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
        14. Процесс развития личности 9
        15. Преформированный и непреформированный типы развития (по Л. С. Выготскому) 9
        16. Связь обучения и развития личности 9
        17. Развитие деятельности - условие и способ развития личности 11
        18. Взаимодействие биологического и социального факторов в развитии личности 11
        19. Движущие силы, условия и источники развития ребенка 11
        20. Закономерности психического развития 11
        21. Влияние внутренней позиции личности на психическое развитие 13
        Глава 4 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
        22. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии 13
        23. Периодизация психического развития Л. С. Выготского 13
        24. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина 13
        25. Этапы социализации в концепции А. В. Петровского 15
        26. Социальная ситуация.развития 15
        27. Значение понятия «зона ближайшего развития» для возрастной психологии 15
        Глава 5 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ: НОВОРОЖДЕННЫЙ, МЛАДЕНЕЦ
        28. Развитие психики ребенка в перинатальном периоде 15
        29. Кризис новорожденности 17
        30. Психическое развитие ребенка в период новорожденности 17
        31. Основные новообразования периода новорожденности 17
        32. Социальная ситуация развития младенца 17
        33. Ведущая деятельность в младенческом возрасте 19
        34. Развитие психических функций и процессов в течение первого года жизни 19
        35. Основные психологические новообразования младенческого периода 19
        36. Кризис первого года 19
        Глава 6 РАННЕЕ ДЕТСТВО
        37. Социальная ситуация развития детей раннего возраста 21
        38. Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем детстве 21
        39. Становление познавательной сферы ребенка в раннем детстве 21
        40. Формирование личностной сферы в раннем детстве 21
        41. Развитие речи в раннем детстве 23
        42. Кризис трех лет. 23
        Глава 7 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
        43. Социальная ситуация развития дошкольника 23
        44. Ведущий вид деятельности дошкольника 23
        45. Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры 25
        46. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка 25
        47. Познавательная сфера дошкольника 25
        48. Речь дошкольника 25
        49. Эмоциональная сфера дошкольника 27
        50. Развитие воли как способности к управлению поведением 27
        51. Становление личности дошкольника 27
        52. Основные психологические новообразования дошкольного возраста 27
        53. Кризис семи лет 29
        54. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению 29
        Глава 8 МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
        55. Социальная ситуация развития младшего школьника и особенности его общения 29
        56. Учебная деятельность. 29
        57. Социальный статус и Я-концепция младшего школьника 31
        58. Особенности мышления младшего школьника 31
        59. Развитие речи младшего школьника 31
        60. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста 31
        Глава 9 ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
        61. Современная социальная ситуация развития подростков
        62. Кризис подросткового возраста в психологических концепциях 33
        63. Подростковый кризис 33
        64. Изменения в физическом развитии подростка
        65. Половая идентичность и сексуальное поведение у подростков 35
        66. Отношения со взрослыми и сверстниками в подростковом периоде 35
        67. Изменения в когнитивной сфере подростков 35
        68. Ведущая деятельность подростков 35
        69. Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка. 37
        70. Нравственное развитие подростка 37
        71. Чувство взрослости как мотивация развития подростка 37
        72. Особенности личности подростка 37
        73. Акцентуации характера у подростков 39
        Глава 10 ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСТВА
        74. Юность как стадия жизненного пути 39
        75. Когнитивные изменения в юности 39
        76. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника 39
        77. Становление самосознания в юношестве 41
        78. Взаимоотношения с окружающими в юношеском возрасте 41
        79. Влияние обособления на формирование личности юноши 41
        Глава 11 ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
        80. Подходы к классификации возрастов в акмеологии 41
        81. Влияние обучения на интеллектуальное развитие взрослых 43
        82. Труд как ведущая деятельность периода зрелости 43
        83. Способности 43
        84. Возраст и труд 43
        85. Самореализация человека 45
        86. Психологические особенности взрослого человека (ранняя взрослость от 20 до 40 лет) 45
        87. Изменения в психологии взрослого в период средней взрослости (от 40 до 60 лет) 45
        88. Кризис середины жизни 45
        89. Изменения в психической жизни человека в период поздней зрелости (с 60 лет) 47

        Источники: http://www.psychologos.ru/articles/view/teoriya_razvitiya_lichnosti_erika_eriksona, http://psichov.net/osnovnyie-teorii-razvitiya-rebenka/, http://www.alleng.ru/d/psy/psy059.htm

        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения





        Избранные статьи

        Новорожденный тужится и кряхтит

        В народе говорят:Чужие дети далее...

        Как отпраздновать день рождения ребенка 12 лет

        Как отметить день рождения девочки 12 лет? Праздник далее...

        Эмоциональные нарушения детей интеллектуальной недостаточностью

        Необходимость изучения эмоциональной сферы далее...

        Принципы ухода недоношенными новорожденными

        Частота преждевременных родов в США составляет от 11 до далее...

        Моча с зеленоватым оттенком у ребенка

        Цвет мочи У здоровых людей моча имеет далее...

        Вещи детей 10 лет

        Многие считают, что возраст восемь-десять лет является одним далее...

        Аллергия на овсяную кашу у ребенка

        Осторожно – аллергия! Безобидна далее...

        Популярные статьи