Главная » Развитие ребенка

Психологическое развитие ребенка определение

Психологическое развитие ребенка

Основные этапы психологического развития ребенка.

Как заглянуть внутрь психологического детского мира? Вопрос для родителей очень актуальный. В психологическом развитии ребенка существует шесть этапов.

Этап первый. От 0 до 6 месяцев.

Ребенок, появившийся на свет – существо с другой планеты. Если перевести его мысли, в этом возрасте, то примерно они будут звучать так.

Кто меня накормит?

Какие хорошие люди. Пусть они останутся!

Что это блестящее там?

Бессмысленно пытаться что-то требовать от малыша. Мы маленькие волшебник для него, помогаем расти и делать первые шаги в этом мире, заменяем ему мысли, руки ноги, чувства, желания.

Ребенок интуитивно понимает, что начав кричать, он привлекает к себе внимание, таким образом, может поделиться своими желаниями.

Уделяйте больше времени ребенку: улыбайтесь, гладьте, массируйте его, разговаривайте с ним – это сделает ребенка счастливым и сообразительным, улучшит аппетит и определит еще массу полезнейших свойств на начальном этапе жизни.

Этап второй. От 6 до 18 месяцев.

Возраст, когда ребенок пытается познать этот мир при помощи ощущений, осязаний. Мы же, родители, все чаще раздражаемся по этому поводу, зачастую эмоции переполняют нас, терпение наше выходит за рамки предела и мы, можем натворить глупостей, о которых потом сами же начинаем жалеть.

Если мы хотим сберечь силы и энергию, то должны сделать так, чтобы детям было комфортно и удобно. Убрать повыше стереосистему, хрупкие и бьющиеся предметы, ценные вещи, и пусть ваш ребенок гуляет свободно. Пусть даже это создаст некоторые неудобства и дискомфорт для нас самих. Но вспомним, что мы живем для наших детей, а не для вещей, которые нас окружают.

Не говорите ребенку: не мешай, тихо и т. п.; у ребенка мышцы сфинктера еще слабо развиты и поэтому он не может контролировать себя.

Усиленное внимание к ребенку выводит из физического равновесия и нас, поэтому родителям очень необходим отдых, для психологической разгрузки и восстановления физических сил. Пусть папа посидит с ребенком, а мама займется чем-то отвлекающим: сходит к подруге, в кино, пройдется по магазинам.

Третий этап. Это возрастные колебания от 18 месяцев до 3-х лет.

Пришло время, как говорится «включить голову». Ребенок начинает мыслить. Потихоньку начинайте объяснять ему, как устроен мир.

Этому периоду присуща частая раздражительность ребенка, поэтому поставьте для него четкие границы. Ребенок будет пытаться обойти их, схитрить, но мы должны стоять твердо. Никаких поблажек.

В это время ребенок изменчив. То он желает быть самостоятельным, а то хочет, чтобы его любили и заботились о нем. А уж если в семье в это время появляется второй малыш, то здесь желание, чтобы о нем заботились, увеличивается в геометрической прогрессии.

Четвертый этап. От 3-х до 6-ти лет.

Если до этого дети довольствовались соседству с другими детьми, то теперь они переходят с ними в контакт. Они начинают понимать этот мир вместе. Ну и конечно им на помощь приходят родители, которые устают отвечать на бесконечные вопросы: как, зачем, почему, когда и так далее. Их болтовня заставляет нас понервничать. Не переусердствуйте с эмоциями! Данный этап – закладка фундамента будущего интеллектуального развития ребенка.

Развитие богатой фантазии в данном периоде также необходимо контролировать. Основное ограничение – не переборщить. Должна быть, и ребенок должен это понимать, четкая грань между фантазией и реальностью.

Не смейтесь над ребенком, не дразните его. Этого, в принципе, нельзя делать в любом возрасте, но в данный период особенно.

Пятый этап. От 6-ти до 12-ти лет.

Порою, мы сами удивляемся. Как наши дети все успевают? Школа. Кружки. Секции. Друзья. Кафе. Интернет, масса общения со своими сверстниками и потоки информации. Ответ кроется в познании ребенком внешнего мира, понятие его принципов, устройства, нахождении ответов на многие возникающие перед ними вопросы.

Будьте жестки в своих жизненных позициях, но и в тоже время более уступчивы в некоторых вопросах. Постарайтесь вести больше эмоциональных бесед – это научит ребенка понимать внутренний мир других людей. Но не переборщите с эмоциями, будьте внимательны к себе. Даже самое негативное раздражение, при правильном подходе, всегда можно обратить в веселый спор. Будьте более гибкими и дипломатичными.

Этап шестой. От 12-ти до 18-ти лет.

Один из самых сложных этапов. Нельзя детей этого возраста называют трудными. Они совершают поступки, стараясь подражать взрослым, готовя себя к жизни в самостоятельном большом мире, вдали от родительского дома. Дети, которые нам порой кажутся совсем домашними, на самом деле в своих мыслях, интересах находятся далеко от дома и родителей.

В этот период можно немного передохнуть и ограничить внимание к детям. Им, нужна свобода, и им надо дать её. Многие родители даже в этот период бояться оторвать от себя своих детей и привязываются к ним с возрастом все больше и больше, находя в них для себя друзей, тем самым отказываясь от друзей настоящих.

Но и дети могут иногда ревновать к вашим друзьям, если вы проводите больше времени с ними, чем с ребенком. Поэтому, не злоупотребляйте общением с друзьями. Во всем нужна умеренность и общение не исключение.

Одна из важнейших проблем этого периода – сексуальность. Постарайтесь объяснить своим детям, что это здоровое и обычное проявление, а не постыдное и неприличное. Но и разврату не место в воспитании. Контроль должен быть, но не в открытой форме и уж конечно не в тайной. Незатейливый, косвенный, но контроль.

Не старайтесь удержать детей любой ценой. Это только нанесет вред их развитию. Поверьте, «правильная» свобода, в конечном итоге, принесет свои, положительные результаты. Ну, а если ребенок захочет остаться с вами, не отталкивайте его, ведь каждый человек неповторим и этот выбор будет только его выбором, его желанием.

Итак, возможно, эти советы на разных этапах развития ребенка помогут вам в воспитании ваших чад! Удачи.

Развитие главным образом характеризуется ростом. Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Главная характеристика роста - это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л. С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), но это не меняет типа развития.

Непреформированный тип развития наиболее распространен. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л. С. Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка - это особый процесс. Процесс онтогенетического развития - процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна — это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая — линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения. Так, например, ребенок старшего возраста может запоминать лучше и больше, чем ребенок младшего возраста по двум совершенно различным причинам. Процессы запоминания проделали в течение этого срока известное развитие, они поднялись на высшую ступень, но по какой из двух линий шло это развитие памяти, — это может быть вскрыто только при помощи психологического анализа.

Есть все основания предположить, что культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; что культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и др. В этом убеждает нас не только изучение психологического развития примитивного человека, но и прямые и непосредственные наблюдения над детьми (тоже по Выготскому).

Физическое и психологическое развитие ребенка в 12 месяцев

Ваш малыш стоит на пороге своего первого настоящего Дня рождения – 1 год. За это время он прошел довольно сложный путь от беспомощного «головастика» до вполне сформировавшейся личности с особенностями характера, своими привычками и желаниями.

Начиная с 12 месяцев уже можно менять режим малыша. В этом возрасте они довольно активны, но и устают достаточно быстро. Поэтому обеденный сон – это повод отдохнуть и самому проказнику, и маме. Свежий воздух является неотъемной частью здорового сна, поэтому детская должна быть проветрена. Также малыш ежедневно должен бывать на улице, не менее 1-2 часов в зависимости от погоды.

В этом возрасте у ребенка формируется чувство юмора. Да-да. Уже сейчас он может подшучивать над взрослыми. Например, предложить игрушку, протянув ее в руке, а затем с хитрым видом спрятать ее за спину.

Развитие ребенка в 12 месяцев уже позволяет строить диалоги, таким путем можно договариваться о чем-либо. Это и есть первые шаги к настоящему воспитанию.

Навыки ребенка в 12 месяцев

Итак, подытожим, чему же научился малыш за год своей жизни:

  • Вставать и передвигаться самостоятельно.
  • Бегать с поддержкой родителей или в ходунках.
  • Произносить некоторые несложные слова.
  • Объяснять окружающим, чего хочется.
  • Просится в туалет (на горшок).
  • Называть или различать поименно членов семьи.
  • Имитировать какие-либо действия.
  • Играть в простые сюжетные игры.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

К 12 месяцам у малыша уже полон рот зубов, а если серьезно – то 12 штук. Если их меньше или больше, не стоит паниковать, ведь каждый ребенок индивидуален. В крайнем случае, обратитесь к педиатру, но до визита к врачу убедитесь, что ребенок получает достаточно кальция, витамина D и фосфора.

Чаще всего в 12 месяцев большинство мамочек планируют полностью отлучить ребенка от груди и полностью перевести его на «взрослую» пищу. Не рекомендуется делать этого, если ребенок болен или ослаблен после болезни, ведь даже для здорового малыша отлучение от груди является стрессом.

Время для сна у двенадцатимесячного малыша немного: в основном мамы стараются перевести детей на одноразовый дневной отдых (2-3 часа). Даже если ребенок гиперактивный, он должен получать свою «порцию» -это важно для нормального роста, физического и умственного развития.

Психологическое развитие ребенка в 12 месяцев

В 12 месяцев ребенок начинает переживать первый психологический кризис. И связано это с тем, что он открывает в себе свое «Я» и чувствует себя отдельным от мамы существом. В этом возрасте он понимает значительно больше, чем может сделать физически и это приводит к определенным сбоям в поведении. Малыш может стать капризным и раздражительным, иногда устраивать целые истерики. Причины такого поведения до банальности просты: например, ребенок хочет, но не может поставить кубик на кубик, или одеть на куклу шапочку. В такие моменты очень важно правильно отреагировать на истерики ребенка, не кричать, но и не выполнять все действия вместо него. Нужно уметь успокоить, поддержать и научить.

Чему учить и во что играть

В год ребенок уже может выбирать среди множества игрушек одну, самую любимую. Как показывает практика, детей привлекает мяч, особенно если он яркий и удобный для маленьких ручек. Также может заинтересовать малыша такая процедура, как сбор игрушек в коробку. В этом возрасте малыша привлекают книжки – большие с яркими рисунками и толстыми картонными листами. А также интересны ребенку всякие потешки, стишки и песенки. И не забывайте о необходимости общения со сверстниками.

Источники: http://berill-centr.ru/osnovnye-etapy-psixologicheskogo-razvitiya-rebenka, http://agespsyh.ru/otvety-na-bilety-po-psikhologii-razvitiya/287-tipy-razvitija-specifika-psihicheskogo-razvitija.html, http://bezsoski.ru/razvitie-rebenka-v-12-mesyacev/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Играть логические игры детям 5 лет

Игры для детей 5 лет Когда ребенку исполняется 5 далее...

Эмоциональная связь между родителями детьми

Эмоциональная связь между родителями и детьми Привязанность — это некая далее...

Психическое развитие ребенка в период новорожденности

3 1. Основные новообразования периода новорожденности Источником зрительных и далее...

Летние творческие лагеря детей

Творческие лагеря для детей Драм-кружок, кружок по фото и так далее...

Детей 1 3 лет жизни

1. Минимальная сумма далее...

Игры для детей 8 лет для девочек

Развивающие игры для детей 8 далее...

План работы летней школы для одаренных детей

Саратовская государственная консерватория им. далее...

Популярные статьи