Главная » Развитие ребенка

Психология детей с задержкой психического развития

Статья по теме:
Психологические особенности детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) умственные операции не достаточно сформированы, интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма слаба и нестойка. При этом, преобладает игровая мотивация, плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и выполнять школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности.

Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляется ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, являющимся основным признаком низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности детей с ЗПР приводят к тому, что оказываемая им в школе индивидуальная помощь не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал.

При относительно высоких показателях по интеллектуальным тестам (пределах нормы) многие дети этой категории испытывают очень большие трудности в учении. Большинство психологов и педагогов, непосредственно связанных с обучением детей с ЗПР, считают, что у значительной их части органические повреждения мозга могут не проявляться неврологически, но вести к нарушению нормального процесса обучения.

У детей с ЗПР была обнаружена низкая продуктивность и устойчивость памяти (особенно при значительной нагрузке), слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

Учащиеся этой категории требуют особого подхода к ним, их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

Как отмечают многие авторы, степень задержки психического развития бывает различна. В легких случаях помощь детям может быть оказана в условиях массовой школы учителем и родителями. В случаях тяжелой задержки развития для них должны быть созданы специальные условия обучения.

Дети с ЗПР не удерживают в памяти условия задач, продиктованное предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют с цифрами, оказываются неспособными оценить результаты своих действий. Их представление об окружающем мире недостаточно широки. Они не могут сосредоточиться на задании. Не умеют подчиняться школьным правилам. А у многих из них преобладают игровые моменты.

Наблюдения за учащимися с ЗПР показали, что их поведение, как и учебная деятельность, характеризуется неравномерностью проявлений – в какие-то периоды дети могут работать достаточно заинтересовано, сосредоточено и продуктивно, а в другое время обнаруживается их полная неработоспособность и весьма низкие возможности усвоения учебного материала.

К сожалению, рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи кратковременны - всего 15-20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается.

Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, у других наоборот возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Для вывода детей из таких состояний лучше всего в этих случаях помогает переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные и доступные задания, подкрепляющих веру в собственные силы.

В ходе экспериментального обучения необходимо в индивидуальные коррекционные занятия включать специальные упражнения по развитию у детей мелкой и артикуляционной моторики, подражанию различным движениям, зрительного восприятия, тактильно-вибрационным ощущениям, что по нашему предположению должно было содействовать более успешному усвоению устной речи.

Также в экспериментальном обучении большое внимание уделяется специальной работе по развитию слухо-зрительного восприятия и воспроизведения речевого материала, необходимого для организации учебной деятельности на общеобразовательных уроках, что содействует интенсификации коррекционно-образовательного процесса.

Для этой работы необходимо применять специально разработанные системы занятий по развитию слухо-зрительного восприятия и воспроизведения речевого материала. Для развития данных навыков, например, можно использовать диалоги при обыгрывании типичных ситуаций речевого общения на общеобразовательных уроках. Это позволяет детям осознано и активно усваивать предъявляемый речевой материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования техники чтения у детей с ЗПР.

В данной работе представлена экспериментальная методика формирования навыка чтения у детей с ЗПР. Специальные приёмы и упражнения. практические рекомендации можно использовать для занятий с вос.

Особенности формирования общих и специальных навыков у детей с ЗПР

Особенности формирования общих и специальных навыков у детей с ЗПР.

Особенности учебно-воспитательного процесса для детей с ЗПР

Ежегодно в наши первые классы всё больше и больше стало приходить детей с задержкой психического развития. Как организовать работу с такими детьми, чтобы они успешно адаптировались к школьной жи.

Психологические особенности детей с ЗПР.

В работе подняты вопросы анамалии ЗПР, ее виды; классификация детей с ЗПР. Характерные особенности детей с ЗПР.

Психологическая помощь детям с ЗПР

Психологические особенности неуспевающих школьниковК категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и со­циальных причин стойкие затруднения в усв.

Статья на тему: Психологические особенности детей с нарушениями речи

В статье говорится о детях с нарушениями речи и их психологическом сопровождении.

Психологическое сопровождение детей с ЗПР в процессе инклюзивного образования.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного рос.

Специальная психология. Психология детей с задержкой психического развития (учебное пособие) Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Малашихина И. А. Черепкова Н. В. Специальная психология. Психология детей с задержкой психического развития (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. 2009. №S4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnaya-psihologiya-psihologiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-uchebnoe-posobie (дата обращения: 17.09).

Малашихина И. А. et al. Специальная психология. Психология детей с задержкой психического развития (учебное пособие) Международный журнал экспериментального образования (2009). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnaya-psihologiya-psihologiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-uchebnoe-posobie (дата обращения: 17.09).

Малашихина И. А. Черепкова Н. В. (2009). Специальная психология. Психология детей с задержкой психического развития (учебное пособие). Международный журнал экспериментального образования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnaya-psihologiya-psihologiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-uchebnoe-posobie (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Малашихина И. А. Черепкова Н. В. Специальная психология. Психология детей с задержкой психического развития (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. 2009. №S4 С.17-18.

Малашихина И. А. et al. Специальная психология. Психология детей с задержкой психического развития (учебное пособие) Международный журнал экспериментального образования (2009).

Малашихина И. А. Черепкова Н. В. (2009). Специальная психология. Психология детей с задержкой психического развития (учебное пособие). Международный журнал экспериментального образования

Елена Соколова: Психология детей с задержкой психического развития

Аннотация к книге Психология детей с задержкой психического развития

В учебном пособии представлены материалы по исследованию причин, факторов, условий оптимизации психического развития детей с задержкой психического развития. На примере задержки психического развития (ЗПР) как частного случая отклоняющегося развития рассматриваются возможности компенсации дефекта в специально созданных условиях.
Представленные материалы направлены на более глубокое клиническое и психофизическое изучение детей с ЗПР. Рассматриваются методы диагностики отклонений в психическом и личностном развитии ребенка и пути психологической помощи трудным детям , родителям и педагогам, работающим с ними.
Пособие адресовано студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по специальностям 031900 Специальная психология , 031000 Педагогика и психология , 020400 Психология . 050600 Педагогика , Коррекционная педагогика , Специальное дошкольное образование , Педагогика и психология.

В учебном пособии представлены материалы по исследованию причин, факторов, условий оптимизации психического развития детей с задержкой психического развития. На примере задержки психического развития (ЗПР) как частного случая отклоняющегося развития рассматриваются возможности компенсации дефекта в специально созданных условиях.
Представленные материалы направлены на более глубокое клиническое и психофизическое изучение детей с ЗПР. Рассматриваются методы диагностики отклонений в психическом и личностном развитии ребенка и пути психологической помощи трудным детям , родителям и педагогам, работающим с ними.
Пособие адресовано студентам учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по специальностям 031900 Специальная психология , 031000 Педагогика и психология , 020400 Психология . 050600 Педагогика , Коррекционная педагогика , Специальное дошкольное образование , Педагогика и психология дошкольная , а также учителям-дефектологам, педагогам-психологам и другим специалистам, которые работают с детьми с отклонениями в развитии.

Где купить эту книгу? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в Лабиринте ! У нас Вы можете купить книгу дешевле. а получить быстрее, чем где бы то ни было. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки. фото и иллюстрации .

Внимание!
Если Вы обнаружили ошибку в описании книги Психология детей с задержкой психического развития (автор Соколова Елена Викторовна ). пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Любимый книжный
теперь под рукой:

iPhone:
уже в Эппсторе!

iPad:
осенью 2016

Android:
в разработке

Лабиринт в соцсетях:

Следите за акциями и спецпредложениями,
участвуйте в викторинах, опросах и коллективных скидках,
получайте призы!

Украина +7 495 745-95-25

Сумма без скидки 0 р.

Вы экономите 0 р.

Скидка 5% уже
на второй заказ

Соберем завтра
+7 495 745-95-25

Вход и регистрация в Лабиринт

Авторизируясь в Лабиринте, я подтверждаю, что я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта и даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных

Вы здесь впервые?

Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно

Войти по коду скидки

Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях!

Войти через профиль в соцсетях

Источники: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2011/11/09/psikhologicheskie-osobennosti-detey, http://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnaya-psihologiya-psihologiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-uchebnoe-posobie, http://www.labirint.ru/books/209072/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Сыпь вокруг глаз у ребенка фото

Какие заболевания вызывают покраснение вокруг глаз Когда вокруг глаз далее...

Творческие конкурсы детей детском саду

Рассударики- Всероссийский далее...

Желтые сопли у новорожденного ребенка

Лечение желтых соплей Большинство людей далее...

Видео дети целуются 9 лет

На сегодняшний день заработать в интернете деньги далее...

Информация домашних животных детей

Главная В больших городах, для того, далее...

Выход работу ребенок 3 лет

Досрочный выход из декретного далее...

Ребенок мальчик 5 лет

Поздравления с Днем Рождения мальчику 5 лет Поздравление от всей далее...

Популярные статьи

x