Главная » Развитие ребенка

Ранняя диагностика детей отклонениями развитии

На этом же этапе более отчетливо проявляется синдром «счастливой куклы» — редкое заболевание, впервые описанное в 1965 г. При этом синдроме дети с рождения отстают в психическом развитии. В конце 1-го—начале 2-го года жизни у них развиваются эпилептиформные припадки и появляются приступы смеха и нарушения моторики, напоминающие движения заводной куклы. У таких детей часто наблюдаются дефекты зрительной системы в виде недоразвития сосудистой оболочки глаз, атрофии зрительного нерва и др. Характерны также стабильные отклонения показателей ЭЭГ.

Психические и неврологические заболевания, возникающие к концу раннего возраста (шизофрения, эпилепсия и др.), приводят часто к быстрому распаду сформированных и формирующихся психических функций и в дальнейшем имеют неблагоприятное течение.

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ

Диагностика отклонений развития основывается на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка.

Диагностика носит комплексный характер, т. е. при ее проведении учитываются данные клинической медицины (детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии), дефектологии, психологии.

Современный уровень развития медицинской генетики, клинической медицины и психологии позволяет не только диагностировать различные формы отклонений развития (задержка психического развития, общее недоразвитие речи, аномалии развития при различных наследственных заболеваниях нервной системы, детском церебральном параличе и др.) и оценивать степень сформированности высших психических функций, но и выявлять клинические и психологические механизмы нарушений.

Клиническая диагностика играет ведущую роль в решении вопросов лечения, прогноза, медико-генетического консультирования семьи.

На основе анализа специфики аномального развития, патогенетических механизмов нарушения, учета локализации и распространенности поражения центральной нервной системы педагог и психолог могут ориентироваться в структуре дефекта. Такой подход приводит к выделению единого симптомокомплекса нарушений и клинических, педагогических и других закономерностей его развития.

Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях, которые обеспечивают коррекцию нарушенных функций. Семья для таких детей играет очень важную роль, так как эмоционально-положительное общение ребенка со взрослыми обеспечивает его нормальное психическое развитие. Но также особую роль уделяют ранней диагностике отклонений в развитии ребенка.

В первые годы жизни ребенка его мозг развивается наиболее интенсивно, ребенок начинает усваивать двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями данные стереотипы сформированы неправильно, то впоследствии исправить их бывает очень сложно.

Иммунные и адаптационные механизмы организма ребенка еще очень слабые, поэтому многие биологические вредные воздействия могут вызвать серьезные отклонения, в общем и психическом развитии ребенка.

Все это обуславливает необходимость проведения ранней диагностики. Также значение и актуальность проблемы ранней диагностики обуславливаются и рядом социально-педагогических факторов:

- отсутствие координированной системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей до трех лет с отклонениями в развитии;

- недостаточно сформированные психолого-педагогические вопросы аномального развития и коррекции в раннем возрасте;

- недостаточное число специалистов для работы с детьми данного возраста [2].

Ранняя диагностика отклонений в развитии является главным условием для эффективного обучения и воспитания ребенка, а также его успешной интеграции в социум. Она основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с различными отклонениями. Ранняя диагностика относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, т.е. к возрасту от 0 до 3 лет.

При диагностике ребенка с отклонениями необходимо не только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную недостаточность, но и установить клинический диагноз, в котором отражается причина и механизм нарушения, прогноз социализации и обучения, а также пути и методы лечебно-коррекционной работы.

Диагностика носит комплексный характер. При ее проведении участвуют такие специалисты как: психологи, педагоги, педиатры, психоневрологи, логопеды. Важно установить структуру ведущего дефекта и вторично связанных с ним отклонений. Чем раньше будет проведена диагностика, тем быстрее начнется и будет более успешной реабилитация.

Специалисты медико-социально-педагогической комиссии и работники дошкольных учреждений должны хорошо ориентироваться вопросах диагностики различных форм аномального развития, а также иметь представления о методах их лечения и психолого-педагогической коррекции [1].

В 70-х годах в нашей стране впервые были разработаны процедуры диагностики и тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. Впоследствии данная методология была рекомендована к внедрению в дошкольные учреждения.

Современный уровень развития медицины, нейрофизиологии, медицинской психологии позволяет не только диагностировать различные формы аномального развития, но также выявить клинические и психологические механизмы нарушений.

Таким образом, ранняя диагностика отклонений в развитии и медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит предотвратить или ослабить последствия того или иного отклонения, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества.

1. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М. 1992. - 95 с.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М. 2005. - 320 с.

3. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. - 1994.-№ 1.

Перейти к обсуждению работы

АкушерствоАллергология и иммунологияАнатомияАнестезиология и реаниматологияБиологияВетеринарияВнутренние болезниВосточная медицинаГастроэнтерологияГематологияГигиенаГинекологияГомеопатияДерматовенерологияДиагностикаЗдравоохранениеИнфекционные болезниКардиологияКниги на английском языкеЛечебная физкультураМассажМикробиологияНаркологияНародная медицинаНеврологияНефрологияОнкологияОртопедияОториноларингологияОфтальмологияПатофизиологияПедиатрияПсихиатрия-Психология Пульмонология РевматологияСтоматологияСудебная медицинаТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФизиологияФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.
Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психического развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.
Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.
Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.
Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятии с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависит от вида аномального развития, степени н характера нарушений различных функций, а также компенсаторных н возрастных возможностей ребенка.
Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нуждаются также и в специальном лечении. Все это обусловливает необходимость ранней диагностики различных отклонений в психомоторном развитии.
При диагностике аномального развития мало только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы лечебно-коррекционной работы. Поэтому специалисты медико-психатого-педагогических консультаций и работники дошкольных учреждений должны хорошо ориентироваться в вопросах диагностики различных форм аномального развитии, иметь представление о современных методах их лечения и психолого-педагогической коррекции.
Предлагаемая вниманию читателей книга Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция — результат обобщения многолетнего опыта работы автора с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также критического анализа отечественной и зарубежной литературы. Это позволило описать не только формы аномального развития, но и такие заболевания центральной нернной системы (ЦНС), при которых имеют место сложные дефекты и отклонения психомоторного развития.
Цель книги Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция — показать работникам специальных и общих дошкольных учреждений, а также родителям структуру и характер имеющихся у детей отклонений в развитии, возрастные закономерности формирования у них психики, приемы и методы коррекции нарушенных функций.

Похожие новости

Комментарии (0)

Источники: http://pedlib.ru/Books/5/0144/5_0144-27.shtml, http://www.scienceforum.ru/2015/856/12970, http://www.booksmed.com/psixiatriya-psixologiya/1788-rebenok-s-otkloneniyami-v-razvitii-rannyaya-diagnostika-i-korrekciya-mastyukova-prakticheskoe-posobie.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Ребенок попил холодное болит горло и температура

Простуда у детей Кашель, насморк. повышенная температура тела — всё далее...

Растет зуб болит ребенка

Что делать когда болит десна и растут зубы далее...

Песни для детей 7 8 9 лет

8 Марта – праздник мам МАМУ ОЧЕНЬ Я далее...

Сыпь грудничка телу фото

Сыпь у грудничка по всему телу фото Лучшие статьи на далее...

Сюжетно ролевые игры детей 3 года жизни

Сюжетные игры – способ узнать и далее...

Высокая температура у ребенка при ротовирусе

Журнал → Ротавирусная далее...

Картинки раскраски для детей 5 6 лет

Раскраски для детей 6 лет отлично дополнят внушительную далее...

Популярные статьи

x