Главная » Развитие ребенка

Развитие детей дошкольного младшего школьного возраста

Особенности развития детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте (с 6 до 11 лет) учеба является основным видом деятельности ребенка. Данный промежуток времени представляет собой новый этап развития. Именно в этот период закладываются психологические основы формирования будущей личности, активно развиваются интеллектуальные способности, качественно перестраиваются восприятие, мышление и память, так как эти процессы становятся произвольными.

Память и аналитические способности

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, ребенок не улавливает смысловых связей, усваивая получаемую информацию за счет чисто механического повторения. Обучение в школе способствует развитию памяти на смысловом и словесно-логическом уровнях. В этот период ребенок учится различать поставленные задачи: где требуется дословное запоминание, а где лишь общее представление. Это тренирует способность сознательно управлять собственной памятью, в нужный момент воспроизводить увиденное или услышанное. Ребенок не просто воспринимает информацию, но и учится ее анализировать.


Внимание и умение сосредоточиться

В младшем возрасте школьник еще не умеет управлять своим вниманием путем волевого усилия. Он не может заставить себя сосредоточиться на решении сложной задачи ради достижения отдаленного по времени результата. Поэтому существенное влияние здесь оказывает правильная (так называемая близкая ) мотивация, которой может быть положительная оценка или похвала педагога. Также могут помочь специальные игры на развитие внимания. Ребенок еще только учится концентрировать внимание. Постепенно оно становится более устойчивым, если учебный материал является ярким, наглядным и вызывает у ребенка интерес на эмоциональном уровне.

Общее восприятие

В младшем дошкольном возрасте восприятие ребенка приобретает вид организованного наблюдения. Поэтому перед учителем стоит задача организовать учебную деятельность таким образом, чтобы дети научились воспринимать предметы и явления, самостоятельно выявляя их основные признаки и свойства. Наиболее продуктивным здесь будет метод сравнения, применение которого помогает школьнику развивать в себе более глубокое восприятие и сокращать количество ошибок.

Черты характера

Основные черты характера младшего школьника – импульсивность и склонность действовать незамедлительно. Он не взвешивает все обстоятельства и не продумывает последствия. Ребенок еще не обладает достаточной волей и не может преодолевать все трудности с упорством и настойчивостью. Кроме того, многие дети упрямятся и капризничают, реагируя подобным образом на навязывание новых требований, которые предъявляет школьная система. Они протестуют против необходимости делать то, что нужно, а не то, что им хочется. Одновременно с этим меняется внутренняя позиция ребенка, он начинает претендовать на определенное положение среди своих сверстников, а взаимоотношения с одноклассниками, наравне с успехами в обучении, влияют на его эмоциональную сферу.


Читайте так же.

Как примирить ребенка с детским садом

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст называют вершиной детства [9. С. 251]. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущий вид деятельности
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину):
1. Мотивация.
2. Учебная задача.
3. Учебные операции.
4. Контроль и оценка.

Мотивы учения:
• познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);
• социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
• узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е. Сапоговой).

Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий [9. С. 258].

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

Речь
Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь — показатель уровня развития ребенка.

В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Мышление
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).

В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).

Память
Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности.

В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

Внимание
Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.

Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.

Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).

В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение
Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии [11. С. 314].

7-8 лет — сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).

Самосознание
Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в занятиях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему — по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Нейрокинезиологическое сопровождение процессов развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Семинар – практикум

В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.

Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть в нынешней детской популяции актуализируются какие-то дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу симптом - мишень .

Предложенная методика оказания помощи детям методологически опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, в том числе о возможностях замещающего онтогенеза ; а методически - на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Программа курсов предназначена для психологов, воспитателей, учителей общеобразовательных школ, учителей работающих в классах ЗПР, учителей, работающих с одаренными детьми.

Знание законов нейропсихологического развития поможет педагогическим работником усовершенствовать систему преподавания в школе, сделать ее доступной, легкой для восприятия и усвоения ее детьми.

Тема №1 Базовые понятия нейропсихологии.

Мозг. Мозговая организация психических процессов. Три функциональных блока мозга. Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. Нейропсихология детского возраста: основные закономерности и принципы.

Тема № 2 Нейросихофизиологические особенности школьников как основа дифференцированного обучения.

Успешность обучения школьников с различной межполушарной асимметрией мозга. Ведущие каналы восприятия. Стиль профессиональной деятельности учителя с различной межполушарной асимметрией мозга. Психологические особенности мальчиков и девочек в процессе обучения. Психолого- педагогическое сопровождение детей-левшей.

Тема № 3 Программа Курс замещающего онтогенеза . Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте.

В течении семинара вы освоите техники по. дыхательным упражнениям, упражнениям по оптимизации тонуса и обучению релаксации, работе с локальными мышечными зажимами, повышению устойчивости, работе с патологическими ригидными телесными установками, развитию целостного образа тела, развитию чувства ритма, развитию перцептивных и мнестических возможностей, формированию пространственных представлений, динамической организации двигательного акта. развитию произвольного внимания и памяти, синестезии и произвольной саморегуляции. Вы освоите все те упражнения и техники, которые помогут вашим детям успешно усваивать программу детского сада и школы.

Прошедшим обучение выдаетсясертификат от Федерального Научного Учреждения Института психологопедических проблем детства Российской Академии Образования (стоимость сертификата 300 рублей).

На семинаре участники познакомятся и освоят современную, простую и эффективную методику, которая поможет по- новому посмотреть и на ребенка и на процесс обучения.

Дата и время проведения:дата уточняется

24 октября с 10-00 до 18-00
25 октября с 9-00 до 17-00
25 октября с 17-30 до 20-30 будет проводится практикум - нейродиагностика детей 5, 7, 9-10 лет с анализом (3 демонстрации)

Место проведения: г.Краснодар, ул. Российская 70/6.

Стоимостьзависит от количества участников, при внесении предоплаты в размере 1000 рублей:

до 10 октября:
13-14 человек 8000 ₽
15-19 человек 7000 ₽
20-24 человека 6250 ₽
25-29 человек 5200 ₽
30 и более 4500 ₽

с 11 октября:
13-14 человек 8500 ₽
15-19 человек 7500 ₽
20-24 человека 6750 ₽
25-29 человек 5700 ₽
30 и более 5000 ₽

Источники: http://www.tenoten-deti.ru/articles/razvitie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/, http://psyera.ru/4760/mladshiy-shkolnyy-vozrast, http://psychokinesio.ru/neyrokineziologicheskoye-soprovozhdeniye-protsessov-razvitiya-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Как хранить собранную мочу ребенка

Общий анализ мочи Общий анализ мочи (клинический анализ далее...

Развивающие мультфильмы для детей 4 лет

Мультфильмы для детей 4 лет Наверное, каждый взрослый помнит детское далее...

Характеристика развития детей 2 3 лет

Особенности развития и воспитания ребенка далее...

Температура ребенка течение месяца

О.В. Гончарова, заведующая отделением далее...

Картинки раскраска домашние животные для детей

Раскраска домашние животные Раскраска домашние животные – далее...

Детская ребенка 2 лет

Фото рецептыДля ребенка от 1 года до далее...

У ребенка болит живот спазмами что делать

Мышечные спазмы в животе Серьезные причины спазмов в далее...

Популярные статьи