Главная » Развитие ребенка

Развитие детей нарушением интеллекта

Литература

1. Айзенберг Б.И. Лубовский В.И. Материалы I Международного конгресса. // Дефектология. — 1982. — № 3.

2. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр.соч. — М.,1983. Т.5.

3. Вишневская С.Е. Некоторые современнные тенденции специального образования в США. // Дефектология. — 1987. — № 2.

4. Горина Н.В. Оганесян Е.В. Современные проблемы зарубежной дефектологии. //Дефектология. — 1991. — № 1.

5. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. — М. 1995.

6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М, 1996.

7. Сумарокова В А. Дементьева Н.Ф. VIII Всемирный конгресс Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости. // Дефектология. — 1989. — № 1.

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

§1. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости (Л.С.Выготский, 1983).

Поскольку олигофрения возникает вследствие поражения центральной нервной системы (преимущественно коры больших полушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного развития плода или в начальный период жизни ребенка, знание особенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.

Младенчество (от 2-х месяцев до 1-го года).

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.

В чем особенность детей с нарушением интеллекта?

Для многих родителей является потрясением известие о том, что у их ребенка обнаружено нарушение интеллекта. Такой диагноз может быть поставлен малышу и спустя несколько месяцев после его появления на свет, и в старшем возрасте, когда станет заметно, что его развитие не соответствует норме.

Что такое «нарушение интеллекта»?

Психиатры характеризуют понятие «нарушение интеллекта» так: изменение психики ребенка и отсутствие у него познавательной деятельности в результате поражения головного мозга и центральной нервной системы. Малыши с таким диагнозом не только отстают от своих сверстников интеллектуально, у них также наблюдаются проблемы в эмоционально-волевой сфере и физическом развитии.

Причина появления нарушения интеллекта – поражение коры головного мозга. Оно может произойти как в процессе внутриутробного развития ребенка, так и из-за родовой травмы или асфиксии при родах, или вследствие перенесенных малышом заболеваний.

Особенности развития детей с нарушением интеллекта

У малышей с нарушением интеллекта нет естественной потребности в познании, поэтому они не проявляют интерес к окружающим их предметам, событиям и явлениям. Вследствие этого их жизненный опыт и словарный запас оказываются очень ограниченными. У таких деток плохая память, им тяжело концентрировать свое внимание, они не могут пересказать простой текст, который им прочитают, так как не умеют строить в голове логические цепочки. Малышам с нарушением интеллекта тяжело ориентироваться во времени и пространстве, у них почти не развито воображение, поэтому такие дети не умеют фантазировать. Деятельность умственно отсталых детей стереотипна, пассивна и примитивна, так как у них нет задумок, планов, стремлений.

Когда ребенок мыслит, в его голове протекают такие операции как обобщение, сравнение, синтез, анализ. У малышей с нарушенным интеллектом перечисленные выше операции протекают в мозгу специфически, так как они недостаточно сформированы.

Психологи установили, что дети, страдающие умственной отсталостью, не понимают, что уровень их умения и развития ниже, чем у других детей, так как они не способны осознать свои неудачи и адекватно оценить свои действия. Поэтому особенностью развития таких детей является отсутствие стремления к достижению конкретных целей и самосовершенствованию.

Уровень эмоционального развития ребенка напрямую связан со степенью его умственной отсталости. Чем она тяжелее, тем менее эмоционален малыш. Такие дети обычно вялые, инертные, их эмоции поверхностные, а переживания неглубокие. У некоторых детей, наоборот, наблюдается повышенная возбудимость и агрессивность, в отдельных ситуациях их реакция может быть совершенно неадекватной.

Если родители будут постоянно заниматься с отсталым ребенком, то, возможно, со временем он сможет выполнять самые простые задания, но он никогда не догонит своих сверстников по развитию.

С какого возраста можно заподозрить нарушение интеллекта?

Если у ребенка действительно есть нарушение интеллекта, то внимательные родители могут заподозрить это, после того как малышу исполнится два месяца. Обычно дети в этом возрасте начинают узнавать близких, которых видят каждый день, и, конечно, маму. При этом они оживляются, следят глазами за взрослым, активно двигают руками и ногами. К третьему месяцу жизни грудничок начинает активно гулить при виде мамы и «агукать» ей в ответ. То есть ребенок проявляет эмоции и активно взаимодействует с взрослым.

У детей с нарушением развития интеллекта нет потребности в общении с родными. Они не оживляются при их появлении и не издают «приветствующих» звуков при виде мамы. Отсталый малыш не интересуется игрушками, подвешенными над кроваткой, не тянется к ним, не пытается схватить рукой погремушки, в отличие от своих четырех-пятимесячных сверстников.

К какому врачу обращаться?

Если у родителей появились малейшие подозрения о том, что их ребенок отстает в развитии, надо как можно скорее показать малыша педиатру. Врач осмотрит ребенка, проверит его рефлексы, и при необходимости направит к узкоспециализированным специалистам: неврологу и психиатру. В зависимости от результата осмотра маленького пациента может понадобиться дополнительная консультация логопеда, психолога, нейропсихолога, окулиста, отоларинголога, а в некоторых случаях дерматолога и эндокринолога. Только после всестороннего обследования ребенка возможна постановка диагноза «умственная отсталость» или «олигофрения».

Лечение умственной отсталости назначается врачом, исходя из степени тяжести развития заболевания. Обычно оно состоит из комплекса мероприятий: лечебных (физиотерапевтические процедуры, массаж, прием медикаментов) и коррекционно-развивающих (занятия с психологом, логопедом, дефектологом).

Надо ли отдавать отстающего в развитии ребенка в спецучреждение?

Некоторые родители детей с легкой степенью отсталости не хотят отдавать своих малышей в специализированное учебное заведение, возможно, тем самым доказывая себе, что их ребенок ничем не хуже остальных. Но психологи и педагоги утверждают, что такой подход не верный. Отсталый ребенок не сможет полноценно социально адаптироваться в классе среди нормальных детей и осваивать учебную программу на одном с ними уровне. Впоследствии это может привести к появлению конфликтов с одноклассниками, ненависти к учебе, развитию стресса у ребенка из-за насмешливого и негативного отношения к нему окружающих.

Врачи советуют родителям детей с нарушением интеллекта обеспечить ребенку квалифицированную психологическую и медицинскую помощь, а также специализированное обучение сразу же, как только будет поставлен неутешительный диагноз. При своевременно начатом лечении и обучении отстающего ребенка можно скоррегировать некоторые отклонения в его развитии. А если с самого раннего возраста таких малышей не обучать, то со временем их состояние усугубиться, и добиться улучшения будет уже невозможно.

Комментарии (1)

Введение
Основная часть «Теоретические основы изучения и развития восприятия».
1. Определение процесса восприятия в психологии
1.1. Физиологические основы восприятия
1.2. Свойства восприятия
1.3. Классификация восприятий
1.3.1. Восприятие как действие
1.3.2. Восприятие пространства
1.3.3. Восприятие времени и движения
1.3.4. Осязательное восприятие
1.3.5. Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии
1.3.6. Слуховое восприятие
1.3.7. Обонятельное восприятие
1.3.8. Вкусовое восприятие
2. Этапы развития восприятия в онтогенезе
2.1. Младенчество
2.2. Ранний возраст
2.3. Дошкольный возраст
3. Особенности восприятия у детей с нарушением интеллекта
Заключение

Введение

Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень — это камень, дерево — это дерево, кошка — это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.

Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других — из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.

Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячу всевозможных сигналов, из которых мы можем уловить лишь очень небольшую часть. Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как эти ультразвуки легко слышит собака, дельфин или летучая мышь. Пространство пронизывается бесконечным множеством электромагнитных волн — от самых коротких (гамма лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны).

Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшому участку спектра, занимающему промежуточное положение, к «видимому свету».

Цель работы: изучение особенностей восприятия у детей с нарушением интеллекта по материалам литературных источников.

Задача: проанализировать источники литературы по проблеме исследования.

Субъект исследования: дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Метод: анализ литературных источников.

Источники: http://pedlib.ru/Books/5/0169/5_0169-18.shtml, http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/v-chem-osobennost-detej-s-narusheniem-intellekta.php, http://detsky-dom.ru/about-us/guidance-documents/emotional-growth/osobennosti-vospriyatiya-u-detej-s-narusheniem-intellekta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Интернат одаренных детей курган

В Курганской области открылся лицей-интернат для далее...

Игры страшилки детей 6 лет

Игры «Страшные игры», играть онлайн далее...

Вонючие сопли у ребенка

Вонючие сопли у ребенка Извините, что отвечаю с опозданием, далее...

Уроки чтения видео для ребенка 5 лет

Учимся читать по слогам На сегодняшний день, отправляясь в первый далее...

Про животных видео для детей тип топ

Среди новостей есть много таких, о которых далее...

Почему ребенок хромает но ничего не болит

25 ноя 2011, далее...

Занятия математикой детей 8 лет

Дорогие друзья! Впервые в Орехово-Борисово и Ленинском районе Подмосковья далее...

Популярные статьи