Главная » Развитие ребенка

Развитие физических качеств у детей

Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Фотографии:

Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Кандидат педагогических наук А.В. Чеботарев. Липецкий государственный педагогический университет, Липецк

Ключевые слова:дошкольный возраст, физические качества, сенситивный период.

Введение. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие [1].

Целью исследования было определение возрастных особенностей развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования. Для определения сенситивных периодов развития физических качеств были выбраны широко используемые в практике дошкольного физического воспитания тесты [1, 2, 4]:

· бег на 10 м с места (скоростные качества);

· бег на 10 м с места с выбором предмета (координационные качества);

· прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества);

· метание мяча (массой 1 кг) из-за головы из положения «сед ноги врозь» (скоростно-силовые качества);

· непрерывное пробегание дистанции до утомления (общая выносливость).

В исследовании приняли участие 150 дошкольников муниципальных дошкольных образовательных учреждений №№ 83, 121 и 122 г. Липецка. Исследование проходило в период с 2007 по 2010 г. Количество испытуемых на всем протяжении исследования оставалось неизменным.

Выводы. Проведенное исследование показало, что в дошкольном возрасте, так же как и в школьном, физические качества развиваются неодинаково. Учет данного обстоятельства позволит специалистам в области дошкольного физического воспитания и спорта, во-первых, более успешно воспитывать физические качества, а во-вторых, совершенствовать содержание учебной (тренировочной) работы с детьми дошкольного возраста.

1. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М. Физкультура и спорт, 1989 – 288 с.

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М. ООО «Издательство АСТ», 1998. – 272 с.

3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). – М. ИД «Карапуз». 2000. – 326 с.

4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Пензулаева. – М. Просвещение, 1988. – 245 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд. испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. «Академия», 2003. – 480 с.

Поступила в редакцию 12.10 г.

Ребенок дошкольного возраста очень активен. Способствует этому усиленное развитие мускулатурой системы, потребляющей большое количество кислорода. Разнообразие движения невелико. Поэтому развитие физических качеств у детей дошкольного возраста является одной из главных целей для родителей.

Физические качества — развитие способностей человека при двигательной активности. Двигаясь, ребенок укрепляет свое здоровье: дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную системы.

От степени развития физических качеств дошкольника будут зависеть дальнейшие двигательные навыки.

Принципы развития физических качеств у детей дошкольного возраста:

  1. Для постоянного формирования двигательных навыков уровень нагрузок должен быть немного завышен.
  2. Параллельное развитие элементов воспитания (смелость, выдержка, настойчивость) присутствует при работе над физическими качествами.
  3. Оттачивания каждого навыка до мастерства, учитывая все возможности организма.
  4. От простого к сложному.
  5. Ответственное отношение к развитию двигательных качеств со стороны ребенка.
  6. Индивидуальный подход, учитывающий различную подготовку ребенка к двигательной активности.

К двигательным качествам относятся: ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость.

Ловкость. Умение оперативно изучить незнакомые движения, а также корректировать их для появившихся новых обстоятельств. Благодаря этому навыку, ребенок в игре оперирует сложными двигательными задачами и при этом быстро анализирует действия сверстников. Задачей этого навыка является систематичность: постоянное изменение на новое упражнение; представление одного и того же упражнения в разных вариантах, каждый раз усложняя его.

Значительное количество упражнений используется для развития ловкости:
  • Бег между предметами;
  • Челночный бег;
  • Бег с препятствиями;
  • Прыжки через предметы.

Игры для развития ловкости у детей дошкольного возраста.

Хвостик. Группе детей предлагают взять по разноцветной ленточке и прикрепить ее сзади, вместо хвостика (так, чтобы было легко ее достать). Один из детей выбирается ведущим. Его задача — собрать все ленточки у детей. Тот малыш, у которого забрали ленту, выбывает из игры. Последний игрок с лентой признается победителем.

Быстрота. Возможность человека совершать движение тела или отдельной его части за максимально короткое время. Благоприятные условия для развития способствуют особенности нервной системы (быстрое возбуждение и торможение). Развивается это физическое качество у детей дошкольного возраста при выполнении ходьбы или бега с ускорением, а также при метании и прыжках (в высоту и длину). Быстрота движения измеряется на коротком участке (10 м) с учетом заранее взятого разгона.

Игра «Рывок». Две команды игроков (каждый имеет свой номер) стоят на равном расстоянии от ведущего. Тот держит в руке мяч и по команде (называет любую цифру) подбрасывает мяч. Два игрока бросаются вперед, и тот, кто поймает мяч первым, принесет своей команде победу.

Сила. Осуществление определенных двигательных действий, преодолевая препятствия с помощью намеренного сокращения и напряжения мышц. Развитие этого навыка происходит с помощью постепенного увеличения массы специальных снарядов (мячи, гантели, подушечки с песком). При развитии силы у дошкольников следует учитывать не до конца сформированную костную систему и слабость мышц-разгибателей. При назначении комплекса упражнений следует задействовать все группы мышц с постепенным усложнением задач.

Для рук предпочтительней выбрать такие спортивные снаряды: брусья, канат, лестница. Ноги хорошо укреплять во время бега или прыжков. Мышцы брюшной полости укрепляются с помощью упражнений на пресс.

Крайне опасны упражнения с использованием значительного напряжения и кратковременной задержки дыхания.

Игра «Перетягивание каната». Игроков разделяют на 2 команды и по сигналу ведущего тянут канат каждая команда на себя. Побеждает та, которая перетянула соперников на свою сторону.

Выносливость. Способность проявлять определенные возможности организма на протяжении длительного времени, без снижения показателей. Для развития выносливости используют неоднократное повторение действий.

Для развития физических качеств у детей дошкольного возраста нужно использовать разнообразные подходы — коньки, бег, ходьба на лыжах, велосипед, санки, плавание.

При развитии выносливости у ребенка формируются:

  • Костная, мышечная, сердечная и нервная системы;
  • Появляются настойчивость, сила воли, упорство, решительность;
  • Достижение цели, преодоление трудностей.

Игра «Ветер». Выбирается двое водящих — северный и южный ветер. Северный ветер должен как можно больше заморозить ребят (дотрагиваясь до игрока, тот застывает на месте), а южный ему препятствует.

Гибкость. Выполнение движения с большим размахом, зависящее от состояния связок, мышц, суставов, позвонков. Дети дошкольного возраста обладают гибкостью. При совершении регулярных занятий это свойство организма сохраняется. Также следует помнить, что все должно развиваться постепенно, не доводя суставы до нежелательной деформации.

Игра «Палка за спину». В каждой команде игроки выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага. Первый игрок перед собой за оба конца держит гимнастическую палку. По команде, не отрывая рук от палки, поднять ее и прогнувшись, не сгибая руки, передать следующему игроку. Таким образом, палка достается последнему игроку, который бежит в начало, остальные делают шаг назад. Все повторяется снова.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста требует от родителей определенных действий:

  1. Поднятие в ребенке высокой самооценки с помощью совместных усилий. Замечайте и хвалите любое, даже самое мелкое достижение ребенка.
  2. Все физические занятия выполняются по желанию. Если оно отсутствует, необходимо выяснить у ребенка и устранить его.
  3. Интерес к физической культуре легче привить на собственном примере.
  4. При выборе комплекса упражнений учитывайте возраст и индивидуальные особенности ребенка.
  5. Комплекс упражнений должен использоваться, пока не будет доведен до идеального исполнения.
  6. Если у ребенка что-то не получается, необходимо оказать поддержку и ни в коем случае не ругать и смеяться над ним.
  7. Исполнение всех физических упражнений осуществляется правильно.
  8. Прислушивайтесь к ребенку в выборе физических приоритетов.
  9. Соблюдайте три правила: терпение, понимание, любовь.

Дошкольный возраст является оптимальным для формирования физических качеств. Задача родителей грамотно распорядится этим временем.

Поделись с другими.

Прочитайте еще:

Главная / Методические материалы / Влияние тренировочных занятий теннисом на развитие физических качеств у детей и подростков занимающихся спортивной подготовкой в ДЮСШ «Старт»

Влияние тренировочных занятий теннисом на развитие физических качеств у детей и подростков занимающихся спортивной подготовкой в ДЮСШ «Старт»

На базе детско-юношеской спортивной школы «Старт» детские группы для занятий теннисом сформировались и начали работу с ноября 2000 года. Занятия проводятся согласно программе спортивной подготовки детско-юношеской спортивной школы «Старт» по теннису, утверждённой директором школы. Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными документами Министерства образования РФ и Минспорта РФ.

Многолетняя подготовка теннисиста – длительный процесс, во время которого происходит становление спортсмена от новичка до теннисиста высокого класса. Весь период подготовки составляет не менее 8 - 10 лет и включает в себя этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования.

Учебно-тренировочный процесс предусматривает постепенное повышение учебно-тренировочных и соревновательных нагрузок, решающих задачи, связанные с укреплением здоровья занимающихся, развитие специальных физических качеств, освоением сложных технических действий, привития любви к спортивному состязанию и повышения интереса к занятиям теннисом.
Программа включает в себя разделы, освещающие теоретическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и соревновательную деятельность, а также средства и методы подготовки, систему контроля нормативов и качества выполнения игровых упражнений.

Формы учебно-тренировочного процесса проявляются в групповых и индивидуальных занятиях, теоретической подготовке, медицинском контроле, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, инструкторской и судейской практике.

В ДЮСШ «Старт» каждый учебный год занимающиеся в группах тенниса (спортивно-оздоровительные, начальной подготовки и тренировочного этапа группы) сдают тесты по общефизической, специальной физической подготовке, технической в сентябре, январе и мае, июне.
Заметен рост результатов в оснащении техническими приёмами и ведением игры по заданным параметрам.

В данной работе проанализирована динамика роста физических качеств семи занимающихся в тренировочных группах в трех годичном периоде(2010-2011-2012 гг) двух возрастных группах – до 12 лет и старше 12 лет и обеих полов (юноши и девушки).

Тестировались физические качества:

  • скорость – бег на 20 метров (максимально быстро пробежать);
  • частота движений – максимальное количество прыжков на скакалке одновременным толчком двумя ногами за 60 секунд, максимально быстрое передвижение пятью различными способами на тренировочной лестнице (14 квадратов);
  • быстрота реакции на движущийся объект и частично быстрота одиночного движения – ловля гимнастической палки с нанесенным на неё градацией с шагом 5 мм;
  • скоростно-силовые качества – метание набивного мяча весом 1кг движением подачи, прыжок вверх с места толчком двух ног, прыжок в длину с места толчком двух ног и тройной прыжок с места толчком двух ног, максимально быстро выполнить 6 полных поворотов плеч с гимнастической палкой на плечах, ноги на ширине плеч;
  • сила – сгибание и разгибание рук в положении упора лёжа, сила кисти рук, подъём туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты под 90 градусов, стопы ног на полу, руки за головой;
  • выносливость – пробежать максимальною дистанцию за 6 минут;
  • алактатно-анаэробная выносливость – «челнок» максимально быстро пробежать шесть раз восьми метровый отрезок (6Х8 метров) по направлению вправо-влево попеременно вдоль задней линии корта;
  • способность выполнение лактатно-анаэробной работа - 3-кратный «веер» максимально быстро трёхкратно пробежать поочерёдно пять четырёх метровых отрезков.

Участники на период начало тестирования и по настоящее время имели и имеют разную степень тренированности, различную теннисную подготовку и продолжительность занятий теннисом. Все тестируемые ежегодно принимали и принимают участие в муниципальных и региональных соревнованиях по теннису.

Сильнейшие участвуют в соревнованиях РТТ (НП «Российский теннисный тур»).
Рассмотрим таблицу.
(рост показателей развития физических качеств участников в % соотношении 2010 г к 2012 г)

Из данных второй таблицы можно сделать (подтвердить) вывод о гетерохромном развитии разных физических качеств у детей и подростков.
Активно растут показатели у занимающихся в возрасте до 12 лет связанных со скоростными качествами во всех её проявлениях (скорость, частота движений, реакция одиночного движения и на движущийся объект). В группах старше 12 лет заметен прирост силы (абсолютных силовых способностей).
Вывод. Влияние тренировочных занятий на физическое развитие детей трудно переоценить. В зависимости от времени занятий (опыта), индивидуальных качеств (предрасположенности), возраста занимающихся и методического обеспечения тренировочного процесса текущие результаты могут разниться в разы и даже на порядок. При систематических занятиях (работой над качествами), как правило, происходит постоянный рост результатов, заметный даже в периодизации одного-двух мезоциклов.
Тренировка физических качеств даёт больший эффект при учёте сенситивных периодов для того или иного физического качества и функциональных способностей организма.

Тренер-преподаватель по теннису
МБОУДОД ДЮСШ «Старт»
Кисляков Н. В.

Горячая линия

По вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных учреждениях.

Время работы: 10.00 – 12.00 и 14.00 – 17.00 в рабочие дни.

Телефон доверия

Информация

Место нахождения Школы: 166700, Ненецкий автономный округ, поселок Искателей, улица Губкина, дом 5 «Б».

Источники: http://teoriya.ru/ru/node/411, http://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/razvitie-fizicheskix-kachestv-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/, http://dussh-iskateli.ru/metod-material/272-vliyanie-trenirovochnykh-zanyatij-tennisom-na-razvitie-fizicheskikh-kachestv-u-detej-i-podrostkov-zanimayushchikhsya-sportivnoj-podgotovkoj-v-dyussh-start

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Творческие занятия для детей москва

О Клубе Детский клубОблачко C далее...

Ребусы детей 11 12 лет сложные

Математические ребусы с далее...

Пятно внизу глаз у ребенка

Краснота вокруг глаз Краснота в далее...

Занятия лепкой детей 4 лет

Лепка с детьми -важное занятие? Различные развивающие занятия, далее...

Ребенку месяц вылечить быстро насморк

Как вылечить простуду у ребенка быстро? Ежегодно главный далее...

Можно заняться ребенком 8 лет

С какого возраста МОЖНО отдавать ребенка далее...

Особенности аллергии у детей

Особенности течения аллергии у детей Аллергия может появиться в далее...

Популярные статьи