Главная » Развитие ребенка

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Развитие изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

Велика моя надежда на нашу … Россию, хорошо она
Начала свое искусство, и я глубоко верю, что она скажет
Свое особенное, свежее слово среди международного
Искусства. Но я иду еще дальше и верю, что она
Подействует освежающе на других. Дорога она нам тем…
Что она старается понять человеческую душу, дух народа.
Везде она ищет творчество души…
П. Антокольский.

Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры, вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умением изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте.

Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство – виды изобразительного искусства, возникшие в глубокой древности, существовавшие во все эпохи и получившие новое содержание в наше время.

Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство колоссально. Во все времена жизни человечества искусству уделялось большое внимание.

Одна из главных задач общей подготовленности детей к школе, по признанию педагогов и психологов, является всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность, на мой взгляд, обладает большими возможностями.

Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания. В процессе рисования, лепки, конструирования, аппликации я создаю благоприятные условия для психоэмоционального развития воспитанников, положительного восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности.

Изобразительная деятельность – это деятельность креативная, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

На занятиях изобразительной деятельностью я создаю условия, способствующие формированию интереса к художественно-творческой деятельности, желания создать красивое изображение, развитию воображения. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества, – является для меня именно той основой, которая обогащает представление детей, позволяет им найти разнообразные выразительные решения.

В процессе изобразительной деятельности я воспитываю у детей нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

Занятия по изобразительной деятельности имеют большое значение для умственного воспитания детей (информация о времени в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты).

Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения, речи.

О важности изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и образования ребенка писали и высказывались многие педагоги, психологи, писатели, художники (А.В.Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С.Кузин, Б.М.Иеменский, Н.А. Санулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Б.Т. Юсов и другие).

Понимая особую значимость воспитания детей изобразительному искусству, я решила более углубленно работать по данному направлению. Для этого я четко выразила цели и задачи.

Цели.
  1. Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов.
  2. Овладение различными видами художественной деятельности.
  3. Овладение различными изобразительными техниками, в том числе нетрадиционными.
Задачи.
  1. Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных явлений и предметов.
  2. Развитие умения изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием.
  3. Развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.
  4. Овладение техническими приемами работы с различными материалами, с использованием различных инструментов.

Задачи обучения одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

Для реализации целей и задач в обучении детей изобразительной деятельности я использую следующую методическую литературу: “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” Т.С. Комарова, “Изобразительная деятельность дошкольников” В.Ф.Котляр, “Природа, искусство и изобразительная деятельность” Т.Н.Доронова, “Я учусь рисовать” Т.Г.Козакова, “Учимся лепить и рисовать”, “Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму” Г.В. Беззубцева, Т.Н.Андриевская, “Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству” А.С.Галанов, С.Н.Корнилова, С.Л.Куликова, “Изобразительное искусство детей в детском саду и школе” Комарова Т.С. Зарянова О.Ю. ИвановаЛ.И. “Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук” Башаева Т.В. “Дошкольникам о живописи” Чуличева Р.М. “Природа и художник” Т.А.Копцева, “И учеба, и игра изобразительное искусство” В.М. Трофимова, Т.И.Тарабарина.

Методика изобразительного искусства строится на следующих принципах:
  1. Одним из основных принципов построения программы – воспитывающий характер обучения.
  2. Доступность материала (учитывается при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей).
  3. Повторность материала.
  4. Построение программного материала от простого к сложному.

Для успешного воспитания и обучения я пользуюсь как традиционными методами: наглядные, словесные, практические, так и применяю нетрадиционные элементы различных парциальных программ по изодеятельности.

В детских дошкольных учреждениях видами изобразительной деятельности являются:

1. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

2. Лепка – является разновидностью скульптуры, своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения.

3. Аппликация – дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

4. Конструирование – этот вид деятельности больше других связан с игрой.

Используя свои знания, различные методики и программы, применяя различный методический материал: настольные развивающие игры, игровые упражнения, граммзаписи, иллюстрации, пальчиковые игры, физкультминутки, загадки, стихи, рассказы, образцы своих работ, проводя различные беседы, экскурсии, развлечения, ведя работу совместно с родителями, я надеюсь в дальнейшем повысить уровень развития детей в изобразительной деятельности.

Полученные знания и результативность практической деятельности можно отразить в проведении развлечений, викторин, выставок.

В итоге я сделала следующий вывод: - изобразительная деятельность является одним из главных компонентов в формировании творческой личности дошкольника, это способствует всестороннему развитию детей.

Н.К. Крупская говорила, что “надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее и глубже чувствовать”.

§ 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Предпосылками продуктивных видов деятельности, так же как игры и труда, выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

На втором году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Проводя карандашом, ребенок делает важное «открытие» - карандаш оставляет след. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий - то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Так, при слабом нажиме линии будут бледными и тонкими, а при сильном - толстыми; короткими резкими движениями можно нанести штрихи, а размашистыми - линии. То есть ребенок видит наглядный образ собственных действий. Каракули вызывают у малыша интерес, стремление их повторить. Такое стремление ведет к росту произвольности движений, к формированию зрительно-двигательных координации нового уровня. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, а рука задает определенный образ действия. Дети учатся воспроизводить свои движения.

Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Вопросы взрослого: «Что ты нарисовал?», его подсказки: «Похоже на корабль» помогают малышу установить связь изображения с реальным объектом. Такой рисунок еще очень далек от действительности, и у малыша нет намерения что-либо нарисовать. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия карандашом на реальный продукт, получаемый в результате манипуляций. Постепенно ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

Новый этап в становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Знаковая функция, представляющая собой одну из фундаментальных человеческих способностей, начинает осваиваться в раннем детстве, при непосредственном воздействии взрослого, который учит ребенка узнавать картинки в книжках, использовать в игре предметы-заместители, называть нарисованные каракули. Процесс рисования предполагает действие замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая таким образом их соотношение. И в то же время он понимает, что изображение предмета выступает его заместителем, обозначением. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования. Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Понимание того, что изображение является заместителем реального объекта, а не им самим, позволяет ребенку осознать, что его собственные рисунки что-то изображают. Слово закрепляется за определенной каракулей, которую ребенок может произвольно воспроизводить. Вершина развития каракулей - замкнутая, закругленная линия становится основой графического образа многих предметов. Перемещение слова с конца на начало рисования - важнейшее достижение в изобразительной деятельности. Как только малыш начинает приписывать своим каракулям то или иное содержание, они превращаются в средство указания и сообщения. Теперь ребенок не только обозначает предмет, но и передает информацию - сообщает нечто другому человеку, прежде всего взрослому.

Изобразительная деятельность детей

Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка было давно понято психологами. Эта деятельность детей изучалась с точки зрения ее возрастной эволюция (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, К. Бюлер), ее психологического анализа (НА.Рыбников, Э. Мейман), связи детских рисунков с эмоциональным (А. М. Шуберт), а также умственным развитием и одаренностью ребенка (Ф. Гуденаф), с развитием его личности (А. Ф. Лазурский). Изобразительная деятельность ребенка, наряду с собственно игровой широко используется в психотерапевтических целях. Все это заставляет более пристально присмотреться к этому виду деятельности ребенка.

Почему ребенок вообще начинает рисовать? Что побуждает малыша провести какие-то линии, закорючки на листе бумаге или мокром песке? Можно ответить вопросом: «А что.побуждает ребенка говорить?» В этом отношении интересна параллель, проводимая между началом развития речи и рисунка. Мы хорошо помним тот этап в развитии речи, когда одно слово было носителем целого предложения. По аналогии с этим можно сказать, что детский рисунок развивается не от отдельных элементов, а от целого, которое ребенок передает в рисунке. Тем не менее здесь нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос, хотя и намечается некоторая генетическая связь между развитием речевой и изобразительной деятельностями.

Трудность ответа состоит в том, что развитие изобразительной деятельности ребенка процесс более сложный и запутанный, чем развитие речевой деятельности. Все люди, так или иначе, овладевают речью и добиваются в конечном счете сопоставимых между собой результатов. Все люди, так или иначе, овладевали изобразительной деятельностью, однако, результаты здесь явно несопоставимы. Нас, конечно, здесь не интересует вопрос о предпосылках достижений в области изобразительного искусства. Речь идет о причинах, подталкивающих маленького человека к рисованию.

В. В. Зеньковский видит в них элемент случайности, когда «случайно дитя, наблюдавшее и до того рисунки взрослых, видевшее, как из начертания линий тут же выходит «рисунок»,- случайно и оно создает такой же «рисунок», сознавая затем изобразительную силу линии и овладевая постепенно этой силой».

Л. С. Выготский, изучая предысторию становления письменной речи, приходит к выводу, что «история развития письма начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка и опирается на ту же естественную историю рождения знаков, из которых родилась речь». Всем хорошо известны примеры пиктографического письма, которое, по мнению Л. С. Выготского, есть ни что иное как символическое отображение жеста: «мы склонны первые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова». На родство рисования и жеста указывал и В.Штерн. Таким образом, первоначально рисунок возникает из жеста и начинает самостоятельно означать предмет. Важно подчеркнуть, что в первых рисунках детей предмет обозначается лишь, после того как он нарисован, но никогда до того. Сам рисунок развивается под сильным давлением речи, поскольку ребенок рисует так, как говорит; при этом сам рисунок можно рассматривать как своеобразную детскую речь. Не случайно, что само рисование начинается тогда, когда устная речь стала для ребенка привычной. Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, возникающая на основе словесной речи, графический рассказ о чем-либо - подчеркивает. Л. С. Выготский и потому рассматривает детский рисунок как предварительную стадию письменной речи. Именно поэтому, все люди так или иначе рисуют, обозначая изобразительными знаками свои слова. И эта наша графическая способность выливается в письме и на этом исчерпывает себя. У некоторых же из нас она развиваются далее, что и объясняет появление художественных произведений, а не графических пиктограмм, обозначающих окружающие нас предметы или события.

Обратимся к краткой характеристике развития изобразительной деятельности.

В известном исследовании Г. Кершенштейнера «Развитие изобразительных способностей», вышедшем еще в 1905 году, автор выделял четыре стадии развития детского рисунка наряду с открывающей их стадией каракулей, которая начинается с 2-х лет. В этот период ребенок, как правило, не способен нарисовать что-либо реальное. Он получает удовольствие от самих движений, как в свое время получал его от произнесения отдельных звуков. Американцы В.Ловенфильд и Л. Бриттен в этой связи не без юмора замечают, что «попытки научить ребенка этого возраста нарисовать яблоко равносильны тому, чтобы обучить младенца на стадии гуления правильно произносить слова или составлять из них предложения».

Резкое улучшение зрительно-моторной координации к 2,5 годам дает ребенку возможность зрительно понимать то, что он делает кинестетически, придает энтузиазм процессу рисования каракулей и делает его весьма захватывающим. Поэтому, как отмечает Л. Ф. Обухова, «любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию каракулей, на этой стадии могут вызвать задержку развития».

Следующая стадия - это «стадия чистой схемы» (начало с 2-3-х лет), мало отличающаяся от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии дети дают названия своим рисункам, т.е. ее можно идентифицировать как начало графической речи ребенка. Психологическое значение этих стадий в том, у ребенка развивается зрительно-моторная координация, способность к образному отображению окружающего мира.

На третьей стадии «силуэтов или контуров», начало которой относят к 3-5 годам, рисунки детей отличаются примитивной выразительностью.

На последней стадии «пластического изображения» (с 6-7 лет) ребенок изображает объекты с теми качествами, которые он реально видит.

В добавление к приведенным этапам следует сказать об исследовании Н. П. Сакулиной, которая установила, что к 4-5 годам среди детей выделяются два типа рисовальщиков:
рисующие отдельные предметы и отображающие сюжет.

Первые сосредоточены на рисунке, детальной проработке отображаемого предмета, заботятся о качестве рисунка. Вторые склонны к развертыванию сюжета, рисунок выступает в качестве опоры для рассказа, их не заботит изобразительная сторона рисунка. Описанные этапы развития изобразительной деятельности лишь первые шаги психологического изучения этой формы игровой деятельности ребенка.

Каково же значение этой деятельности для психического развития ребенка? О некоторых из них уже было сказано, в связи с выяснением причин возникновения изобразительной деятельности. Кроме этого следует отметить влияние на развитие восприятия, его точности, внимания, воображения, а значит, и творческих способностей ребенка, в том числе и технических, гибкое и пластичное образное мышление. Но все это - параметры познавательного развития.

Наряду с этим изобразительная деятельность оказывает влияние на личностное развитие ребенка, и, прежде всего, его эмоциональной сферы, поскольку выступает как способ выяснения своих возможностей, моделирования отношений с окружающими и выражения собственных эмоций. Рисование, как творческий акт, позволяет ребенку действовать по наитию, свободно выражать свои чувства и переживания. Это и определяет большой психотерапевтический потенциал рисования, поскольку в рисунке ребенок дает выход своим переживаниям, желаниям и мечтам.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/635404/, http://pedlib.ru/Books/4/0387/4_0387-80.shtml, http://psyera.ru/4506/izobrazitelnaya-deyatelnost-detey

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения





Избранные статьи

Речевое развитие ребенка до года по месяцам

Речевое развитие в первый год жизни Перед редким родителем далее...

Мутная моча осадок ребенка

Почему у ребенка мутная моча? Когда в семье появляется малыш, далее...

Стол и стул для ребенка 2 года

Детская мебель Все элементы изготовлены из МДФ далее...

Развитие эмоционального общения ребенком

Эмоциональное развитие детей раннего возраста Развитие психических функций неотделимо далее...

Сыпь попе грудничка причины

Причины аллергии на попе у далее...

Ребенку 5 лет заложенность носа соплей нет

категория: медицинские ЭКСПЕРТЫ, модераторы, консультанты Nedug.Ru.сообщений 1,616 Ответ: далее...

Познавательные игры детей 5 7 лет

бесплатные игры online Подписаться на новости Развивающие игры для далее...

Популярные статьи

x