Главная » Развитие ребенка

Развитие координационных способностей детей с нарушением зрения

Совершенствование базовых координационных способностей школьников 8-12 лет с нарушением зрения тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.04, кандидат педагогических наук Харченко, Любовь Валерьевна

ГЛАВА! СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Понятие о координации , координационных способностях , классификация, сенситивные периоды развития

1.2. Физиологические механизмы двигательной координации в норме и при патологии зрительного анализатора

1.3. Значение зрения. краткая характеристика зрительных нарушений s

1.4. Особенности физического развития и двигатёльйых нарушений школьников с нарушением зрения

1.5. Особенности физического воспитания школьников с нарушением зрения

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1. Задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ^

3.1. Анализ состояния здоровья школьников с нарушением зрения

3.2. Сравнительная характеристика уровня физического развития школьников с нарушением зрения и школьников общеобразовательных школ

3.3. Сравнительный анализ уровня развития координационных способностей школьников с нарушением зрения и учащихся общеобразовательных школ

ГЛАВА 4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

4.1. Теоретическое обоснование методики совершенствования базовых координационных способностей школьников 8-12 лет с нарушением зрения

4.2. Экспериментальное обоснование методики совершенствования базовых координационных способностей школьников с нарушением зрения 8-12 лет на уроках физической культуры

4.2.1. Изменение показателей, отражающих уровень развития координационных способностей у школьников 8-9 лет с нарушением зрения, после проведения педагогического эксперимента

4.2.2. Изменение показателей, отражающих уробень развития координационных способностей у школьников 10-12 лет с нарушением зрения, после проведения педагогического эксперимента

4.3. Анализ динамики корреляционных связей между различными видами координационных способностей и другими изучаемыми показателями после проведения педагогического эксперимента у школьников 8-12 лет с нарушением зрения

4.3.1. Анализ динамики корреляционных связей между различными видами координационных способностей и другими изучаемыми показателями после проведения педагогического эксперимента у школьников 8-9 лет с нарушением зрения

4.3.2. Анализ динамики корреляционных связей между различными видами координационных способностей и другими изучаемыми показателями после проведения педагогического эксперимента у школьников 10-12 лет с нарушением зрения

4.4. Обсуждение результатов исследования ' 121 ВЫВОДЫ 125 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 127 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 130 ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК условных обозначений, символов, единиц и терминов

КС - координационные способности.

ВЛМ - вербально-логическое мышление

ВРИ - весо-ростовой индекс

ЖЕЛ - жизненная емкость легких

ЖИ - жизненный индекс

ДЖЕЛ - должная жизненная емкость легких

КГ - контрольная группа

ЭГ - экспериментальная группа

ЦНС - центральная нервная система

СИ - силовой индекс

ОГК - окружность грудной клетки

ЧСС - частота сердечных сокращений

Введение диссертации (часть автореферата) На тему Совершенствование базовых координационных способностей школьников 8-12 лет с нарушением зрения

Актуальность. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. Известно, что 90% восприятия внешнего мира осуществляется с помощью зрительного анализатора.

Нарушение деятельности зрительного анализатора вследствие врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, сопровождается снижением двигательной активности, а это, в свою очередь, вызывает у ребенка большие затруднения при выполнении различных движений. У детей с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координации движений, при выполнении статического и динамического равновесия, ориентации в пространстве, нарушается точность и соразмерность движений, замедлена скорость выполнения отдельных движений. ( Каплан А.И. Морозова Н.Г. 82; Сермеев Б.В. 150 и

Заболевание зрительного анализатора и малоподвижный образ жизни обуславливают вторичные отклонения: нарушение осанки. плоскостопие, искривление позвоночника (лордозы, сколиозы) ( Земцова М.И. 72).

Для предупреждения вторичных нарушений и ликвидации нарушенных двигательных способностей важную роль играют специально направленные коррек-ционные занятия физической культурой.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросу изучения использования средств физической культуры для занятий с детьми с нарушением зрения посвящены работы ряда исследователей ( Аветисов Э.С. Курпман Ю.И. Ливадо Е.И. 1; Сермеев Б.В. 151 и др.), но до настоящего времени не в полной мере изучены возрастные особенности развития координационных способностей детей с нарушением зрения. Исследования носят частный, фрагментарный характер, в основном исследования проводились на здоровых детях, а для детей с аномалиями в развитии характерно отставание в физическом развитии, отставание в темпах биологического созревания, нарушение физиологического обеспечения координационных проявлений, а следовательно, изменение сенситивных периодов развития. Недостаточно программ, направленных на совершенствование базовых координационных способностей (КС) школьников с нарушением зрения в сенситивные периоды развития. В связи с этим, исследование координационных способностей аномальных детей, весьма актуально.

Работа выполнена в соответствии с проблемой 1.2.8. Социальная реабилитация и профессионально-прикладная физическая подготовка аномальных детей сводного плана НИОКР госкомитета РФ по физической культуре и туризму на 1996-2000 гг. номер государственной регистрации 01.9.20 0062 49.

Объектом исследования выбран педагогический процесс, направленный на совершенствование базовых координационных способностей школьников 8-12 лет с нарушением зрения.

Предметом исследования является методика совершенствования базовых координационных способностей школьников 8-12 лет с нарушением зрения.

Цель исследования - т©оретичес|

Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения Methods of development coordination motor abilities in 4-5 age children with impairment vision Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • МЕТОДИКА ,
  • КООРДИНАЦіЯ ,
  • ПОРУШЕННЯ ,
  • ДОШКіЛЬНИКИ ,
  • КООРДИНАЦИЯ ,
  • НАРУШЕНИЯ ,
  • ДОШКОЛЬНИКИ ,
  • METHODS ,
  • COORDINATION ,
  • DISORDERS ,
  • PRESCHOOL

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Воловик Н. И.

Статья посвящена практической разработке методики развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения. Дошкольный возраст важный для развития координационных способностей. Методика разработана для целенаправленного развития каждого вида координационной способности и эффективного влияния на действие разных анализаторов: двигательного, зрительного, тактильного, слухового, которые позитивно влияют на развитие и определяют уровень координационных способностей. Методика разработана с учетом первичных и вторичных нарушений у детей с нарушением зрения, состояния здоровья, наличием двигательного опыта.

Abstract 2007 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Volovik N. I.

The article is devoted to practical substantiation methods of development coordination motor abilities in 4-5 age children with impairment vision. Preschool age is important in development coordination motor abilities. Methods have been work out for goal-directed development each form of coordination motor abilities and effective influence for different kind of analyzers: motor, visual, hearing, tactile, which influence for development and determine level of coordination motor abilities. Methods have been work out with taking into account disorders in children with impairment vision, general state of health, presence of preceding motor experience.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта , Воловик Н. И.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Воловик Н. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения // ППМБПФВС. 2007. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-detey-4-5-let-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 17.09).

Воловик Н. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта (2007). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-detey-4-5-let-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 17.09).

Воловик Н. И. (2007). Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-detey-4-5-let-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 17.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Воловик Н. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения // ППМБПФВС. 2007. №10 С.12-15.

Воловик Н. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта (2007).

Воловик Н. И. (2007). Методика развития координационных способностей у детей 4-5 лет с нарушением зрения. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта

Физическое воспитание дошкольников с нарушением зрения

Физическое воспитание - это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств.

Цель физического воспитания – всестороннее развитие физических сил личности.

Основной особенностью ребенка дошкольного возраста является его интенсивный рост и развитие, но формирование систем и их функций еще не закончилось и это определяет высокую ранимость организма.

Исследования Л.И. Солнцевой, В.А. Феактистовой и др. показали, что в принципе возрастная периодизация формирования двигательных функций сохраняется, но учитывая особенности детей с нарушениями зрения, растягивается во времени. Успешное формирование функций обеспечивается на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции по самоконтролю движений наряду со зрением учитываются все виды чувствительности. По мере овладения двигательными умениями полисенсорная основа суживается становясь бисенсорной.

Современная тифлологическая наука, опыт жизни и деятельности взрослых инвалидов по зрению свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, и в то же время указывают на глубокое отставание в физическом развитии, которое осложняет решение самой актуальной проблемы современности - интеграции инвалидов по зрению в общество (Л, Ф. Касаткин, В. А. Кручинин, Л. А. Семенов, Б.В. Сергеев).

Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения

Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:

· нечеткость координации движений,

· снижение темпа выполнения движений,

· появление неточности движений,

· трудности при ориентировке в пространстве,

· трудности при выполнении движений на равновесие.

Медико-педагогические исследования физического развития дошкольников в специальном детском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей раннего возраста по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2—2,5 годам, у слабовидящих - к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

К моменту поступления большинства детей в специальный детский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое отставание, что обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания.

Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются:

· охрана и укрепление здоровья, нервной системы,

· совершенствование функций организма,

· полноценное физическое развитие,

·воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности,

·формирование нравственных и личностных качеств.

Наряду с общими задачами физического воспитания, предусмотренными программой для массовых детских садов, в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта:

· повышение двигательной активности детей путем создания

специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ог­раниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;

· формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;

· коррекция и компенсация недостатков физического развития;

· формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.

Решение общих и специальных задач, обеспечивается реализацией специальной программы по физическому воспитанию.

К общедидактическим задачам физического воспитания относятся:

- привитие навыков личной и общественной гигиены;

- формирование умений и навыков, жизненно необходимых движений;

- развитие двигательных качеств, способностей, особенно координационных, скоростных и общей выносливости;

- формирование первоначальных знаний, связанных с занятием физическими упражнениями и освоение культурно-гигиенических навыков.

- воспитание морально-волевых качеств;

- содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

- охрана жизни, борьба с заболеваниями, закаливание;

- содействие правильному и своевременному развитию всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы.

В программе по физическому воспитанию кроме общих разделов есть и специальные разделы:

- коррекция вторичных дефектов;

- формирование мотивации движений;

- развитие элементарных зрительных функций.

Физическое воспитание слепых и слабовидящих дошкольников основано на работе по развитию ориентации и передвижения в пространстве.

Часто слова, обозначающие движения ни о чем ребенку не говорят. Предусматривается специальное формирование двигательных умений (идти шагом, бегать, прыгать, прыгать на одной ноге, подпрыгивать, переворачиваться, удерживать равновесие при движениях, принимать различные положения тела). Эти задачи достигаются путем использования игр, в которых дети подражают движениям различных животных, походке различных людей:

- Медвежий шаг – перемещение с выносом вперед одновременно левой руки и ноги, а затем – правой;

- Гусиный шаг – перемещение с приседанием и опорой ладонями о колени, с удержанием спины в прямом положении;

- Птичий шаг – передвижение вперед, прыгая на одной Ное, вторую – согнуть и взяться рукой за щиколотку;

- Ходить как взрослые;

- Ходить как полная женщина;

- Ходить как старик.

Движения показываются с помощью манипулирования телом ребенка, его руками и ногами, таким образом, чтобы он мог представить себе названные движения. Так формируется тактильно-кинестетический образ движения при минимальном участии зрения. Таким же образом при ежедневных занятиях и во время утренней гимнастики детей обучают различным элементарным физическим навыкам (наклон вперед-назад, вращение корпуса и т.д.)

Развитие моторики и формирование правильных движений – важнейшие компоненты физического созревания ребенка. Дети с нарушениями зрения часто не могут выполнять движения лежащие в основе передвижения (перешагивание, хождение по ступенькам разной высоты и ширины, сохранение равновесия).

Развитие двигательных навыков в процессе занятий оказывает комплексное воздействие на ребенка:

- совершенствуется координационные способности;

- развивается умение правильно ориентироваться в пространстве;

- развиваются скоростные и скоростно-силовые способности.

тифлопедагог Бержанская Е.А

Источники: http://www.dissercat.com/content/sovershenstvovanie-bazovykh-koordinatsionnykh-sposobnostei-shkolnikov-8-12-let-s-narusheniem, http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-detey-4-5-let-s-narusheniem-zreniya, http://defectus.ru/load/teoreticheskie_materialy/tiflopedagogika/fizicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_s_narusheniem_zrenija/40-1-0-181

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Икт работе одаренными детьми

Применение ИКТ в работе с одаренными детьми в школе. ГБООУСанаторная далее...

Куртки детей 11 лет

Зимняя одежда для девочек В нашем магазине Вы можете найти далее...

Какие книги читать детям 5 6 лет

Статус: Меня нет Хотелось бы далее...

Закономерности психического развития детей раннего возраста

Основные закономерности психического развития человека Психическое далее...

Коревая сыпь у детей

Фото кори у детей и взрослых Симптомы кори далее...

Как вылечить насморк у ребенка в домашних

Как вылечить насморк в домашних далее...

Ребенок 9 лет икает

Почему ребенок икает? Икота - состояние неприятное, но далее...

Популярные статьи